Материалы по истории астрономии

Глава 24. Годы продолжительностью 360 и 365 дней

Неизвестно, принесли ли египтяне свой год с собой или изобрели его уже в долине Нила, но есть мнение, что сначала он состоял только из 360 дней, то есть в нем не хватало 5 дней с четвертью. Вероятнее, что они принесли с собой лунный календарь, где месяц состоял из 30 дней (30×12 = 360), а не с самого начала взяли такую неверную продолжительность солнечного года, ведь в Египте, как ни в одной другой стране мира, было очень просто определить истинный год благодаря регулярно наступавшему разливу, как только они осознали эту регулярность. Здесь мы должны поставить себя на место этих первооткрывателей астрономии и цивилизации; сделав это, мы сразу же поймем, каким сложным делом было установить истинную продолжительность годового цикла, когда отсутствовали не только современные инструменты, но даже и идеи.

Поскольку 360 дней не соответствуют настоящей длине года, любой народ, использующий такой год, обнаружит, что его праздники и времена года то и дело смещаются. Более того, этот год совершенно бесполезен для садовода и земледельца, потому что через некоторое время не то что день месяца, а самый месяц уже будет соответствовать не началу жатвы или началу сева, а чему-то совсем другому.

И все же я должен подчеркнуть, что не все ученые согласны с тем, что египтяне пользовались 360-дневным годом, во всяком случае в известное нам время.

Масперо1 говорит: «Des observations nouvelles, faites sur le cours du soleil, décidèrent tes astronomes à intercaler chaque année, après le douzième mois, et avant le premier jour de l'année suivante, cinq jours complémentaires, qu'on nomma les cinq jours en sus de l'année ou jours epagomènes (epacts), l'époque de ce changement était si ancienne que nous ne saurions lui assigner aucune date, et que les Egyptiens eux-mêmes l'avaient reportée jusque dans les temps mythiques antérieurs a l'avènement de Mini»2.

Иделер3 придерживается того же мнения, что и Масперо: «Я не боюсь... заявить, что существование такого временного цикла — используемого без связи с движением солнца или луны исключительно ради простоты чисел — кажется мне чрезвычайно сомнительным».

Кралль замечает (P. 17): «Вероятно, год в 360 дней датируется временем до переселения в долину Нила, когда египтяне не руководствовались регулярным повторением разлива Нила. В любом случае оно вскоре убедило бы жрецов, что 360-дневный год не согласуется с фактами. Однако всем, кто знаком с такими вещами, хорошо известно, как много порой требуется времени на практическую реализацию подобного решения, особенно когда народ так консервативно относится к древним обычаям, как египтяне».

И, видимо, на этом основании он поддерживает процитированных выше ученых: «Египетские памятники в этом вопросе опровергают Иделера. Трехъязычная надпись в Танисе открыто говорит о том, что «обычай прибавлять пять эпагоменов появился уже позднее»; и, следовательно, сначала год состоял из 360 дней и делился на 12 месяцев по 30 дней каждый».

Кралль также утверждает, что выражения «большой год» и «малый год» и соответствующие им иероглифы относятся к годам продолжительностью 365 и 360 дней соответственно, и добавляет: «Если мы попробуем разобраться, когда были введены эпагомены, мы можем установить лишь приблизительное время. Если календари в мастабах при своей законченности не упоминают эпагоменов, тогда как надписи периода Аменемхета говорят о них, возможно, потому, что эпагомены были введены в этот промежуток времени, но, скорее всего, ближе не к нижнему, а к верхнему пределу... Для полноты картины можно упомянуть, что, согласно Цензорину, пять эпагоменов ввел царь Армин... Лут предполагает, что Армин идентичен Аменемхету I, при котором впервые упоминаются эпагомены. Но так как между Нитокрис и Аменемхетом I есть период в 500 лет, записи о котором отсутствуют, а имя Армин не имеет ничего общего с Аменемхетом, едва ли мы можем разделить это мнение».

Как бы египтологи ни решили впоследствии этот сложный вопрос, с точки зрения астрономии вполне убедительно звучат такие слова Иделера4: «Если бы невежество привело к введению 360-дневного года, опыт через несколько лет привел бы к отказу от него». В самом деле, можно спросить, не возможно ли, что 360-дневный год и связанные с ним осложнения имели какое-либо отношение к основанию солнечных храмов.

Давайте попробуем мысленно поставить себя на место древних египтян, которые использовали этот 360-дневный год в течение некоторого продолжительного времени. Совершенно ясно, что то в одной, то в другой части Нильской долины у всех жителей от фараона до земледельца календарь пришел бы в безнадежную неразбериху, по сравнению с которой «год путаницы» — это просто детский сад, и при помощи такого календаря практически невозможно было определить время ни государственных мероприятий, ни сева, ни жатвы, ничего другого.

Если каждый год теряется по 5 дней с четвертью, примерно через 70 лет (365×25 / 5×25) должен закончиться цикл, за который начало нового года пройдет через все месяцы. Один и тот же месяц (если судить по названию) приходится то на наводнение, то на время сева и т. д. Что касается планирования сельскохозяйственных работ на эти месяцы, то о нем не может быть и речи.

Значит, должны были быть локальные попытки сохранить соответствие между истинным и календарным годом — вставка дней или даже месяцев то в одном, то в другом месте; и эти попытки, разумеется, еще больше усугубили бы беспорядок, поскольку месяцы могли варьировать в зависимости от района, но не времени года.

Нет никаких сомнений, что именно так все и было на самом деле, отсюда и берется строгая клятва, которую должны были давать фараоны в более поздние времена, о чем я буду говорить ниже.

Для того чтобы признать ошибочность календарного года, требовалось знать продолжительность истинного года. Как египтяне ее нашли? По-моему, совершенно очевидно, что это произошло на основе наблюдений за солнцестояниями или равноденствиями. Да, у египтян был разлив Нила; но, как мы видели, отнюдь не регулярный, к тому же ему требуется много дней, чтобы дойти от острова Филэ до Каира (Мемфиса). Значит, если бы наводнение отмечало начало года, то в каждом номе новый год начинался бы в свое время, а этого ни за что не допустило бы единое правительство, управляющее всей долиной Нила, тем более притом, что царствование каждого фараона должно было начинаться в день нового года.

Думается, что храмы солнцестояния и пирамиды если и не были необходимы для решения проблемы, то, во всяком случае, если они существовали, то ничего другого не требовалось.

Но теперь мы подходим к самому интересному и важному моменту. Если наблюдение за солнцем в солнцестояние или равноденствие было единственным способом, то египтяне определили бы истинную продолжительность года за несколько лет. Но следующая картина из египетской истории показывает нам, что они определили не истинную продолжительность, а только приблизительную.

Каким образом? С точки зрения астрономии ответ очень прост.

Я уже говорил о том, что у всех известных нам древних народов был обычай приносить жертвы на рассвете, и показал, что для этого они рассчитывали время по звезде, восходившей перед восходом солнца. Наблюдение за так называемым гелиакическим восходом звезды — если звезда выбрана правильно — дало бы им нужную отсрочку для подготовки перед тем, как появлялось само солнце; а так как величайшим праздником был Новый год, то особенно важно было проделать все необходимые действия именно в это время.

Итак, если бы прецессия не влияла на положение звезд, то солнце и звезды через каждый истинный год находились бы точно в том же месте; но вследствие прецессионного движения звезд, о чем я говорил выше, наблюдаемая звезда и солнце не находились в одном и том же положении после истечения истинного года. Из-за этого интервал между гелиакическими восходами не соответствует истинной продолжительности года. Вдобавок гелиакический восход звезды происходит не в один и тот же день во всем Египте, потому что разница между Фивами и Мемфисом, зависящая от их широт, составляла около 4 дней; а кроме того, почти постоянные туманы по утрам в долине Нила затрудняют наблюдение точного момента восхода.

И все-таки египтяне определяли свой Новый год по восходу звезды, а продолжительность его — по интервалу, разделяющему два гелиакических восхода. Такой год не мог быть точным; и к тому же их поправка была неточной, так как продолжительность года была определена в 365 дней. Из этого следует, что поправка была сделана до того, как стали использоваться храмы солнца.

Так или иначе, 360-дневный год естественным образом уступил место 365-дневному. Точная дата изменения, как мы узнали, неизвестна5. Было добавлено 5 дней — 5 эпактов или эпагоменов; оригинальные месяцы не изменились, лишь «малый месяц» из 5 дней был вставлен в конце года между месоре одного года и тотом следующего.

После введения 365-дневного года, очевидно, египтяне решили, что довели дело до конца; и, помня, к какому беспорядку должна была привести попытка сохранить 360-дневный год за счет дополнительных вставок, все египетские цари при восшествии на престол клялись перед жрецом Исиды в мемфисском храме Птаха, что не будут прибавлять других дней или месяцев, но сохранят год в 365 дней, как установлено издревле6. Текст латинского перевода, который сохранил Нигидий Фигул, невозможно точно восстановить; это все, что можно сказать уверенно.

Сохранить 365-дневный год стало первой обязанностью царя, и, действительно, с тех пор на протяжении всей египетской истории фараоны неукоснительно выполняли ее, несмотря на то что впоследствии убедились в его ошибочности, как мы увидим ниже. И уже македонский царь постарался заменить год более верным.

Можно не сомневаться, что консерватизм храмовых жрецов заставлял их каждый раз хранить традиции старого отвергнутого года. Так, даже в поздние времена на Филэ, в храме Осириса, стояли 360 жертвенных чаш, которые ежедневно наполняли молоком поочередно сменявшие друг друга жрецы. В Аканфе была бочка с отверстиями, в которую один из 360 жрецов каждый день наливал воду из Нила.

Да, эти храмовые обряды сами свидетельствуют о своей древности, и чем дальше мы относим переход от 360-дневного к 365-дневному году, тем большую древность мы должны приписать им и, значит, самим храмам.

Примечания

1. Maspero. Histoire ancienne des peuples de l'Orient. P. 72.

2. «Исходя из новых наблюдений за движением солнца, астрономы решили каждый год после двенадцатого месяца и перед первым днем следующего года вставлять еще пять дополнительных дней, и эти пять дней в дополнение года они назвали эпагоменами (эпактами); эпоха этого нововведения настолько древняя, что мы не можем отнести ее ни к какому году, и египтянам самим пришлось отнести ее к давним мифическим временам еще до правления Менеса».

3. Ideler. Chronologie. I. P. 70.

4. Ideler. Op. cit. I. P. 187.

5. Krall. Studien zur Geschichte der Alten Aegypten. I. Wien, 1881. P. 20.

6. Mommsen. Chronologie. P. 258.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку