Материалы по истории астрономии

Глава 13. Египетское небо — дендерские зодиаки

Понятно, что в любой стране в тот момент, когда человек начал вести какие-либо наблюдения, его внимание незамедлительно привлекли звезды, а чтобы говорить о них, человек должен был для начала найти способ показать, о какой именно звезде он говорит.

Первым делом наблюдатели рассмотрели бы самые яркие звезды и отделили их от тусклых; затем рассмотрели звезды, которые никогда не заходят, отделили их от тех, которые восходят и заходят; потом изучили бы самые заметные конфигурации звезд, большие или малые. Естественно, в северном климате они выбрали бы из созвездий Большую Медведицу или Орион, а из небольших групп Плеяды. Эти скопления привлекли бы внимание наблюдателей и получили бы названия раньше других. Потом, когда возникла бы необходимость соединить солнечные наблюдения со звездными, они бы выделили звезды, которые лежат на пути солнца по небосводу, или те, восход которых возвещает восход солнца в дни празднеств. Скорее они бы обратили внимание на пояса звезд вокруг экватора, чем на конфигурации звезд на полпути между экватором и Северным полюсом. Во всех странах — Индии, Китае, Вавилонии, Египте — в конце концов был определен такой пояс вокруг неба, названный в разных странах разными именами, и при помощи этого пояса звезд, который иногда состоял из двадцати восьми членов, иногда из двадцати семи, а иногда из меньшего количества, можно было определить место Солнца, Луны или любой планеты относительно любой из этих звезд.

Еще не так давно, когда литература Китая и Индии оставалась за семью печатями, а египетские иероглифы и вавилонская клинопись еще не были расшифрованы, мы были вынуждены опираться в поисках первых следов астрономических наблюдений на литературу Греции и Сирии, и, согласно этим источникам, впервые были определены и названы следующие группы звезд:

Большая Медведица Иов (38: 31), Гомер
Орион Иов (9: 9), Гомер, Гесиод
Плеяды, Гиады Иов (38: 31), Гомер, Гесиод
Сириус и Большой Пес Гесиод (VIII), название; Гомер называл его Осенней звездой
Альдебаран, Телец Гомер, Гесиод
Арктур Иов (9: 9; 38: 32), Гомер, Гесиод
Малая Медведица Фалес, Евдокс, Арат
Дракон Евдокс, Арат

В Книге Иова мы читаем: «Можешь ли ты связать нежные влияния Плеяд или разрешить узы Ориона? Можешь ли выводить Маззарот в его время или вести Арктура с его сыновьями?»1

Здесь перед нами препятствие, которое встречали все, кто забирался в глубь старинных летописей, потому что в то время не существовало необходимости во всеобщем языке; любой человек в любой стране мог назвать звезды каким угодно именем, поэтому современным ученым трудно понять, какие конкретные звезды и созвездия имеются в виду. В пересмотренной версии Библии Арктур уступил место «Медведице со своими отпрысками», но даже наши самые известные ученые не знают, что значит «Маззарот». Я написал профессору Робертсону-Смиту с просьбой поделиться со мной его обширными познаниями, и он сообщил мне, что, вероятно, Маззарот — это пояс звезд вокруг эклиптики или экватора, о котором я говорил, но он готов подтвердить только то, что это весьма вероятное предположение; другие ученые полагают, что здесь имеется в виду Млечный Путь.

Я говорю об этом, чтобы показать, как трудно на самом деле установить истину. Многие считают, что «семь звезд» означают Плеяды, а не Большую Медведицу; но, по-моему, это очень маловероятно.

Большие надежды возлагаются на исследования вавилонских источников в сравнении с египетскими. К этому я вернусь позднее.

Северная часть так называемого квадратного зодиака из Дендеры

Наблюдая звезды в наше время, мы пользуемся транзитным кругом, который проходит Земля, так чтобы выбирать звезды, расположенные по окружностям вокруг продолженной оси Земли, и за счет изменения наклона зрительной трубы этого инструмента можно сначала выделить круг с одним склонением, а потом с другим.

Обычно египтяне не использовали меридиональных наблюдений. Составляли ли египтяне звездные карты? Определенно да, как мы увидим ниже.

Первые достоверные факты, имеющие особое отношение к древнеегипетским созвездиям, были найдены в храме Дендеры, куда путешественник, двигаясь вдоль Нила, попадает перед Фивами. Возможно, одна из причин, почему так называемые дендерские зодиаки привлекли такое внимание, в том, что один из них, грубо вырубленный со своего места на платформе одного из храмов, был переправлен в парижский музей, чтобы компетентные специалисты и весь остальной мир могли его увидеть и изучить.

Главный храм, когда его осматривала французская экспедиция, был засыпан песком. В передней его части, куда посетитель попадает, прежде чем оказаться непосредственно в храме, на потолке изображен так называемый квадратный зодиак, о котором я коротко расскажу. Направление храма в пределах нескольких градусов на север; в северо-восточном углу зодиака есть изображение, которое, как стало потом известно, представляет свет, падающий на статую богини в святилище. Исследования показали, что в зодиаке присутствуют ссылки на многие важнейшие небесные явления. Можно без труда узнать некоторые зодиакальные знаки, но на этом сходство с современным зодиаком заканчивается, потому что все необычные процессии мифологических персонажей изображают не только созвездия, отчасти знакомые нам, но гораздо большее. Интересно отметить, что первый же астрономический момент, который мы должны рассмотреть, доказывает, что египетскую мифологию невозможно отделить от астрономии.

Сириус и Орион (XVIII династия) (из Бругша)

Нижнюю часть южной половины зодиака занимают звезды, изображенные в виде разных персонажей мифологии в лодках; над ними мы видим половину зодиака со знаками Рыб, Овна, Быка и Близнецов. В средней части представлен путь солнца в разное время дня и разное время года; а с самого края мы видим двенадцать положений, которое занимает солнце каждый час с восхода до заката, изображенных в виде двенадцати лодок. Здесь можно сказать, что в Древнем Египте, как и на современном Востоке, и день и ночь всегда состоят из двенадцати часов, разумеется неравных, потому что длина часа варьируется в зависимости от времени года.

Итак, если посмотреть на противоположную сторону, то есть в северо-западный угол, мы увидим там главным образом противоположную часть неба, в том числе знаки Льва, Весов и Стрельца, а под ними другие звезды, представленные в виде мифологических персонажей в лодках. Затем изображается путь солнца и луны, и перед нами раскрывается часть лунной мифологии. Мы видим Осириса в виде луны и глаза вверху четырнадцати ступеней, что символизирует четырнадцать дней прибывающей луны.

Словом, в этом квадратном зодиаке огромный объем астрономической информации. В круглом зодиаке, найденном в другом храме (см. с. 29), некоторые моменты сразу же привлекают наше внимание. Во-первых, это мифическая фигура коровы в лодке и рядом с ней еще одна фигура, которая, как показали расшифрованные позднее надписи, изображает созвездие Ориона. В центре зодиака шакал, и почти нет сомнений в том, что он изображает созвездие, которое сейчас мы называем Малой Медведицей, оно и тогда, как и сейчас, находилось рядом с полюсом. Рядом мы видим ногу животного; она, как мы теперь знаем, обозначает созвездие под названием Бедро, и, видимо, нет сомнений, что оно изображает созвездие, известное нам под названием Большая Медведица. Рядом еще одна мифическая фигура, изображающая Бегемота. Она была выделена из группы звезд, которая входит в современное созвездие Дракона. Еще есть изображение двух иероглифов, которые, как установили последующие исследования, соответствуют заходящим и восходящим звездам; следовательно, когда бы ни был создан круглый дендерский зодиак, это было время, когда звезды уже были распределены по созвездиям, причем одно из них, созвездие Ориона, дошло даже до наших дней.

Неудивительно, что, когда эти открытия впервые прогремели в ученом мире, поднялось большое волнение. Очевидно, что здесь мы имеем дело с народом с очень четкими астрономическими идеями и что астрономия очень тесно связана с их религией. Кроме того, такое количество животных предполагает, что мы имеем дело с народом, чей образ мысли был похож на образ мысли американских индейцев — если взять известный пример — в начале XIX века, когда у каждого племени или клана был свой тотем.

Астрономические рисунки из Долины царей (Бибан-эль-Мулюк) (XVIII династия) (из Description de l'Égypte)

В то время, когда все это выяснялось, дискуссия в научном мире Франции об этих открытиях отчасти находилась под влиянием трудов человека с очень ярким воображением и огромной эрудицией. Я говорю о Дюпюи, по мнению которого старинные предания вообще и астрономические предания в частности, возможно, относятся к легендарной древности. Однако излишне говорить, что были и другие, кто придерживался прямо противоположных взглядов и утверждал, что воображение унесло его слишком далеко.

Вскоре французские ученые, имея пред собой непочатый край работы и таких гениев, как Шампольон в своей среде, заставили иероглифы раскрыть некоторые секреты. Сначала одно слово дало две-три буквы, потом другое еще две-три, и наконец был составлен алфавит. Так что вскоре удалось прочитать некоторые надписи в Дендере. Потом выяснилось, что украшение храма в его тогдашнем виде, во всяком случае отчасти, определенно относится ко времени не раньше римских императоров. Естественно, это вызвало резкую реакцию со стороны школы Дюпюи, придерживавшейся идеи легендарной древности. Сформировались два радикально противоположных лагеря, один во главе с выдающимся археологом Летронном, другой с Био, одним из самых прославленных астрономов своего времени, и оба этих знатока представили свои сочинения перед академией. Свое первое сочинение Био представил в 1822 году, и Летронн дал на него ответ в 1824-м; Био написал следующий труд в 1844 году, где подтвердил все, что утверждал в своих первых сочинениях; и Летронн ответил на него в следующем году.

Био нетрудно было прийти к выводу, что, как и со сферой Евдокса, предыдущим яблоком раздора, круговой зодиак, даже если совершенно верно мнение, что он был изготовлен во времена римских императоров, все же определенно относился к гораздо более древним эпохам. И Био предположил, что барельефы зодиака воспроизводят очень древние рисунки, сделанные задолго до того на пергаменте или камне. Он указал, что при том состоянии астрономии, которое следует ожидать в древние времена, гораздо проще было воспроизвести древние изображения, чем рассчитать положения звезд в далеком прошлом. В последнем сочинении, подводя великолепный итог своим трудам, Био поставил на кон свою научную репутацию, заявив, что дендерские рельефы изображают небесную сферу на плоскости вокруг северного полюса экватора примерно в 700 году до н. э. или около того. Вдобавок он заявил, что время года — летнее солнцестояние, а время суток — полночь. Он также показал, что, если рассчитать положение звезд в полночь 20 июня (по григорианскому календарю) 700 года до н. э., то созвездия и даже многие отдельные звезды, изображенные на барельефе, займут ровно те места, которые они занимают на его проекциях.

Давайте на минуту согласимся, что так и есть. О чем это нам говорит? Что за 700 лет до н. э. в Египте знали о солнцестоянии; что был более или менее известен способ определения полночи; что регулярно велись наблюдения за звездами; что восход некоторых из них был связан с восходом солнца и многие звезды были объединены в созвездия.

Развалины Рамессеума, где была найдена таблица месяцев

Это великолепный результат. Я полагаю, что Био, по мнению всех, доказал свою правоту; Бругш, который считается одним из величайших авторитетов по истории Египта, показал, что почти все детали дендерского зодиака воспроизводят надписи или астрономические изображения, найденные при раскопках со времени опубликования трудов Био. Эти находки со всей определенностью относятся ко времени XVIII династии — то есть к 1700 году до н. э. или около того; так что сейчас у египтологов есть параллели со многими деталями дендерского зодиака, которые относятся к периоду более чем на 1000 лет раньше, чем период, к которому их относил Био.

Следующий примечательный момент — это астрономические изображения из фиванского Рамессеума, изображения, также очевидно связанные с дендерским зодиаком. На них мы находим иероглифы разных месяцев — созвездия Ориона, Бегемота и Шакала, какие мы видели в Дендере, и еще одно созвездие Бедра. Есть, безусловно, самая тесная связь между двумя этими группами изображений.

Био попытался установить вероятную дату создания надписей в Рамессеуме. Если у нас есть месяцы в определенном отношении к определенным созвездиям, мы получаем возможность изучить прецессионное движение; иными словами, рассмотреть различные изменения, происходящие из-за вращения полюса экватора вокруг полюса эклиптики. Здесь выводы исследования тоже были вполне уверенные. Био показал, что перед нами запись уже не летнего солнцестояния, как в Дендере, а весеннего равноденствия, а время — 3285 год до н. э. Далее он предположил, что, по всей вероятности, одна из фигур изображает точку пересечения эклиптики и экватора в созвездии Тельца в эту дату. Это, безусловно, в большой степени поддерживает сказанное Дюпюи — что постоянно присутствующие в древних записях и мифологии упоминания Тельца происходят из того, что это созвездие занимало важное положение в важное время года, что указывает на очень большой промежуток времени. Эту мысль поддерживают исследования Био, потому что они возвращают нас ко времени до 3000 года до н. э. Мы находим на таблице из Рамессеума отчетливое упоминание Тельца, Льва и Скорпиона, и это также ясно указывает на то, что в то время звезда Сириус восходила гелиакически в начале разлива Нила.

Таблица месяцев в Фивах говорит нам, что египтяне прекрасно знали движение солнца относительно некоторых зодиакальных созвездий еще 5 тысяч лет назад.

Примечания

1. В русском переводе: «Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?» (Примеч. пер.)

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку