Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

Можно расходы на изготовление вывески Горреклама Воронеж.

12. Гороскоп Христа, составленный Кардано

В 1552 г. Джироламо Кардано, великий итальянский математик, врач и астролог, написал комментарий к работе Птолемея «Тетрабиблос», великому источнику классической астрологии. С целью проиллюстрировать принципы Птолемея, Кардано включил в свою работу несколько образцов гороскопов, составленных им самим, самым запоминающимся из которых был гороскоп самого Христа. Учитывая, что средневековый астролог, Чекко де Асколи, был казнен за то, что составил гороскоп рождения Христа, публикация Кардано, даже в отличной от тогдашней, атмосфере Ренессанса, могла быть для него опасна. По мнению Христиан рождение Христа было высшим актом божественной милости, поэтому предположение о том, что это — естественное, или предсказуемое, событие означало, что власть звезд расценивается выше, чем власть Бога. Что же говорит далее Кардано в своем гороскопе, и чем он мотивирует то, что выбрал такой рискованный предмет?

Прежде, чем ответить на все эти вопросы, заметим, что ранние христианские мыслители уже вторглись на эту запретную территорию. Никто иной, как Альберт Великий утверждал, что расположение звезд в момент рождения Христа говорит о его божественной природе. Звезды были не причиной, а знаком его величия. В книге природы звезды являлись буквами, по которым можно было узнать волю Бога. Эта точка зрения разделялась и Пьером де Эйли, архиепископом и кардиналом церкви, утверждавшим, что, раз у Христа было тело, состоявшее из элементов, то оно было субъектом влияния звезд. Поэтому, существовала, хотя и противоречивая, интеллектуальная традиция, на которую Кардано мог опираться в своих построениях.

Что можно сказать о самом гороскопе? Первой проблемой является дата. Моментом, избранным Кардано, была полночь 24 Декабря 1 года н.э., что совпадает с традиционной священной датой. Сейчас нам известно, что настоящее рождение Христа произошло на несколько лет раньше, а декабрьское время рождения исторически не обосновано.

Оно было избрано ради христианизации языческих зимних праздников. Поэтому, гороскоп предоставленный Кардано, как принадлежащий Христу, не может являться таковым.

К чести Кардано, надо заметить, что положения небесных тел, определенные им на тот момент, очень близки к тому, что было вычислено современными астрономами, то есть, он верно определил знаки, где находились планеты. Начертив карту небес, соответствующую заданному моменту (не учитывая то, что этот момент — ложный), какие предзнаменования увидел Кардано? Совершенно очевидно, в знаке Весов, занимающем асцендент, он поместил комету, так он истолковывал звезду Вифлеема — «комету такой яркости, что она взволновала весь мир». Мощь этого знамения усиливалась присутствием Юпитера, что обещало характер, отмеченный благородством и справедливостью. Добавьте к этому близость Спики, самой яркой звезды в созвездии Девы. Кардано считал, что эта звезда дает качества мудрости и любви. Вторая неподвижная звезда, рассматриваемая здесь, это Кастор из созвездия Близнецов, находившаяся в середине неба, обладавшая природой Марса, что предвещало насилие, которое коснется жизни Христа. Расположение Солнца рядом с иммум коэли, самой низкой точкой небес, предвещало знаменательную кончину, а присутствие восходящего Меркурия было признаком гениальности. Марс находился в знаке Овна, в оппозиции к Юпитеру, поэтому был враждебен асценденту, это означало, что против субъекта будет составлен заговор, возникнет опасность и в конце его ждет жестокая гибель. Сатурн, Венера и Юпитер образуют трин, оказывающий благоприятное влияние на субъект и дающий прекрасные тело и ум. Кардано отследил также наиболее угрожающее — путь «прерывателя», в данном случае — Луны, и обнаружил, что одаренный и благородный субъект этого гороскопа не мог бы умереть в возрасте тридцати трех лет.

Кардано детально рассмотрел и другие пункты, касающиеся положений небесных тел в этом гороскопе, но вывод ясен: что касается выбранного времени, небеса предвещали рождение выдающейся личности, чья жизнь была бы отмечена благородством, любовью и справедливостью. Эту личность ждала насильственная смерть, но не раньше, чем он принесет новый закон, который останется на тысячи лет.

Все это выглядит очень убедительно, но, конечно, это — не пророчество, а лишь интерпретация уже произошедшего события.

Проще говоря, Кардано нашел то, что хотел найти. Тем не менее, он реализовал и другую цель, он придал весомости принципам классической астрологии на поразительном примере из истории. Для этого в действительности и предназначались эти знаменитые гороскопы — продемонстрировать, что сложные правила и аксиомы, касающиеся влияния звезд и планет, были выведены на основании опыта и могут быть проверены тем же путем.

Как ему удавалось отстраниться от ереси и богохульства, к которым он относился с антипатией? Повторяя тот ответ, который давали Альберт Великий и Д'Эйли: «Я не хочу, чтобы вы поняли меня таким образом, будто божественность Христа, его чудеса, святость его жизни, или проповедь его закона зависит от звезд. Нет, высший и славный Бог отметил его гороскоп наилучшим и наипрекраснейшим расположением звезд... Гороскоп Христа был удивительным, природа предоставила ему наибольшее, что могли дать небеса». Таким образом, при помощи доктрины о том, что звезды — лишь знаки, а не причины, Кардано надеялся избежать серьезных неприятностей, что он и делал на протяжении многих лет, хотя его публикация была названа критиками сумасшествием, безбожием и тщеславием. Почему он, в конце концов, был схвачен и посажен в тюрьму за богохульство в 1570 г., через пятнадцать лет после того, как составил гороскоп, никто не знает. Кардано сумел избежать казни, но ему было запрещено обучать, или публиковаться, он должен был жить в Риме, где он и провел последние пять лет своей жизни под неусыпным оком инквизиции. Второе издание его комментариев Птолемея, вышедшее в 1578 г. (через два года после смерти автора), уже не содержало гороскоп Христа. Кардано хотел придать вес астрологии, поступив самым смелым образом, но эта задача оказалась непосильной для него, и он пал жертвой постоянной неуверенности Церкви в том, является ли астрология истинной наукой, или ересью.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку