Материалы по истории астрономии

5. Астрология в XVI и XVII вв.

В 1508 г. великий князь Василий III взял к себе на службу из Любека Николая Любчанина — врача, астронома, астролога и переводчика. Ему были поручены, в частности, календарные изыскания1. Этот Николай, по-видимому, тождествен с Николаем Булевым или Николаем Немчином — астрологом, против влияния которого при дворе энергично боролся духовный писатель Максим Грек. Сохранилось несколько посланий Максима Грека, образованного богослова, адресованных им приверженцам астрологии: упоминавшемуся выше боярину Ф.И. Карпову-Далматову, неизвестному князю, одному игумену и широкой публике. Обстоятельно разоблачая ложность астрологии, видя в ней противоречие учению о божественной воле, Максим Грек в то же время отличает ее от подлинной астрономии, против которой он возражений не имеет. Максим Грек укоряет Николая за включение им в свой перевод альманаха (календаря) предсказания астролога Штеффлера, хотя и в смягченном виде, о предстоящей в 1524 г. гибели мира от всемирного потопа. Предсказание Штеффлера основывалось на ожидавшемся соединении нескольких планет в созвездии Водолея. Не только Германия, где жил Штеффлер, но и вся Западная Европа были в панике от этого предсказания, а президент города Тулузы Ориоль даже заказал себе подобие ковчега на случай предсказанного потопа.

В Московском государстве такой паники не было, но альманах с этим предсказанием, переведенный на русский язык Николаем, все же внушал тревогу, хотя Николай вместо потопа предсказывал только «изменение и переиначение».

Влиятельный в Пскове дьяк Мисюрь Мунехин запрашивал об этом предсказании мнение церковного авторитета — старца Филофея, жившего в монастыре под Псковом. Мунехин был образованнейшим человеком своего времени, бывал в Египте и оставил описание своего путешествия. На его запрос старец Филофей ответил, что астрологические предсказания — бред и не имеют ничего общего с астрономическими расчетами времени затмений по «Шестокрылу». Филофей знал о причине затмений, о лунном календаре и т. п., но, обладая сам большими познаниями, другим заниматься астрономией не советовал.

1524 г. прошел благополучно, и Максим Грек торжествовал, высмеивая незадачливых астрологов и с ними Николая Немчина, влияние которого при дворе ему хотелось пресечь.

Астрологические альманахи, наводнявшие Европу, проникали на Русь, по-видимому, еще до переводов Николая Немчина-Булева и продолжали проникать и после него. Во всяком случае, при Иване Грозном «стоглавый собор» 1551 г. запретил хранить книги, подобные перечислявшимся выше. Но к концу XVI в. переводы и компиляции альманахов, астрономо-астрологических календарей, несмотря на запрещения, стали частым явлением и доходной статьей для монастырскйх книжников. Запрещая астрологию, Иван Грозный держал, однако, при себе врача и астролога Елисея (Бомелия), имевшего большое влияние, но в конце концов умершего в тюрьме.

Борис Годунов незадолго до своей смерти, в июне 1604 г., обратил внимание на Венеру, которая была видна днем, и в связи с этим обращался к астрологам. Как указывают летописи, астрологи приглашались в Москву также и в связи с появлением кометы 1618 г. Вообще сведения о распространении астрологии наряду с астрономией в Московском государстве в XVI и начале XVII в. очень многочисленны, хотя на Руси астрологам не верили так слепо, как, например, верил им в том же XVII в. Валленштейн — полководец католической лиги, воевавшей в 1618—1648 гг. с протестантскими государствами.

Влияние астрологии проявлялось еще и при царе Алексее Михайловиче. В это время в Москве жил врач и астролог А.М. Енгельгардт, прибывший из Саксонии в 1656 г. и остававшийся здесь до 1667 г. В этот период и позднее в Москве жил стихотворец Симеон Полоцкий, который в 1656 г. был вызван царем из Полоцка. Симеон много писал на астрономические темы и, по-видимому, им был составлен гороскоп для Петра I. Отражение этих занятий Симеона обнаруживается во многих списках рукописи «Сказание о зачатии и рождении Петра первого». Ученик Симеона Сильвестр Медведев, «чернец великого ума и остроты ученой», и поляк Дмитрий Силин, занимавшийся астрологическими предсказаниями, были казнены в 1691 г., но не за пристрастие к астрологии, а за политическую направленность своих предсказаний.

Во второй половине XVII в. рукописные астрономические календари с астрологическими дополнениями стали переводиться официально в Посольском приказе; древнейший из сохранившихся относится к 1670 г. На нем есть позднейшие собственноручные пометки Петра I.

Примечания

1. Поручение Николаю этих изысканий некоторые исследователи относят к 1490 г. и к пребыванию его до Москвы в Новгороде.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку