Материалы по истории астрономии

В стране прекрасной Сотис

Одна из самых древних стран, история которой нам более или менее известна, — Египет. Посмотрите на карту Африки. В узком извилистом ущелье — долине и дельте реки Нила, в самом сердце пустыни с незапамятных времен поселились люди. Место было удачным. От разбойничьих набегов мирных землепашцев защищали раскаленные пески. А на свободных от болот и топей участках земли можно было снимать по нескольку урожаев в году...

Дожди в Египте — редкость. Но зато каждый год экваториальные ливни захватывают истоки Белого Нила, а тающие снега в горах Эфиопии поднимают уровень голубого Нила. Огромные массы воды устремляются по течению на север, к морю и, ворвавшись в долину, затопляют ее от края и до края. Вода поднимается на высоту двухэтажного дома. При этом прибывает она так быстро и так бурно, что все, не укрытое на высоких местах, захватывается водяным валом и гибнет: люди, скот, имущество. Наводнение — беда. Но вместе с тем, мутные воды выносят на поля массу плодородного ила, удобряют землю. Постояв некоторое время и напоив почву живительной влагой, воды уходят обратно в русло. Наводнение — счастье. На полях закипает работа. Начинается новый трудовой год.

Древние египтяне ничего не знали об экваториальных дождях. Не слыхали они и о снегах в горах Эфиопии. И потому разливы Нила были для них неожиданны. Старики и жрецы предсказывали наступление наводнений по самым разным приметам. Кто по поведению животных, кто по полету птиц, по дорожкам, которые оставляли за собой в пыли священные жуки-скарабеи.

Так было в те давние времена, когда люди еще не умели как следует считать время. Каждый делал это по-своему, в зависимости от рода своих занятий. Скажем так: сутки — день + ночь — были общими для пастухов, земледельцев и охотников. Но дальше начинался разнобой. Охотники и пастухи, кочующие вслед за своими стадами, отмечали время по Луне. Они давно замечали, что ночное светило периодически меняет свой внешний вид: переходит от узенького серпа новолуния к первой четверти, потом к полному кругу полнолуния, к последней четверти и снова к тоненькому серпику, повернутому в другую сторону. Охотники выслеживали зверя ночью, им это было знать важно. У пастухов же было просто много свободного времени. Наблюдая за жизнью своих животных, они часто делали зарубки на посохах, отмечая число дней от одного полнолуния до другого — лунный месяц.

Но земледельцам месяц не годился. Чтобы определить время посева и подготовить зерно, чтобы убрать урожай до того, как злаки начнут осыпаться и дикие птицы полетят на поля, нужен был другой календарь — годовой. Но как отметить длину года? Сколько должно быть в нем дней и ночей?..

Жрецы в храмах Египта молили богов, просили послать хорошую воду на поля. Богослужения начинались в предутренние часы, чтобы встретить поднимающегося из-за горизонта бога Солнца Ра дымом жертвоприношений и гимнами. Внимательно наблюдали жрецы за звездным небом перед восходом Солнца. Они заметили, что дневное светило не всегда поднимается в небе на одинаковую высоту. И от этого зависит долгота дня и ночи. Заметили, что период длинных ночей и коротких дней всегда сменяется периодом ночей коротких, а дней длинных. Период длинных ночей знаменовал собой время, когда окружающая природа погружалась в сон, — то была зима. Период коротких ночей был летом. Лето начиналось, и кончалось тогда, когда день сравнивался с ночью. Долгие годы жрецы очень внимательно отмечали высоту, на которую поднималось Солнце в полдень весеннего и осеннего равноденствия. Они даже храмы строили так, чтобы можно было легко замечать высоту дневного светила по каким-нибудь отметкам. Например, когда жрец-наблюдатель и хранитель времени видел, что в полдень солнечный диск проходит над самой верхушкой пирамиды, он объявлял наступление дня равноденствия. Это был праздник.

К середине лета Солнце, до того взбиравшееся к полудню все выше и выше, будто достигает предела. Кажется, что оно несколько дней не меняет высоту своего подъема. После чего полуденная точка начинает постепенно опускаться. Это время и называлось с древнейших пор периодом летнего солнцестояния. Для египтян оно было чрезвычайно важным. Молчаливые и суровые жрецы, окруженные непроницаемой тайной, заранее начинали подготовку к встрече высокого Солнца. Целые ночи жгли они в жертвенниках душистые травы и пучки листьев. И вот однажды утром перед восходом Солнца из-за горизонта появлялась яркая звезда Сотис — самая яркая из всех. Долго пряталась она за горизонтом и лишь перед наступлением солнцестояния впервые поднималась на небе. Вслед за этим обычно начинался разлив Нила...

Жрецы не могли допустить, что три таких важных явления природы, как восход самой яркой звезды, разлив Нила и солнцестояние, совпадают случайно. Еще и сейчас на стене древнего храма в Дендере, посвященного богине Хатор, можно видеть надпись, сделанную иероглифами:

Она гласит: «СОТИС ВЕЛИКАЯ БЛИСТАЕТ НА НЕБЕ, И НИЛ ВЫХОДИТ ИЗ БЕРЕГОВ СВОИХ».

Ах, какие праздники устраивали в честь лучезарной звезды древние жители долины Нила!.. Этих праздников ждали, считая дни. От первого предутреннего восхода Сотис и до такого же следующего тянулся египетский трудовой год. Жрецы сосчитали, что состоит он примерно из трехсот шестидесяти дней. За это время полуденная точка Солнца успевала побывать в двенадцати полуночных созвездиях. В каждом — примерно одинаковый срок. Жрецы разделили 360 на 12 и получили длительность этого пребывания. Срок, примерно совпадавший с пастушеским месяцем. Так получился годовой календарь из двенадцати месяцев, по тридцать дней каждый. Такой календарь приносил массу хлопот жрецам — хранителям времени. Начало года все время «ехало» вперед. (Мы-то с вами знаем, что в году не 360, а 365 дней, а жрецы не знали.) Попробовали считать год по лунным месяцам. Получилось еще хуже. Двенадцать лунных месяцев содержали попеременно то 354, то 355 дней. Чтобы объяснить эту разницу, жрецы придумали миф.

Давно-давно, когда был только хаос или первоначальная вода, а Земля и небо, слившись вместе, лежали в этой воде, бог Тум поднял богиню неба Нут над Землей так, чтобы Солнце могло начать свой ежедневный круговорот. Тогда все было в порядке. И год Солнца и год Луны — каждый равнялся тремстам шестидесяти дням. Но потом бог земли — Геб — взял себе в жены богиню неба — Нут. И бог Солнца — Ра — страшно разгневался. Он проклял богиню Нут и заявил, что не даст ей ни одного дня, ни одной ночи для рождения ребенка. Пошла опечаленная богиня к мудрому Туму посоветоваться, и тот успокоил ее. В гостях у богини Луны Тум выиграл в кости по одной семьдесят второй части от каждого дня лунного года. Получилось пять полных дней. И подарил их богине Нут. Богиня родила пятерых детей, которые тоже стали богами и отдали свои дни сердитому Ра, чтобы его умилостивить. С тех пор и стал солнечный год равен 365 дням, а лунный сократился до 355 дней.

Дополнительные дни жрецы не стали включать в месяцы. Их прибавляли к концу года и объявляли праздничными. А так как от праздников никто никогда не отказывался, то реформа возмущения не вызвала.

Шли годы, шли века, и уже не только жрецы, но и простые люди стали замечать, что разливы Нила стали обгонять предутреннее появление звезды Сотис. Каждые четыре года неаккуратная богиня запаздывала на один день. За сто двадцать лет таких опозданий накопилось уже на целый месяц, а счет все рос и рос... Жрецы утешали. Они рассчитали, что если за четыре года Сотис опаздывает на один день, то через 1460 лет это опоздание станет равным году, то есть 365 дням, и все снова войдет в норму. Период в 1460 лет жрецы называли «периодом Сотис», а в школах рассказывали ученикам легенду о священной птице Феникс, которая каждые 1460 лет, состарившись, устраивает большой костер из сухих пальмовых листьев и сжигает себя на закате Солнца, чтобы в лучах утренней зари возродиться снова молодой и полной сил...

Правда, кое-кто догадывался, что дело вовсе не в сказочной птице, а в ошибке жрецов. Что год в действительности состоит не из 365 суток, а из 365 суток с четвертью. Стоит прибавить к каждому четвертому году один дополнительный день, как всякая путаница прекратится. Но в такой реформе не были заинтересованы жрецы — хранители календаря.

Если простые люди сами смогут следить за ходом времени, то кто же станет ходить в храм, чтобы узнать время наступления праздников?.. Нет, жрецы стеной стояли на пути реформы календаря. Дело дошло до того, что даже фараоны, вступая на престол, должны были давать клятву не менять длину года. А когда один из фараонов не подчинился требованию и стал настаивать на реформе, которая значительно облегчила бы управление государством, жрецы объединились в заговор — и строптивого фараона закололи, объявив народу, что боги позвали своего брата к себе. Тем, кто живет за счет обмана народа, всегда выгодно, чтобы старый, однажды сложившийся порядок оставался неизменным.

История календаря, полная борьбы и трудных поисков, не закончилась и до наших дней. Исчисление времени, доставшееся нам в наследство, тоже не очень-то удобно. Тут и разная продолжительность месяцев, которая чередуется без всякой закономерности, и тот факт, что дни недели из года в год не совпадают с датами постоянных праздников. Тут и разные по длительности кварталы и полугодия, что неудобно для планирования. Наконец, даже число рабочих дней в разные месяцы различно и колеблется от 23 до 27. Неудивительно, что на протяжении вот уже полутора столетий то в одной, то в другой стране поднимается вопрос о серьезной реформе календаря. Ученые предлагают создать «всемирный» и «вечный» календарь, который не будет иметь ни одного из указанных недостатков.

В 80-х годах прошлого столетия Французское астрономическое общество даже объявило конкурс на лучший проект всемирного календаря.

Проекты «всемирных» календарей рассматривала Организация Объединенных Наций в 1954 и 1956 годах. Секретариат ООН даже разослал одобренный проект нового календаря всем государствам мира и просил все правительства высказать свое мнение о нем. Ведь ввести такой календарь можно лишь с согласия всех стран без исключения. Новый проект поддержали Советский Союз, Индия, Франция, Чехословакия, Югославия и целый ряд других государств. Но заупрямились США и Англия, отказались от каких бы то ни было реформ Испания и Нидерланды. Почему? Мотив один: так хочет церковь.

Египетские жрецы держали в тайне от народа длительность года. Далеко ли ушли от них современные священнослужители?

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку