Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

Где купить пеньюар mimisi.ru/penyuary-peleriny-fartuki/penyuar-parikmaherskiy/.

Первой была астрономия

Зарождение науки. Тяжелой, полной опасностей была жизнь людей в далеком прошлом. Им непрерывно угрожали голод и холод, ужасные эпидемии, нашествия врагов и междоусобные войны. Чтобы обеспечить себя продуктами питания, людям необходимо было обрабатывать землю, заниматься скотоводством, охотиться на диких зверей, ловить рыбу. И земля кормила людей, как добрая мать. Но не только от нее зависело их благополучие. Гигантским шатром раскинулось над Землей лазурное небо. Там собирались облака, которые время от времени щедро орошали ее дождями. По небу ежедневно совершало свою прогулку Солнце, которое могло быть очень ласковым или, безжалостно сжигая все живое, неумолимо жестоким. Ночью же на небе, отсчитывая время сменой своих фаз, появлялась Луна. А все небо, как драгоценными камнями, было усеяно звездами...

Внимательно вглядываясь в ночное небо, люди постепенно начали различать на нем отдельные группы ярких звезд — созвездия. Они научились сопоставлять периодические изменения природных явлений — приход весны, время уборки урожая, начало осенних холодов и т. д. — с изменением вида звездного неба, с видимым движением Солнца на небе.

Именно для предсказания и установления сроков тех или иных хозяйственных работ эти элементы астрономических знаний были нужны людям как в древнем Египте и Вавилоне, Индии и Китае, так и другим народам, заселявшим Землю тысячи лет назад и память о которых не сохранилась до нашего времени. Энгельс подчеркивал: «Сперва астрономия, которая уже из-за времен года абсолютно необходима для земледельческих народов»...1

...Ежегодно с июля до ноября (по нашему календарю) воды Нила затопляли долину реки, превращая ее в длинное узкое озеро. Как только неспокойная река входила в берега, египтяне начинали сеять, а через четыре месяца собирали урожай. С марта же на протяжении около 50 дней со стороны пустыни Сахары дул сухой знойный ветер, приносивший с собою темные тучи песка и сжигавший все живое. А вскоре наступал очередной разлив реки...

В Древнем Египте была разработана сложная система искусственного орошения, включавшая в себя много каналов, дамб и резервуаров, которые необходимо было своевременно восстанавливать, подготавливать их к очередному заполнению водой. И египетские жрецы научились сопоставлять начало разлива Нила с видом звездного неба. Они установили, что непосредственно перед разливом на утреннем небе после почти 70 дней невидимости впервые восходит звезда Сириус или, как они ее называли, Сотис (точнее, Сопт)2. Отдавая.дань древней традиции, строители храма богини Хатор в Дендере (современный г. Эсне), постройка которого была закончена при императоре Тиберии (14—37 гг. н. э.), разместили на его стене среди прочих и такую надпись: «Божественная Сотис вызывает Нил к началу года» (рис. 1).

На основании продолжительных наблюдений звездного неба древние египтяне разработали и определенные системы счета времени. В частности, это они ввели обычай делить сутки на 24 часа. Для ориентации во времени на протяжении ночи, для счета дней, остающихся до очередного разлива Нила, египтяне фиксировали последовательный восход определенных групп звезд (из общего их числа 36), расположенных равномерно вдоль эклиптики — пути, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Позже греческие астрономы назвали эти звезды деканами.

Примерно за 2000 лет до н. э. египтяне установили продолжительность года в 365 дней. В соответствии с этим для отсчета времени в дополнительные пять дней — так называемые дни эпагомен (греч. «те, что над годом») — на небе были избраны дополнительные группы звезд. Нотак как на самом деле Солнце возвращается к одной и той же звезде не через 365 суток ровно, а через 365,2564 суток, то происходило медленное смещение порядка гелиакических восходов деканов по датам гражданского календаря. Поэтому, как показали найденные в различных гробницах тексты, делались попытки изменить порядок расположения деканов. Ко времени же Нового Царства (т. е. к 1584 г. до н. э.) деканы как указатели времени потеряли всякую ценность3.

Рис. 1. Иероглифическая надпись, означающая «Божественная Сотис вызывает Нил к началу года»

Одним из очагов древней культуры был Китай. И здесь на протяжении тысячелетий решались важные практические и теоретические вопросы астрономии, которые перед людьми ставила жизнь. Примечательно, что на китайском языке понятие «Вселенная» выражается с помощью двух иероглифов. Первый из них означает «четыре стороны неба и земли», т. е. он выражает понятие «пространство», второй же означает «с древности до нынешнего времени», т. е. выражает понятие времени4.

Для определения времен и сезонов года при китайском императорском дворе были специальные чиновники, в обязанности которых входило по наблюдениям определенных ориентировочных звезд («чэн») устанавливать предстоящее наступление того или другого сезона. Сохранились гадательные надписи на черепашьих щитах, сделанные в XVI—XI вв. до н. э., среди которых, в частности, найдены упоминания о солнечных затмениях. Первым из точно установленных является затмение 6 сентября 776 г. до н. э. Позже, в течение 242 лет (772—481 гг. до н. э.), их в Китае зафиксировано 37. В различных записях имеются упоминания о наблюдавшихся протуберанцах и солнечных пятнах. Фиксировали китайские астрономы и появления комет. Многое, увы, безвозвратно потеряно: в 213 г. до н. э. по приказу могущественного узурпатора, императора-выскочки Ши-Хуанди, были сожжены все книги...5.

Известно, однако, что уже за 2000 лет до н. э. древнекитайские астрономы установили промежуток между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны — синодический месяц — в 29,5 дня и продолжительность солнечного года в 366 дней. С XVI в. до н. э. в Китае используется счет времени по 60-дневным и 60-летним циклам. Бурное развитие астрономии здесь началось с VII в. до н. э. Для определения координат небесных светил использовали армиллярную сферу (лат. armilla — кольцо, см. рис. 30) — прибор из нескольких вставленных друг в друга колец. Но еще раньше китайские астрономы определяли время дня и наступление сезонов по направлению и длине тени вертикально установленного столба — гномона. Есть сведения о том, что около 1100 г. до н. э. астроном Чу Конг, измеряя длину тени от гномона во время летнего и зимнего солнцестояний, определил наклон эклиптики к небесному экватору в 23°54′02″.

Внимательно наблюдали китайские астрономы за движением Луны, а для удобства в счете времени пояс небесной сферы, по которому происходит это движение, был разбит на 28 «лунных домов», поскольку за 27,32 суток Луна возвращается к той же звезде (этот промежуток времени называется сидерическим месяцем). Традиция эта, по-видимому, очень древняя: на китайском языке название «лунный дом» происходит от иероглифа «сю», имеющего два значения: «останавливаться», «ночевать» и... «созвездие». Было замечено также, что Луна движется по небу неравномерно, но связывалось это с нарушением гармонии между небом и Землей, допущенной «сыном Неба» — императором — или его приближенными: «Если на троне — мудрый государь, Луна следует правильным путем. Если государь не мудр и властью пользуются министры, Луна сбивается с пути. Если высшие чиновники ставят свои личные интересы выше своих обязанностей, Луна отклоняется к северу или к югу. Если Луна движется быстро, это бывает потому, что государь медлит с наказанием; когда Луна замедляет движение, это происходит потому, что государь скор на расправу». Это выдержка из астрономического труда IV в. до н. э. Ши Шэня. В нем было описание 122 созвездий и каталог 809 звезд.

Рис. 2. Видимый путь Марса среди звезд в 1964—1965 гг.

Китайские астрономы заметили и пять «блуждающих светил», которым позже греки дали название планеты, имеющее тот же смысл. Были определены их периоды движении по отношению к Солнцу—синодические периоды, довольно близкие к их истинным значениям. Как и многие другие народы, китайцы стремились предугадать судьбы государства по особенностям движений планет, в частности, в зависимости от того, в каком «лунном доме» планета описывает петлю (рис. 2) и т. д.: «Если Марс начнет попятное движение в доме Ин-ши, министры составят заговор, а солдаты восстанут»...

Вавилонская астрономия. «Вряд ли существует в истории науки другая глава, в которой имелось бы столь глубокое расхождение между общепринятым представлением об эпохе и заключениями, которые постепенно вырисовываются при детальном исследовании первоисточников». В вавилонской астрономии «роль наблюдений была весьма скромной; легендарная точность наблюдений также все более и более оказывалась мифом. Одновременно и возраст вавилонской астрономии пришлось определять заново. Оказалось, что ранняя астрономия Месопотамии была незрелой и чисто качественной, ...и только последние три века до н. э. снабдили нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет, ...о шумерской астрономии ничего не известно. Мифологические представления о небесах, обожествление Солнца, Луны или Венеры не могут быть названы астрономией, так же как нельзя считать гидродинамикой веру в божественность шторма или воплощение реки» (Нейгебауер, с. 106—108). И этим, как говорится, сказано все...

Расселяться на болотистой равнине между реками Тигр и Евфрат люди начали около восьми тысяч лет назад. Им необходимо было внимательно следить за звездным небом, чтобы своевременно встречать регулярные разливы этих могучих рек. К тому же наводнения время от времени принимали катастрофические масштабы, а для жителей Междуречья становились поистине «всемирным потопом»...

Для отсчета времени вавилонские жрецы разработали солнечно-лунный календарь, по которому отсчет дней в году производили в соответствии с изменениями фаз Луны, так что месяц имел 29 или 30 дней. А чтобы согласовать этот календарь с изменением времен года, через каждые два или три года с 12 месяцами вводили дополнительный, 13-й месяц. Вставка дополнительного месяца вплоть до VI в. до н. э. производилась по распоряжению властей. Примерно с 600 г. до н. э. здесь начали использовать восьмилетний цикл, в котором восемь солнечных лет почти в точности равны 93 синодическим месяцам (погрешность составляет 1,53 суток за 8 лет).

Известно, что в Вавилоне около 700 г. до н. э. был составлен учебник по астрономии («Мул апин»), в котором содержатся списки звезд северной, экваториальной и южной частей неба. Там же были сведения о гелиакических восходах звезд, списки пар звезд, из которых одна восходит, другая заходит. В особой таблице даны даты восхода отдельных звезд с указанием тех, которые именно в это время находятся в зените. Были в тексте и сведения о планетах, о Луне, о временах года, длине тени гномона и др. Имеются основания полагать, что первая часть этого текста была составлена гораздо раньше указанного года.

Издавна в Междуречье проводились регулярные наблюдения планет, которые считались звездами богов, провозвестниками их воли. Поэтому и названия свои планеты получили по именам богов: звезда богини Иштар (Венера), звезда Набо (Меркурий), звезда Нергала, бога чумы (Марс), звезда Мардука (Юпитер), звезда Ниниб (Сатурн). Сопоставляя определенные события с положением планет на небе в это время, древние вавилоняне (в общем — астрологи различных стран) стремились предугадать будущие события в зависимости от того, где, в каком созвездии будет та или другая планета.

В последние 300 лет до н. э. в Междуречье начался подлинный расцвет астрономии. Об этом свидетельствуют многочисленные записи на глиняных табличках того времени, которых лишь в Британском музее насчитывается свыше 46 000. Среди них имеются отрывки текстов, охватывающих несколько десятилетий, в которых указаны данные о восходах, заходах и стояниях планет, в частности для Юпитера (рис. 3). Были определены периоды обращений планет (их возвращение к тому же положению относительно Солнца в том же созвездии), зафиксированы солнечные и лунные затмения.

Рис. 3. Запись положений Юпитера, сделанная вавилонскими астрономами; указаны, в частности, длины дуг, на которые планета сместилась на протяжении синодического периода

И здесь как раз возникает вопрос: умели ли вавилонские астрономы предвычислять наступление затмений, другими словами, был ли им известен сарос — промежуток времени в 18 лет 11 дней 7 часов 42 минуты, по истечении которого затмения повторяются? История этого вопроса подробно изложена О. Нейгебауером. Оказывается, у шумеров был знак «шар», означавший «Вселенную», и он же использовался для обозначения числа 3600. Именно в смысле числа 3600 этот знак и понятие использовал вавилонский астроном Берос, который ок. 280 г. до н. э. поселился на острове Кос, преподавал там историю вавилонской культуры и написал на греческом языке «Историю Вавилона». Так же понимали это слово Абиден (II в. н. э.) и Синкелл (ок. 800 г. н. э.). Далее мы процитируем О. Нейгебауера:

«В астрономическом смысле «сарос» впервые употребляется в энциклопедии Свиды (около 100 г. н. э.). Там говорится, что «сарос» — это «мера или число у халдеев», и затем добавляется, что один «сарос» содержит 222 месяца, т. е. 18 лет и шесть месяцев, а 120 саросов соответствуют 2222 годам. Первое подразумевает, что год содержит ровно 12 месяцев. Это исключает вавилонский календарь. Второе соотношение является следствием первого, если допустить, что по ошибке переписчика вместо 2220 написано 2222, иначе оно бессмысленно. Ни в одном случае нет никакой связи с затмениями.

Плиний (в «Естественной истории») пишет о повторении затмений через 223 месяца... Эдмунд Галлей имел в своем распоряжении текст Плиния с числом 222. Он понимал, что только 223 имеет смысл и предположил, что такую же поправку надо сделать у Свиды, источником которого он считал Плиния... Галлей предположил, что Свида хотел сказать, что 223 месяца назывались одним «саросом», и он опубликовал это предположение в... 1691 г. ...Гипотеза Галлея ...в форме факта... была повторена Монтюкла́ в... его истории математики... После Монтюкла для всех руководств стало догмой, что вавилоняне использовали «сарос» для предсказания затмений» (Нейгебауер, с. 143—144).

Так и появился миф о саросе... На самом же деле даже в начале III в. до н. э. вавилоняне, как показывают тексты табличек, предвычисляли наступление затмений путем тщательных наблюдений положений Луны. Правда, закономерность в повторяемости лунных затмений, видимых более чем с полусферы Земли, они в то время могли уже заметить, тем более что счет дням они вели лунными месяцами, и поэтому легко могли обнаружить, что затмения Луны происходят зачастую через шесть месяцев. А то, что с определенного пункта Земли в каждые четыре года можно наблюдать три лунных затмения, причем одно из них полное, предоставляло большой материал для обобщений и поиска цикла повторяемости. Если же говорить о солнечных затмениях, то наблюдатель, находящийся в любом конкретном пункте Земли, никакой закономерности в их наступлении не обнаружит...

На море и на суше. Истоки современной астрономии лежат в древней Греции, и об этом речь пойдет в следующем разделе. Здесь же необходимо сказать еще несколько слов о предыстории этой древнейшей науки, о нуждах пастухов, землепашцев и мореходов, стимулировавших ее развитие...

Нелегкой и полной забот была жизнь кочевых народов, занимавшихся скотоводством. С началом горячего лета пастухам приходилось перегонять стада и табуны через бескрайние степи в горы, где в это время можно было найти пастбища и воду. Осенью же они вновь возвращались на равнину. Чтобы не заблудиться во время таких переходов, чтобы не задержаться в горах до опасных метелей, пастухи должны были уметь выбирать нужное направление на местности, определять начало того или другого времени года.

Суровая жизнь вынуждала людей пускаться и в далекие путешествия через моря и даже океаны. Надежными путеводителями их были на протяжении тысячелетий отдельные созвездия ночного неба. В каждый момент времени смелым путешественникам приходилось решать две задачи: где находится их корабль и к у д а плыть дальше. Бескрайние водные просторы страшили многих. Поэтому одни стремились плавать преимущественно так, чтобы не терять из виду берег. Другие же (и так делали вплоть до XVI в.) вначале двигались вдоль меридиана до той параллели, на которой находился пункт назначения, после чего плыли строго на запад или на восток.

И все-таки плавали! Вспомним хотя бы древних финикийцев, населявших восточное побережье Средиземного моря (территорию Ливана и частично Сирии). В VIII—VII вв. до н. э. они имели свои колонии вдоль североафриканского побережья, на территории Франции и Испании. Эти отважные мореплаватели совершали путешествия и вокруг Африки.

Не меньшую смелость проявляли и древние греки. Их страна, щедро усеянная горами и покрытая лесами, не могла прокормить все возрастающее население. Поэтому греки поселялись на соседних островах и на побережье от Малой Азии до Южной Италии и даже на северном берегу Черного моря. Находясь в открытом море, они ориентировались по отдельным группам звезд. Об этом, в частности, рассказал еще в VIII в. до н. э. античный поэт Гомер, описывая путешествие Одиссея:

«Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру
Вверившись, поплыл. Сидя на корме и могучей рукою
Руль обращая, он бодрствовал; сон на его не спускался
Очи и их не сводил он с Плеяд, с нисходящего поздно
В море Воота, с Медведицы, в людях еще Колесницы
Имя носящей и близ Ориона свершающей вечно
Круг свой, себя никогда не купая в водах океана.
С нею богиня богинь повелела ему неусыпно
Путь соглашать свой, ее оставляя по левую руку...»6

Известно, что в древней Греции существовало пособие по навигационной астрономии, составленное в начале VI в. до н. э., вероятно, Фалесом Милетским (ок. 624—547 до н. э.).

Между 725 и 650 гг. до н. э. сочинил свою поэму «Работы и дни» греческий поэт Гесиод. В ней изложены практические советы, относящиеся к различным сторонам жизни хлебороба и к его труду на протяжении года, сопоставлены начала тех или иных сельскохозяйственных работ с видом звездного неба. В частности, Гесиод указывает, что во время первого утреннего (гелиакического) восхода звездного скопления Плеяды (в его время — 10 мая по современному календарю) следует браться за серп, а когда эта группа звезд на рассвете заходит (с начала ноября), наступает время пахать:

«Лишь на востоке начнут восходить Атлантиды-Плеяды,
Жать поспешай, а начнут заходить, — за посев принимайся»7.

Древние римляне начало своих полевых работ также определяли по восходу и заходу отдельных звезд и их групп. Едва ли не главным «ориентиром» при этом был восход и заход (утренний и вечерний) Плеяд, которые в Риме именовались Вергилиями. Например: «Между весенним равноденствием и восходом Вергилий пропалывают нивы, ...следует сажать маслины... Между (утренним) восходом Вергилий и летним солнцестоянием вскапывать или пахать молодые виноградники... Между летним солнцестоянием и восходом Пса (от 22 июня по 19 июля) большинство занято жатвой»8.

В свою очередь, по внешнему виду Солнца и Луны люди стремились предугадать погоду на ближайшие дни. И, вероятно, при этом они обнаружили, что солнечный диск не всегда безукоризненно чист... Уже в IV в. до н. э. древнегреческий философ и естествоиспытатель Теофраст из Афин наблюдал на Солнце пятна. Об этом же писал в «Метаморфозах» римский поэт Овидий (43 г. до н. э. — 17 г. н. э.), упоминая о солнечных пятнах, которые в год смерти Юлия Цезаря можно было видеть на диске Солнца в течение нескольких дней:

«...и лик опечаленный Феба
Мертвенный свет проливал на покоя лишенную Землю...
Ржавчиной темной тогда по утрам светоносец лазурный
Был закраплен...».

Еще больше деталей на Солнце сумел разглядеть и рассказать о них в своих «Георгинах» римский поэт Вергилий (70—19 гг. до н. э.):

«...мы часто видим,
Как по нему самому разливаются разные краски:
Цвет лазоревый — дождь предвещает, огненный — эвры.
Исли же Пятна начнут мешаться с Огнем золотистым,
Все — ты увидишь — тогда закипит одновременно ветром
И облаками...»9.

Как полагают, «огонь золотистый» — это факелы, наблюдаемые вокруг солнечных пятен.

Древнейшая космология. Как видим, уже в глубокой древности люди постепенно приобретали определенные астрономические знания, учились использовать их для своих практических нужд. Вполне естественно, что проводя продолжительные наблюдения неба, люди стремились составить и определенные представления об окружающем их мире «в целом», о его строении, происхождении, установить место Земли в нем и роль, отведенную им, людям. Очевидно, что в то время ответы на все эти вопросы они могли дать лишь на основе своих непосредственных впечатлений, своих ощущений; прошло немало времени, пока выяснилось, что картина мира, построенная таким образом, является ложной.

Так, для древних людей было естественным считать, что Земля неподвижна. Они наблюдали, как Солнце и Луна, весь небосвод вращаются вокруг нее, и воспринимали это как вполне очевидный факт. Они не имели также оснований сомневаться в том, что Земля плоская. Наконец, логично было предположить, что она — центр всего мира. Со временем у людей сформировалось представление, что весь мир создан именно из-за них. Эта позиция называется антропоцентризмом (от греч. «антропос» — человек). И лишь впоследствии, как метко выразился выдающийся английский астрофизик Джеймс Джинс (1877—1946), «неумолимые факты свергли его (человека — И. К.) с того трона, который он строил себе в центре Вселенной. Отныне он должен смириться с положением жителя пылинки средь миров...».

Но этой правды древние не знали. И на все перечисленные выше вопросы они находили самые наивнейшие ответы. Со временем эти примитивные взгляды на мир тесно переплелись с религиозными представлениями людей и стали тормозом в развитии науки. Сопоставление же этих примитивных космологических представлений с сегодняшней картиной мироздания дает возможность глубже прочувствовать, как далеко вперед шагнула в своем развитии наука о небе — астрономия.

Мы вновь в Междуречье. Это здесь зародились представления, что все на Земле — лишь отражение того, что существует на небе, именно здесь сложились широко известные представления о строении мира.

Согласно шумерийской легенде, мир вначале существовал в виде «первичных вод», творцами которых были боги Апсу (бог Мирового океана), Мумму (бог мудрости) и Тиамат (богиня моря). Вскоре между упомянутыми богами-творцами и другими началась великая битва, в которой Апсу и Мумму погибли от руки бога моря и мудрости Эа, а бог Мардук, которого боги провозгласили своим царем, победил богиню Тиамат. После этого Мардук разрезал тело Тиамат на две части и сделал из них небо и землю. На небе он укрепил Солнце, Луну, планеты и звезды, на Земле же из глины, замешанной своей кровью, создал людей.

В древнем Вавилоне сформировались взгляды, согласно которым Земля имеет вид выпуклого круглого острова, плавающего во всемирном океане. На земную поверхность опирается небо — твердый свод (пустотелая полусфера из твердого камня), к которому прикреплены звезды и планеты и по которому совершает свою ежедневную прогулку Солнце. Утром оно восходит на небо через одни ворота, а вечером опускается под землю через другие. Небо отделяет «нижние» воды (т. е. океан, окружающий Землю) от «верхних», дождевых вод. Поэтому, думали древние вавилоняне, как только в небе открываются окна, на землю падает дождь...

Само же небо будто бы состоит из трех «этажей», там живут боги. Аналогично из трех слоев должна была состоять и Земля: на верхнем жили люди, в среднем — бог Эа, в нижнем располагалось царство мертвых. Впоследствии некоторые элементы этой модели мира позаимствовали древние евреи, в частности, есть они и в Библии. Так, в «Книге Иова» говорится, что бог «распростер небеса, твердые, как литое зеркало» (Иов, 37, 18).

Древние египтяне представляли себе Землю в виде большой прямоугольной долины, простирающейся с севера на юг. Посередине долины будто бы протекает Нил. Окружают долину горы, там течет небесный Нил, по которому плавает челн бога Солнца. Плоское железное небо держится на четырех столбах...

В древнем Китае считали, что Земля имеет форму плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо. Согласно легенде озлобленный дракон согнул центральный столб, вследствие чего Земля наклонилась на восток, поэтому все реки в Китае текут на восток; небо же наклонилось на запад, и поэтому все светила движутся с востока на запад. По-видимому, древние пред-ки китайцев не сразу поняли, что каждый день восходит одно и то же Солнце, поэтому день и Солнце они обозначили одним и тем же иероглифом «жи».

У персов и некоторых других народов Востока существовали представления о яйцеобразном строении мира: скорлупа изображала небосвод, белок — атмосферу, желток же — Землю. Согласно одному из древнеиндийских представлений земную полусферу поддерживают четыре слона, стоящие на гигантской черепахе (рис. 4). Согласно другому первой из всех вещей была вода, которой было заполнено все мировое пространство. Через некоторое время вода заволновалась и стала пениться. Из пены появилось яйцо, которое раскололось, и из него вышел бог Брахма. Одна из двух половинок яйца стала небом, другая — Землей. Что же касается звезд, то в древнеиндийской священной книге Ваю-Пурама о них сказано так: «Ветер двигает звезды вокруг полюса, к которому они привязаны невидимыми для людей нитями»...

Рис. 4. Древнеиндийское представление о строении мира

Если же говорить о космологии древних греков, то первой из известных попыток свести ее в единую систему является поэма Гесиода «Теогония». В ней говорится, что вначале существовал лишь вечный, бесконечный и темный Хаос. Из него возник весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли Гея, а глубоко под землей родился Тартар — бездна, заполненная вечной тьмой. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, всеоживляющая Любовь — Эрос. После этого начал твориться мир. Бесконечный Хаос породил вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту, от них родились вечный Свет — Эфир и светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, после чего ночь и день начали сменять друг друга. Далее Земля породила бесконечное голубое небо (Урана), которое раскинулось над Землей. К нему устремились высокие горы, рожденные Землей, широко разлилось вечношумливое море...

Загадки древних камней. Представление о «тверди небесной», столь распространенное у многих народов древности, казалось, имело подтверждение: то в одном, то в другом месте на Землю падали иногда железные, но чаще каменные метеориты, как полагали — обломки «небесной тверди». И уже в доисторические времена возникла литолатрия — поклонение камням, бетилам (они назывались также «помазанные камни» или «одушевленные камни»), многие из которых и были метеоритами.

В истории греческой религии известно много примеров поклонения камням. Обработанные бетилы здесь именовались палладиями (посвященными богине Палладе), или ксоанами. В древней Греции широко распространенным было гадание по ксоанам: перенося их на носилках, истолковывали качание последних...

Поклонялись бетилам, в частности метеоритам, и в древнем Риме. Так, выпавший в Галатии и служивший культу фригийской богини Луны и плодородия Кибеле метеорит массой около 204 г был перевезен в Рим, где был провозглашен государственным символом «великой матери богов» — Реи, причем были даже учреждены специальные празднества — мегалезии, а в 191 г. до н. э. на Палатинском холме был сооружен специальный храм для этого божества. Другой метеорит около 218 г. н. э. был перевезен императором Барием Авитом (Аврелием Антонином) из Эмеса в Рим, где он почитался как сирийский бог Солнца Элагабал.

Согласно легенде из небесного камня появился основатель одного из религиозных течений Митра. Индусы в виде камней почитали богиню Шишти, покровительницу детей, и бога Шиву. Но наибольшую известность получил метеорит Хаджар-эль-Асвад, которому до сих пор поклоняются мусульмане в Каабе — святилище Мекки10.

Сегодня этот класс камней не представляет загадки — их природа и происхождение достаточно изучены. Но в различных местах нашей планеты имеются группы вертикально установленных камней, с каждым годом привлекающих к себе все большее внимание. Для их описания имеется и специальная терминология. Стоячие камни принято называть менгирами, сооружение из двух вертикальных плит, накрытое третьей, горизонтальной, — это трилит, или долмен, кольцо вертикально установленных камней — кромлех.

Наиболее известный из кромлехов — Стоунхендж, расположенный на юго-западе Англии, на равнине Солсбери, возраст которого оценивается в 4000 лет.

Разгадке «тайны Стоунхенджа» посвящено много статей и книг11, и вывод таков: это сооружение могло быть своеобразным храмом, ведь в нескольких местах там найдены остатки обгорелых человеческих костей, и следовательно, можно думать о ритуальных погребениях и жертвоприношениях. Но главное в другом. Сопоставление направлений из ряда точек сооружения на различные ориентиры указывает точки восхода и захода Солнца в различные времена года!

Отсылая читателя за подробностями к замечательным книгам Дж. Хокинса и Дж. Вуда, ограничимся замечанием, что подобные мегалитические сооружения найдены не только во многих местах северо-запада Европы, но и на территории СССР, в частности в Хакасии в долине реки Белый Июс12. Известны системы из нескольких храмов или стел (испещренных иероглифами каменных столбов), с помощью которых майя фиксировали направления на точки восхода Солнца в дни равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний. A это уже далеко за океаном...

Из всего сказанного видно, что уровень астрономических знаний в доисторическое время в отдельных пунктах Земли мог быть достаточно высоким, причем «огромный объем и поражающая нас точность наблюдений, проводившихся древними, намного превышали чисто хозяйственные потребности». Зачем же это? «Дело в том, что Солнце, Луна и планеты считались божествами, наблюдения за которыми обретали ритуальный смысл. Более того, считалось, что если движения небесных светил влияют на природу, вызывая, в частности, смену времен года, т. е. во многом определяют внешние обстоятельства жизни человека, то равным образом они должны влиять и на саму человеческую жизнь. Периодические движения небесных светил, по сути, символизировали для первобытных людей предопределенность судьбы. Отсюда вытекало, что будущее человека, племени, народа можно прочитать в движении светил»... Поэтому «игнорируя или недооценивая названные доводы, нельзя вполне понять появление памятников мегалитической культуры...»13.

Примечания

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 500.

2. Строго говоря, из-за прецессии (см. в начале раздела «Он заложил фундамент») дата первого утреннего (гелиакического, от греч. «Гелиос» — Солнце) восхода Сириуса непрерывно изменяется. Так, в 4000 г. до н. э. гелиакический восход Сириуса наблюдался за семь суток до летнего солнцестояния, в 3500 г. — за три, в 3000 г. до н. э. он уже совпадал с ним, когда как раз и происходил разлив Нила.

3. Нейгебауер О. Точные науки в древности. — М.: Наука, 1968. — С. 97. (В повторных отсылках к одной и той же книге мы будем приводить только фамилию автора.)

4. Чэн Цзунвэн. Астрономия в Китае // Историко-астрономические исследования (ИАИ). — 1958. — Вып. IV. — С. 367.

5. Паннекук А. История астрономии. — М.: Наука, 1966. — С. 94.

6. Гомер. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского. — М., 1959. — С. 76. Воот — созвездие Волопаса.

7. Хрестоматия по античной литературе: Т. I. — М., 1965. — С. 68.

8. Варрон. Сельское хозяйство. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963.

9. Цитировано по статье: Соломатина Э.К. Развитие представлений о солнечных пятнах // ИАИ. — 1977. — Вып. XIII. — С. 276.

10. Ковтун И.Н. Развитие представлений о метеорных явлениях от античности до XIX в. // ИАИ. — 1977. — Вып. XIII. — С. 305.

11. Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. — М.: Мир, 1973. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. — М.: Мир, 1981.

12. Ларичев В.Е. Древо познания. — М.: Политиздат, 1985.

13. Казютинский В.В. — см. в кн.: Вуд Дж., с. 267.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку