Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

• На cognac-whisky.ru коньяк элитный дорогой. | Объявления услуги ремонта, разместить объявление об услугах на официальном сайт сферы услуг ЭтоЗдесь.

Глава I. Введение. Наука под властью религии

 

Большое заблуждение процветает легче большой истины, потому что легче верить, чем шевелить мозгами.

А. Древс

 

Верьте доказательствам разума, а не авторитетам, ...оттачивайте искусство рассуждения.

П. Абеляр

В течение столетий после коперниканского революционного переворота в естествознании и вплоть до середины XX века средние века (IX—XV) считались мрачным провалом в истории науки ввиду полного подчинения духовной жизни людей власти новых, централизованных форм религии. В Европе это была власть христианства. В богословии же господствовали крайний догматизм и традиционализм, исключавшие всякую возможность самостоятельного изучения окружающего мира. Последнее подменялось изучением, вернее, заучиванием утверждений Библии и препарированных церковниками учений Аристотеля и Птолемея.

Аналогично не признавала истины вне Корана и новая религия] Востока, ислам, основанный в VII в. и ставший государственной религией в арабском мире (а позднее проникший и в Индию). Беспрекословного подчинения требовали и другие «мировые» религии, например буддизм в Индии, распространившийся в средние века также и на Китай.

Но даже в таких условиях (как это стало выясняться, к немалому удивлению самих историков, непредубежденно занявшихся в XX в. изучением средневековых трактатов) люди не переставали размышлять об устройстве, законах и происхождении окружающего мира.

Чем же обогатило астрономию и астрономическую картину мира, или по крайней мере какую роль сыграло в их развитии средневековье?

В этот период происходил сложный процесс искоренения и одновременно усвоения языческого древнегреческого наследия во всех регионах Старого Света (Новый еще не был открыт). Формировались резко контрастировавшие представления об окружающем мире: с одной стороны, примитивные, насаждавшиеся церковью, а с другой — гениальные, порой, прозрения отдельных мыслителей, которые, хотя и смотрели на мир также сквозь призму религии, но, общаясь непосредственно с натурфилософскими сочинениями древних греков, вдохновились их творческой энергией. В обстановке эклектического смешения старых натурфилософских учений и новых религиозных догм вырабатывались совершенно иные, противоречивые представления о пространстве, времени, о форме и протяженности Вселенной. Сферически-циклический мир древних греков, мир совершенных форм и движений, завершенности и гармонии вытеснялся примитивной картиной плоской Земли. Но рядом с этими общепринятыми представлениями зарождалось представление и о Вселенной как об однородном и «плоском» бесконечном пространстве. Время уже не связывалось с наблюдением циклических небесных движений, но воспринималось как «прямолинейное» — от прошлого к будущему — течение событий, начиная с акта творения мира Богом.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку