Материалы по истории астрономии

Боги Неба

В клинописном тексте Раннего Вавилонского периода (1700 до н.э.) мы читаем:

Если лицо неба темное, год будет плохим.

Если лицо неба ярко с появлением Новой Луны, и она приветствуется с радостью, год будет хорошим.

Если северный ветер пересекает лицо неба перед Новой Луной, посевы будут изобильными.

Если в день первой лунной четверти Бог-Луна не исчезнет достаточно быстро с неба, на землю придет болезнь.

Вавилонский год начинался с появлением серпа новой Луны в весеннем месяце Ниссану. Этот текст служил для предсказания характера наступающего года по тому, как выглядело небо. Заметим, что здесь астрономия сочетается с метеорологией: атмосферные эффекты — ветер и облака считаются такими же значимыми, как Луна. Также заметим, что здесь не утверждается, будто само появление Луны вызовет предсказанные эффекты. Луна, ветер и облака являются знаками, которые указывают тем, кто может читать их, будущее. Это — характерная черта культуры предсказаний древнего Вавилона — то, что эти знаки были начертаны богами на лике природы для того, чтобы человек мог прочитать их. Небесные тела были воплощениями космических божеств, наряду с другими силами природы, такими как ветер и ураган, дождь и наводнение, землетрясение и болезнь. Земля и Небеса считались связанными космическими взаимоотношениями, и будущие намерения этих божеств можно было понять благодаря знакам, которые они помещали на небе. В астральных знаках, во внутренностях жертвенных животных, а также во многих других вещах боги избирали место для начертания будущих намерений. Молитва перед предсказанием, относящаяся к раннему Вавилонскому периоду, гласит:

«Непроглядна ночь;
Храм и святые места тихи и темны...
О, Великие, Божества Ночи...
О, Плеяды, Орион и Дракон,
Большая Медведица, Овен и Телец,
Приблизьтесь и затем
Ради предсказания, что я совершаю,
В ягненке, которого я приношу в жертву,
Явите мне истину».

Система толкования предзнаменований является чужой для нас и с большим трудом поддается рационалистическому объяснению.

Была ли у нее какая-либо эмпирическая основа? Было ли однажды замечено, что, когда северный ветер дует перед Новой Луной, то бывает хороший урожай зерновых? Сколько раз нужно было наблюдать это событие, прежде чем оно возвысилось до божественного знамения? Или действительно существовала вера в то, что значение этих предзнаменований было дано свыше? Можно с уверенностью сказать, что ученые Месопотамии считали любое отклонение от нормы имеющим значение для человека, все необычное должно было иметь смысл, что снова подтверждает, таким образом, единство человека и природы. Похоже, что эти знаки рассматривались в качестве проявлений силы, имеющей непредсказуемый характер, а не представляли определенную систему причины и следствия. Предсказатель, изучавший внутренности животного, искал аномалии, отклонения от нормы, не интересуясь работой органов или возможными признаками заболевания. Предположительно, Вавилонские врачи были двух типов: для первого из них обнаруженные симптомы служили признаками божественного неудовольствия, и они не назначали никакое средство; второй тип врачей специализировался на попытках излечения заболевания.

Предсказание в его различных видах прочно утвердилось в жизни Вавилона. Возник многочисленный класс специалистов — «имману», чьей задачей было нахождение тысяч предзнаменований, астральных и прочих, и объяснение их значений. Основной чертой науки в Вавилоне было составление подробного перечня (растений, медицинских симптомов, материалов, типов погодных условий, звезд и так далее), не предназначавшегося для определения причинно-следственной связи и не служившего основой для выведения научных законов. Знамения небес составляли большую и важную часть, поскольку небо считалось большой страницей для письмен богов. На ранней стадии эти предзнаменования были общими и безличными, они не предназначались для предсказании о жизни и судьбе отдельного индивидуума. По религиозным мотивам, упомянутым выше, исключение составляли знаки, касающиеся жизни и судьбы царя:

«Когда пятого числа месяца Ниссан восходящее Солнце кажется красным факелом, от которого поднимаются белые облака, и с востока дует ветер, то на 28 или 29 день этого месяца наступит солнечное затмение; царь умрет в этом месяце, и его сын взойдет на трон».

Затмения считались необыкновенно важными знаками, зачастую опасными для монархов настолько, что советникам-астрономам Царя Ашурбаннпала пришлось прибегнуть к следующей остроумной выдумке:

«Если затмение случилось, но его нельзя наблюдать в столице, то такое затмение считается не произошедшим... Великие боги, живущие в столице Вашего Величества, скрыли небо и затмение... Это затмение не имеет отношения ни к Вашему Величеству, ни к его стране; по этой причине Царя ждет счастье».

Также существовала практика на время затмения возводить на престол Царя-заместителя, в то время как настоящий Царь скрывал свою личность под именем «Г-н Маленький Человек», или «Г-н Фермер» и тому подобным. И снова, мы не знаем, имел ли этот страх какую-либо историческую основу: само ли зрелище одного небесного тела, заслоненного другим, обрело зловещее символическое значение? Или заговорщики прошлого намеренно избрали этот момент для того, чтобы напасть и убить своего Царя? То, что было возможно пользоваться отговорками, говорит о том, что эти знамения рассматривались, как предупреждения, а не как вестники неминуемого рока; очевидно, возможно было предотвратить предсказанное и в какой-то мере изменить судьбу человека.

Кроме таких особых событий, как затмения, Вавилонян больше всего интересовали такие небесные тела, как Солнце, Луна и планета Венера. Эти небесные тела считались воплощениями могущественных божеств: Шамаш, Син и Иштар. Первые два изначально были важны, как отмеряющие время своим движением, благодаря которому возникли такие основные величины, как день, месяц и год. В эпическом творении «Энума Элиш» сказано, что небеса созданы, чтобы можно было отмечать время, для того, чтобы в окружающем человека космосе был порядок. В дополнение к знанию об абсолютной, если не сказать, простой, регулярности Солнца и Луны проводились наблюдения за другими небесными телами, движение которых казалось беспорядочным — пятью планетами. Около 1500 лет до н.э. были созданы серии текстов по астрономии (они известны, как таблицы Венеры из Амизадуги), в которых описывались восходы и заходы Венеры за период в двадцать один год, а также предзнаменования, относящиеся к многим из них:

«Если в пятнадцатый день месяца Шабату Венера исчезает на западе, три дня не появляясь на небе, а в восемнадцатый день месяца Венера появляется на востоке: Царей ждет катастрофа: Адад (бог погоды) принесет дожди; Эа (бог реки) — подземные воды; Царь будет слать приветствия Царю».

Вавилоняне считали Венеру и вечерней, и утренней звездой. Комплекс движений планеты по праву заслуживает интереса любого астронома. Настоящей причиной данного подробного изучения было то, что планета считалась видимым проявлением богини Иштар. В пантеоне Вавилонских божеств Иштар была могущественной, но противоречивой фигурой; богиня любви и войны, плодородия и ураганов, веселья и слез. Отслеживание пути планеты по небу было необходимой составляющей для прогноза ее действий и взаимодействий с другими божествами, а также влияния на дела человека. Самый простой пример — предсказание: «Когда Венера стоит высоко, любовные отношения приносят удовольствие». Это — характерная черта того, как в Вавилоне взаимодействовали астрономия и астральная религия: положение планеты говорили о большей, или меньшей роли, которую играло божество в человеческой жизни в определенный момент. Все на сегодняшний день известные нам классические планеты были отождествляемы с Вавилонскими божествами, которые несколько отличаются по своим качествам от божеств Греко-Романского пантеона. Мардук был представлен планетой Юпитер, и считался творцом и управителем небес, а также богом жизни и справедливости. Нергал соответствовал планете Марс, являясь богом войны и управителем подземного мира. Воплощением Набу был Меркурий, бог письма и всех интеллектуальных занятий. Сатурн представлял бога Ниниб, или Нинурта, но Сатурн не считался управителем времени, он почитался, как бог охоты. Та точка зрения, что планеты были воплощениями личностей божеств, была одной из причин, благоприятствовавшей развитию Вавилонской астрономии; если планетарные божества влияли на происходящее в любви и во время войны, во время жатвы и на охоте, то тогда способность определять священные положения планет представляла собой то же предсказание намерений богов. Таким образом, если создание календаря было первой причиной для наблюдения за небесными телами, второй причиной являлась астральная религия, в особенности потому, что это касалось Царя. Эта причина обладала значимостью, которая была утрачена в поздней Эллинистической, и, в еще большей мере, средневековой Христианской, астрологии, когда человек перестал верить в планетарных богов. Предсказание, основанное лишь на положении планеты, подразумевало наличие некой физической силы, исходящей от небесного тела, что соответствует теории Птолемея, датируемой вторым столетием нашей эры. Через столетия эта теория получила широкое распространение среди Исламских и Христианских астрологов.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку