Материалы по истории астрономии

Глава 29. Мифы об Исиде и Осирисе

Нам пришлось сделать этот долгий экскурс в ежегодные праздники египетских жрецов, в связь между этими праздниками и восходящими звездами, а также в то, какие трудности возникли по причине, что истинный год не использовался вплоть до сравнительно поздних времен.

Теперь пора вернуться к основной теме глав 19—22 и показать, что раз культ богинь, которым главным образом поклонялись в Дендере и Фивах, был связан с календарным годом, то у нас есть возможность разобраться, нельзя ли применить добытые нами факты, чтобы составить общее представление об этой связанной с ними области мифологии.

Статуя Сехмет из черного гранита из фиванского храма Мут

Для начала я возьму определенную группу богинь.

1. Есть данные, что многие рассмотренные богини олицетворяли звезды точно так же, как Исида олицетворяла Сириус, а Мут — γ Дракона. Если мы на время оставим Дендеру и Фивы и рассмотрим район пирамид в Гизе, то увидим, что тамошние храмы, связанные с каждой пирамидой, не ориентированы на Сириус; однако это храмы Исиды, указывающие прямо на восток; поэтому они не могли указывать на ту же самую Исиду, которой поклонялись в Дендере, или ту же самую Хатхор, которой поклонялись в Фивах.

Богиня Таурт

Так, в том, что касается смотрящих на восток храма Мут в Фивах, храма Исиды в Дендере и храмов Исиды при пирамидах и во многих городах, очевидно, что имелись в виду разные звезды, какова бы ни была мифология.

Далее, кажется вполне достоверным, что звезда, которую символизировала Исида в культе пирамид, — это Антарес (Серкет), возвещавшая осеннее равноденствие, а для весеннего равноденствия, вероятно, так же использовались Плеяды (Нейт).

Богиня Серкет, или Селкет (обе с рогами и диском)

2. Есть данные, что многие богини с разными именами — чистые аналоги друг друга.

Иными словами, это одна и та же богиня (или одна и та же звезда) под разными именами в разных местах и связанная с разными символами животных вследствие существования разных тотемов в разных номах. Я уже говорил о символах богини Мут. В одной форме она бегемотиха, в другой у нее коровьи рога с диском. Храм Хатхор в Дендере, по-видимому, был связан с крокодилом или бегемотом; поэтому, основываясь на символике, можно сделать предположение, что богиня Мут на самом деле — фиванская форма дендерской богини Хатхор. Можно провести и другое сравнение, которое покажет это еще яснее: изображение богини с львиной и крокодильей головой. Одна из самых примечательных вещей в Фивах — это чудесное собрание статуй Сехмет в храме Мут, все они с львиной головой. Эти факты вместе с уже рассмотренными храмовыми надписями ясно свидетельствуют о том, что Ипет, Мут, Таурт, Сехмет и Баст — одна и та же богиня под разными именами, а также я могу прибавить, что они, по всей вероятности, олицетворяли звезду γ Дракона.

Нейт

3. У всех этих богинь особый символ.

У Хатхор коровья голова и рога с диском. Таурт, богиня-бегемотиха, также изображается с рогами и диском. Рога и диск также носят Серкет, Сатет и Рат, супруга бога солнца Ра; многих других богинь можно включить в этот список. Да, такое впечатление, что у всех богинь, считающихся вариантами Исиды или Хатхор, один и тот же символ.

Нейт (другая форма)

Этот общий символизм предполагает, что имена Исида и Хатхор сами по себе — обобщения и означают близость к восходу солнца, будь то заря, восходящая гелиакически звезда или даже луна. Общий символ — солнечный диск и рога, которые, я думаю, вполне могут быть поэтическим развитием символа восхода. Исида и Хатхор — это два разных способа изображения и представления о восходящей звезде — то есть о звезде, которая предупреждает о восходе солнца, ибо восходящие звезды преимущественно были таковыми.

Баст

Все богини с этими символами либо являются разными формами Исиды и Хатхор, либо изображают богинь, которые персонифицируют или мифологически изображают звезды, чей восход наблюдался на рассвете в то или иное время года.

Анукет

Однако нужно прибавить, что богини не всегда изображались с этим головным убором, возможно, потому что, помимо астрономической, у них были и другие функции.

Степень этих различий можно понять из двух форм богини Нейт, изображенных на с. 300.

Сатет

4. Многие богини изображаются в виде Исиды, кормящей Хора.

Очень важно помнить, что звезды главным образом наблюдались во время восхода на рассвете и что мифологически такое событие египтяне представляли в виде Исиды (богини — восходящей звезды), кормящей Хора (бог — восходящее солнце). Считалось, что солнце утром совсем юное, то есть младенец в момент восхода, и что богиня Исида вскармливает его. Многие богини изображаются в таком виде. Я могу вспомнить Рененутет, Серкет, Рат, Амаунет, например. Иными словами, в этой серии богинь, говоря мифологически, мы имеем определенные звезды, персонифицированные богинями, которые восходили гелиакически в то или иное время года. Конечно, список далеко не полон и, вероятно, будет пополняться по мере продолжения исследований данного вопроса. Первоначальная символика состоит в том, что Исида или Хатхор — это звезда, восходящая на рассвете, которая присматривает за солнцем или берет его из колыбели; а маленький Хор, восходящее солнце, конечно, сын Исиды. Таким образом, мы видим, что символ матери и младенца часто использовался для выражения высоких религиозных идей уже по меньшей мере 5 тысяч лет назад.

Исида, кормящая Хора (последнее изображение — Серкет-Исида, богиня-скорпион)

Эти и другие факты можно свести в одной таблице, которая покажет, какой смысл имела мифология Исиды.

Исида = любое небесное тело на востоке, возвещающее восход солнца

Рассвет Луна γ Дракона (3000 до н. э.) Антарес (3700 до н. э.) α Голубя (до 3000 до н. э.) Сириус (после 3000 до н. э.) Неизвестно (вероятно, поздно)
Исида Исида Исида Серкет (Северный Египет) Техи
Амаунет
Исида
Хатхор (корова)
Рат
Анукет
Хатхор (соколица и бегемотиха)
Мут (самка грифа)
Хак
Хака
Хакет
Хекет
Сехмет и Баст львица или кошка α Центавра (3700 до н. э.) (Южный Египет) Малул
Менхет
Тефнут
Ипет
Небун

Ясно, что в случае Исиды мы имеем дело не только с восходящей звездой, тогда как Хатхор, насколько я знаю, ограничивается исключительно звездами.

Если мы согласимся с этим общим утверждением относительно Исиды, а именно что этим именем называли любое небесное тело на востоке, которое всходило перед восходом солнца, многие наши трудности тут же исчезнут. Исида из храмов у пирамид и малого храма в Дендере олицетворяла разные небесные тела, хотя все они служили для одной и той же цели. Хатхор из большого храма в Дендере и Хатхор из Дейр-эль-Бахри символизировали разные небесные тела, но они выполняли одну и ту же функцию. С другой стороны, Хатхор из Дендеры и Мут из Фив не были ни разными божествами, ни персонификациями разных звезд; это были просто местные имена γ Дракона.

Итак, теперь нам понятно, откуда берется удвоение символов в случае Хатхор. Под бегемотом и коровой в общем подразумеваются восходящие звезды, а в частности мы имеем в одном случае γ Дракона, а в другом — Сириус.

Данные свидетельствуют о том, что восходам этих двух звезд придавалось очень важное значение. Мы встречаем и еще одну форму Исиды (возможно, она соответствует α Голубя еще до того, как египтяне стали использовать Сириус), следовательно, у нас появляются наблюдаемые одновременно северная звезда и южная звезда — два ока Ра. Другие, еще не выясненные богини, по-видимому, обозначают одну из этих двух звезд или другие, более южные. Их изображения чаще встречаются в храмах выше первого порога, чем в тех, что расположены ниже. Это обстоятельство будет подробнее рассмотрено в дальнейшем.

Изучение ориентации в соединении с мифологией дает нам и другие восходящие звезды помимо Сириуса. В самом деле, хотя 3285 год до н. э., к которому Био относит первый гелиакический восход Сириуса в солнцестояние, кажется очень далеким, можно считать достоверным, что α Голубя использовалась в этом качестве еще раньше, поскольку она находилась точно в том же месте, где могла предупреждать о восходе солнца в летнее солнцестояние, где позднее находился Сириус. А культ сохранился бы и после того, как исчезла бы польза.

Мнение Дюмихена по поводу локального культа Хатхор и его астрономического происхождения не слишком отличается от моего. Он пишет: «Der Kult der Göttin Hathor geht in die ältesten Zeiten der ägyptischen Geschichte zurück. Schon die Pyramideninschriften erwähnen eine Heliopolitische Hathor und Priester und Prieste-rinnen dieser Göttin werden in denselben Grabkapellen nicht selten genannt. Die Hathor war keine speziell lokalisierte Gottheit, sondern eine allgemein in sämtlichen Tempeln Ägyptens verehrte Form eines Kultes, dessen Urgedanke, im weitesten Sinne, die Auffassung des weiblichen Principes gegenüber dem männlichen Principe der Gottheit war. In dieser Auffassung erscheint sie geradezu identisch mit der Isis, weshalb auch beiden Göttinnen die Kuh das geheiligte Thier war. Da in jeder Stadt, vor allen aber in jeder Nomos-Hauptstadt eine Hathor als Schutz-Göttin des betreffenden Ortes aufgeführt wird, so ist es erklärlich, dass die lokalen Formen dieser Göttin in den Inschriften der Tempel in grösster Anzahl aufgeführt werden. Im Tempel von Edfu werden Beispiels halber an der Decke des Pronaos über 300 Namen der Göttin mit ihren lokalen Beziehungen hergezählt mit besonderer Bevorzugung derjenigen l okalen Formen, welche in den einzelnen Nomos-Hauptstädten sich eines hervorragenden Kultes erfreuten. Die letzteren berühren vorzüglich eine Sieben-Zahl von Hathoren, welche als die grössen bezeichnet werden und von denen fast in allen grösseren Tempeln Listen an den Wänden zu lesen sind.

In der älteren Zeit bezeichnet Hathor einen kosmischen Urbegriff. Schon ihr Name verrät aufs Deutlichste die kosmogonische Wurzel. Ha. t. hor wörtlich übersetzt «Wohnung des Horus — Behausung Gottes» d. i. die Welt, die Darstellung Gottes in der sichtbaren Welt, die Natur, in welcher die Gottheit wirksam ist1.

(«Культ богини Хатхор восходит к древнейшим временам египетской истории. Уже Тексты пирамид упоминают гелиопольскую Хатхор, а жрецы и жрицы этой богини нередко встречаются в гробничных часовнях того времени. Хатхор являлась не какой-то местной богиней, а почитаемой во всех египетских храмах формой божества, идея которого в самом широком смысле представляла воплощение женского принципа божества в противовес мужскому. Благодаря этому она напрямую отождествлялась с Исидой, и потому священным животным обеих богинь являлась корова. Поскольку в каждом городе, и прежде всего в столице нома, Хатхор упоминается в качестве богини-защитницы соответствующего места, понятно, почему местные формы этой богини встречаются в храмовых надписях в огромном количестве. В храме Эдфу на потолке пронаоса перечислено более трехсот имен богини с ее локальными связями, и особенно те местные формы, в которых ее почитали в отдельных номовых столицах. Последнее касается прежде всего семи Хатхор, которые называются великими и о которых мы читаем в списках на стенах почти всех крупных храмов.

В древнейшие времена Хатхор обозначала некое космическое понятие. Даже ее имя обнаруживает явные космогонические корни. «Хат-хор» буквально переводится как «Дом Хора — Жилище бога», то есть мир, изображение бога в видимом мире, природа, в котором действует божество».)

Прежде чем идти дальше, считаю нужным показать, что аргумент, которым я воспользовался для доказательства того, что на самом деле Исида — общее имя разных объектов, подтверждается, если рассмотреть соответствующие моменты относительно Осириса.

Вполне очевидно, что некоторые боги символизировали заходящие звезды. Мы уже знаем, что заходящее солнце стало Осирисом, Атумом или Тем, и, как бы их ни звали, все они изображались в виде мумий. Однако солнце было не единственным небесным телом, которое символизировал Осирис; иногда он олицетворял также луну и звезды. Мы можем позволить себе сделать следующее обобщение.

Осирис = любое небесное тело, которое становится невидимым

Заходящее солнце Убывающая луна Заходящая планета Заходящие звезды Небесные тела, бледнеющие на рассвете
Звезды Планеты
Осирис Осирис Венера как Осирис Хонсу-Осирис
Птах-Осирис
Мин-Осирис
Сах-Осирис Венера
Звезда Осириса

Обратите внимание, насколько полное противопоставление Исиде.

Я уже говорил, что храм у пирамид, где могли почитать Осириса, указывает на запад, но сейчас мы имеем дело со звездами. Если мы попробуем отыскать, каких еще богов, кроме богов солнца, изображали в виде мумии (примечательно, что ни одну из богинь так не изображали), мы находим, что в виде мумий изображаются Хонсу, Птах и Мин; то есть они в своем роде становятся Осирисом. Если у этих богов существовал свой культ, то, скорее всего, он осуществлялся бы в посвященных им храмах; но все-таки отсутствие таких храмов ничего не доказывает, так как они могли быть разрушены. Однако нам очень повезло, и нашлись храмы Хонсу и Птаха, до сих пор сохранившиеся в Фивах. Если в идее, что эти боги в виде мумий должны быть как-то связаны с западным горизонтом, есть доля истины, то их храмы должны указывать на запад. Они действительно указывают на запад.

Вдобавок нам повезло с тем, что история храмов довольно хорошо известна: то есть время их основания установлено в пределах нескольких сотен лет. Следовательно, при помощи наших астрономических методов, которыми мы пользовались выше, звезды установить будет нетрудно. Оказывается, для храма Хонсу это южная звезда Канопус, а для храма Птаха — Капелла. Есть в Фивах и еще один очень важный храм — безымянный храм, расположенный под прямым углом к храму Мут. Он тоже смотрит на запад. Хотя данные неполные, они ясно свидетельствуют о том, что храм посвящен богу Мину, иначе называемому Хем, и ориентирован на звезду Спику; так что в одних только Фивах три бога, изображаемые в виде мумий, разные звездные формы Осириса — Хонсу, Птах и Мин — найдены в роли трех звезд — Канопуса, Капеллы и Спики.

Исида, Осирис и Хор

Условно можно сказать, что изображение в виде мумии соответствует заходящей звезде, так же как рога и диск соответствуют восходящей. Перед нами противопоставление Осириса и Исиды.

Итак, мы понимаем, что чудесный древний миф об Исиде и Осирисе насквозь пронизан астрономией, хотя Осирис в данном случае не солнце, а луна. Но я еще не закончил с мумией; убывающая луна тоже Осирис. Считалось, что луна умирает от полнолуния до новолуния. Египтяне в своей мифологии были очень последовательны: луна называлась Осирисом с момента, когда начинала убывать, как и солнце называлось Осирисом, как только начинало клониться к закату. Созвездие, бледнеющее на восходе, тоже называлось Осирисом.

Я уже отмечал символику Сириуса-Хатхор в виде коровы в лодке, связанную с созвездием Ориона. Есть одна деталь, о которой я тогда не сказал, но которая представляет большую важность для всестороннего изучения занимающего нас вопроса. Мы видим здесь связь с коровой в лодке, Орион (Сах) в роли Хора, но на других надписях мы встречаем созвездие Ориона в виде мумии — то есть в ходе египетской истории одно и то же созвездие символизирует сначала восходящее солнце, а потом заходящее. Так это и должно быть, если египетская мифология последовательна и опирается на астрономию, потому что Сах поднимался на рассвете в одном случае и бледнел на рассвете в другом. Из таблицы небесных светил, символизируемых Осирисом, такой же, какую мы рассматривали в отношении Исиды, представляется, что мифология Осириса — это мифология, связанная с любым небесным телом, которое исчезает из вида. Это заходящее солнце, убывающая луна, заходящая планета, заходящие звезды и созвездия, бледнеющие на рассвете. Следовательно, египетская мифология полно и точно соответствует окружающим астрономическим условиям; и, несмотря на всю ее удивительную поэтичность, поэзия ни в коей мере не вмешивалась в строжайшую и точнейшую связь с астрономическими явлениями, о которых она повествовала.

«Смена культа» в Луксоре

В таком случае аргумент в пользу того, что имя Исиды было общим термином, убедительно подтверждается тем, что имя Осириса использовалось таким же образом в качестве общего термина.

А теперь в свете предыдущих фактов вернемся в Дендеру. Мы находим один очень любопытный факт, что сильно разрушенный храм Исиды не содержит символов культа Сириуса; но все они появляются в храме Хатхор, который, поскольку смотрел на северо-восток, разумеется, не мог получать никакого света от звезды южнее экватора. Произошла смена культа.

С другой стороны, в храме Исиды так много символов, относящихся к культу, связанному с γ Дракона, к которой, по всей вероятности, был направлен храм Хатхор, что французская комиссия назвала его Тифонеум от имени Тифон.

Произошла явная смена функции храма и культа либо из-за того, что со временем наблюдение за восходом γ Дракона сменилось наблюдением за восходом Сириуса, либо из-за того, что культ Сета ушел в прошлое.

Что касается этой смены культа, то мы, современные люди, не должны видеть в этом никаких проблем. Мы едем в Константинополь и видим мусульман в храме Святой Софии; мы едем в Грецию или Сицилию и видим христианские богослужения во многих античных храмах. Поэтому смена культа в Египте, которую я продемонстрировал на основе астрономии, — это нечто такое, с чем мы сегодня хорошо знакомы. Однако важно отметить то, что в Египте смена культа могла зависеть от астрономических изменений — от прецессии равноденствий, а также от разных школ религиозной и астрономической мысли. Из этого мы делаем вывод, что египтяне замечательно непрерывно вели наблюдения за восходами и заходами звезд, ведь если бы наблюдения велись не абсолютно непрерывно, то они никогда бы не сумели составить четкое представление о прецессии, которым, несомненно, обладали; а также, по-моему, вполне ясно, что будущие исследования в области астрономии позволят нам написать историю этих изменений, которые теперь скрыты под громадой этой мифологической проблемы, на которую еще не был найден ответ. Это, конечно, не единственная трудность, потому что вопрос осложняется отсутствием достоверных датировок и постоянными отсылками в прошлое, которые мы встречаем на всех памятниках. Египтяне прилагали гораздо больше усилий, чтобы сохранить знания о событиях тысячелетней давности, чем дать представление о текущих событиях в стране.

Итак, мы наконец-то подошли к возможному объяснению трудностей, о которых говорилось в связи с дендерскими храмами в главах 19 и 20.

В двух словах: дело в том, что в некую эпоху египтяне стали наблюдать за звездой Сириус вместо или вместе с γ Дракона. В мифологическом смысле родилась новая Исида.

Об этом я скажу в дальнейшем; это был один из самых продолжительных астро-теологических конфликтов в Египте — борьба за верховенство между жрецами Амона и жрецами Сета. В Дендере первые победили, поэтому изменился культ.

Эта гипотеза основывается на следующих соображениях:

1. В то время как в Дендере Хатхор изображалась в виде самки бегемота с диском и рогами, в Фивах (городе «быка» Амона) Хатхор изображалась в виде коровы с таким же головным убором.

2. Исида, которая первоначально изображалась как богиня в лодке с двумя перьями Амона, теперь приобрела форму коровы с диском и рогами.

3. Хатхор была «коровой западных холмов» у Фив. Именно в тех холмах находится храм в Дейр-эль-Бахри; и этот храм, если он изначально ориентирован на Сириус, должен был быть основан около 3 тысяч лет до н. э., когда звезда Сириус на восходе давала бы амплитуду 26° южнее точки востока.

4. Храм был построен или восстановлен в Дендере позднее, и Сириус стал в нем великой богиней с коровьими рогами и диском; а когда ее владычество надо всем Египтом стало неоспоримым, в Дендере было заявлено, что место ее рождения — Дендера2.

5. В таблице месяцев из Рамессеума первый месяц посвящен Сириусу, а третий Хатхор. Однако это не окончательный довод, потому что могли иметься в виду локальные культы.

6. По-видимому, Сет было общим именем, которым назывались северные (околополярные?) созвездия, возможно, потому, что Сет = тьма, и со временем он стал отождествляться с этими звездами, так как они всегда видны ночью. Созвездие Бедра — это бедро Сета и т. д. Следовательно, γ Дракона была связана с Сетом, а Сет-Хатхор изображался в виде бегемота с рогами и диском. Если, как полагают, Сириус сменил γ Дракона, а корова — бегемота, то неудивительно, что культ Сета пришел в упадок; и, говоря по существу, упадок культа Сета, который был верховным богом ранних династий, и даже уничтожение его символов на памятниках — это один из самых заметных случаев такого рода, зафиксированных в надписях.

7. Храм Исиды в Дендере определенно ориентирован на Сириус; храм Хатхор определенно не ориентирован на Сириус. И все-таки при последующих реставрациях (скажем, при Тутмосе III и Птолемеях) он был посвящен культу Сириуса, и в нем присутствуют отсылки к звезде, которая восходит во время разлива Нила.

До сих пор мифология поддерживала меня; но здесь мы сталкиваемся с препятствием. По теории ориентации, культ должен следовать за звездой; это должно соблюдаться всеми возможными способами. Но предположим, что из-за прецессионного движения звезда уже не может выполнять свою главную функцию, тогда не должен ли измениться культ, который, как мы считаем, главным образом связан с тем, что звезда предвещает восход солнца в то или иное время года? А если объектом того же культа становится другая звезда, не сохранит ли она, скорее всего, старое имя?

Я не вижу причины, которая помешала бы египтянам так же поклоняться другой звезде, ведь они, по всей видимости, вполне естественно заменили Орион в форме Осириса (Сах-Осирис) и мумии (как он изображался, когда его звезды гасли на рассвете при восходе Сириуса) на Сах-Хора (когда впоследствии созвездие стало всходить гелиакически).

А кроме того, надо учитывать соперничество жрецов. Очень вероятно, что переделка дендерского храма Сета в фиванский храм Хатхор была лишь одним примером системы, принятой повсеместно по крайней мере в более поздние времена.

Примечания

1. Dümichen. Bauurkunde der Tempelanlagen von Dendera. S. 20.

2. Одна из надписей в переводе Бругша: «Horus in weiblicher Gestalt ist die Fürstin, die Mächtige, die Thronfolgerin und Tochter eines Thronfolger. Ein fliegender Käfer wird (sie?) geboren am Himmel in der uranfänglichen Stadt (Denderah) zur Zeit der Nacht des Kindes in seiner Wiege. Es strahlt die Sonne am Himmel in der Dämmerung, wann ihre Geburt vollbracht wird» (Brugsch. Astron. Inscript. S. 97).

«Хор в женской форме — это владычица, Могущественная, наследница престола и дочь наследника престола. Летающий жук рождается на небе в изначальном городе (Дендере) во время ночи ребенка в его колыбели. Солнце сияет на небе в сумерках, когда происходит ее рождение».

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку