Материалы по истории астрономии

6. Знакомство с гелиоцентрической системой мира

С гелиоцентрической системой мира Коперника русские люди впервые познакомились благодаря труду Епифания Славинецкого, киевлянина родом. Он бывал за границей и учился там, знал много языков и, кроме перевода множества книг, составил греко-славяно-латинский словарь, снискавший ему славу ученого-филолога. В переведенной им вместе с двумя монахами «Космографии» Иоганна Блеу, изданной впервые в Амстердаме в 1645 г., излагается коперниковская система. В русском переводе сочинение называлось «Зерцало всея вселенныя». Автор, подобно многим своим современникам, излагает системы Птолемея и Коперника как равноправные, но высказывает симпатию к Копернику, учение которого, как формулируется в переводе, принимают все лучшие математики. К сожалению, работа Славинецкого не получила большого распространения. Настоящая широкая пропаганда учения Коперника была начата позднее, уже в эпоху Петра I.

Более скудны были сведения о телескопических открытиях Галилея, о которых в XVII в. в Россию попали лишь отрывочные и сильно искаженные сведения. Сообщалось, например, в некоторых компиляциях, что «Зевес (Юпитер) ходит в четырех звездах сама пятая», подразумевая открытие четырех спутников Юпитера. Однако рисунок, сопровождавший это сообщение, не имел ничего общего с действительностью.

Наряду с этим изобретенная Галилеем зрительная труба очень рано попала к нам в Россию. Зрительная труба числилась в дворцовом имуществе при царе Михаиле Федоровиче уже в 1614 г., а при Алексее Михайловиче зрительные трубы получили широкое распространение в военном деле.

Стремление к науке, вызванное развитием всех сторон деятельности русского общества, становилось все шире. Так, во второй половине XVII в. на новом здании Посольского приказа было установлено лепное украшение в виде земного глобуса. Тем самым шарообразность Земли как бы получила официальное признание. На потолке дворцовой столовой царя Алексея Михайловича в 1662 г. была нарисована огромная картина, изображавшая знаки зодиака, планеты и их сферы со всеми подробностями, звезды и кометы, эклиптику и другие линии, рассматриваемые в математической астрономии. Эту картину в 1688 г. скопировали для столовой царицы Софьи Алексеевны, а затем и для других царских палат. Были и другие картины астрономического содержания, в том числе в палатах знаменитого Коломенского дворца, бывшего чудом русского деревянного зодчества. Астрономические картины писали мастера Иван Мировский, Степан Петров, Андрей Павлов, Юрий Иванов и Иван Безмин. Мастер Карп Золотарев написал красками на большом листе бумаги копию с картины, находившейся на потолке царской столовой, и, возможно, по ней Петр I в детстве знакомился с астрономией.

Впрочем, роспись царских палат на астрономические темы в XVII в. была продолжением старинной традиции. Как мы видели, еще в XI—XII вв. это уже было распространено на Руси. После пожара Москвы в 1547 г. находили знаки зодиака в средней кремлевской палате, построенной псковскими и новгородскими мастерами значительно раньше. В XVII в. традиции астрономической росписи ожили на основе новых научных знаний.

В это время в Москве было уже много образованных людей, как, например, боярин А.С. Матвеев, собравший, в частности, коллекцию часов, показывавших звездное время, гражданское местное солнечное время, время по итальянскому счислению и т. д. В хоромах князя В.В. Голицына, кроме астрономических картин, находились географические карты, подзорные трубы и барометры. У другого боярина того времени также было много глобусов. Глобус, подаренный царю Алексею Михайловичу в 1650 г., был помещен в Москве на колокольне Ивана Великого, а Петр I перенес его в Сухареву башню. Астрономические мотивы стали проникать даже в церковную живопись. В 1680 г. в Ярославле в церкви Илии пророка нарисованы были знаки зодиака, земной шар и т. п., то же было нарисовано в Холмогорах, в соборе, а в покоях архиепископа Афанасия, любителя астрономии, кроме того, находились календари, глобусы, компасы и зрительные трубы; о нем мы скажем еще особо.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку