Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

http://karkasblog.ru/ domvkarkase надежное проектирование каркасных домов.

§ 1. Эллинизм и христианство

С III в. начался закат древнегреческой культуры, просуществовавшей почти тысячу лет. Последним оплотом древнегреческой эллинистической культуры оставалась еще в течение нескольких веков Александрия. Однако постепенно укреплявшееся в Риме христианство (нещадно сначала преследуемое, но в 311 г. провозглашенное государственной религией Рима) стало заявлять о своих правах и здесь. Оно стремилось подчинить не только души, но и умы авторитету Священного Писания, порицая всякий анализ природы. В борьбе церкви с древнегреческим язычеством наука и философия эпохи эллинизма также сначала отбрасывались как опасные направления, порождающие ересь. Но затем постепенно и они были приспособлены к нуждам христианства.

Правда, и среди ранних христианских теологов-ученых первых трех веков были мыслители с критическим умом. Они стремились совместить христианские догмы и античную натурфилософию и науку. Таков был Филон Александрийский (I в. н. э.). В III в. его последователи Климент Александрийский и особенно Ориген, осознавая противоречие между библейским описанием «творения мира» и очевидной действительностью (согласно Библии, например, бог «работал» днем и ночью еще до создания Солнца), подчеркивали символический, не буквальный смысл Библии.

Попытка объединить античную натурфилософию и христианство ярко выразилась в космолого-космогонических воззрениях Оригена (ок. 185—254), уроженца Александрии, до 231 г. возглавлявшего там христианскую философскую школу. Являясь одним из наиболее крупных апологетов раннего христианства, богословом-теоретиком, он отстаивал на основе христианства идею... множественности населенных миров и даже множественности вселенных (т. е. земель с окружающими их звездными сферами). Ориген считал их конечными и во времени, и в пространстве, тогда как процесс зарождения и гибели таких вселенных представлялся ему бесконечным. Однако эти идеи, близкие к идеям Демокрита, Ориген обосновывал так: «Если Вселенная имеет начало, то чем проявлялась деятельность Бога до сотворения Вселенной? Грешно и вместе с тем безумно было бы думать, что божественная сущность пребывала в покое и бездеятельности1 и было время, когда благость ее не изливалась ни на одно существо, а всемогущество ее ничем не проявлялось. Полагаю, — продолжает Ориген, — что еретик нелегко ответит на это. Что касается меня, то скажу, что Бог приступил к своей деятельности не в то время, когда был создан наш видимый мир, и подобно тому как после окончания последнего возникает другой мир, точно так же до начала Вселенной существовала другая Вселенная... Итак, следует полагать, что не только существуют одновременно многие миры, но и до начала нашей Вселенной существовали многие вселенные, а по окончании ее будут другие миры».

Если убрать здесь слово «бог» и заменить его саморазвивающейся материей, то перед нами предстанет едва ли не новейшая космологическая концепция! Однако именно идея волевого вмешательства бога во все наблюдаемые явления вела к утрате самостоятельности мышления, глушила попытки исследования природы. Именно этим, прежде всего, отмечена в истории культуры наступавшая мрачная (особенно для Европы) эпоха средневековья. Сам Ориген, сначала изгнанный в Палестину христианской церковью, был осужден затем при гонении на христиан и умер от пыток в тюрьме. А вскоре в историю знаний были вписаны имена новых жертв — уже христианского фанатизма и нетерпимости. Посмертно Ориген был также объявлен еретиком в рамках христианского учения — за недозволенный, аналитический подход к богословию.

Примечания

1. Вспомним, впрочем, противоположную аргументацию Эпикура против вмешательства богов в формирование миров.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку