Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

Окна остекление балконов оренбург.

13. Шекспир — За, или Против Астрологии?

Собственные интеллектуальные предпочтения Шекспира — религиозные, или научные, едва ли прослеживаются в его произведениях, тем не менее, есть один предмет, к которому он обращается довольно часто, это — астрология. Ее упоминание не является чисто риторическим, уместно было бы задать вопрос: свидетельствуют ли труды Шекспира о вере в астрологию? Трудность заключается в том, что многие утверждения на эту тему исходят не из уст автора, а от его персонажей, главным является сюжет, а не интеллектуальная ценность слов. Возможно, самой известной является речь Эдмунда из Короля Лира:

«Это — выдающееся мирское фатовство, когда нам не везет, что зачастую обусловлено нашим поведением, мы обвиняем в наших несчастьях Солнце, Луну и звезды, как если бы мы были негодяями по необходимости, дураками по небесному принуждению, мошенниками, ворами и предателями — по предопределению сфер, пьяницами, лжецами и прелюбодеями — из-за сильного планетарного влияния, принуждающего нас, а все злому, что есть в нас, было обязано существованием божественному вмешательству — замечательная отговорка развратного человека, оправдывающего свое скотство расположением звезд.»

Как может показаться, это — явная атака на астрологию. Но, говорящий — негодяй — скупой, жестокий и вероломный, ставящий себя выше закона. Поэтому, его насмешка над звездами может рассматриваться, как проявление гордыни и высокомерия. В том же произведении — характеры Корделии и ее сестер так непохожи, что Кент восклицает:

Это — звезды,
Звезды над нами определяют наши обстоятельства,
И каждый сам себе друг, а друг не может
Быть причиной настолько разных результатов.

И снова мы видим совершенно ясное утверждение, на этот раз — за астрологию. Шекспир также упоминает астрологию и в комических ситуациях:

    Глендоуер:

В моем гороскопе рождения
Весь перед небес полон огненных форм
Горящих факелов; во время моего рождения
Тяжелая основа Земли
Дрожала, подобно трусу.

    Хотспур:

Что ж, это могло произойти в то же время, что и рождение котят у кошки Вашей матушки, даже если бы Вы сами не рождались.

Это — такое же порицание астрологии, как и речь Эдмунда, но здесь показана грубость речи Хотспура, а не точка зрения Шекспира.

Эти утверждения, взятые из различных произведений, кажутся противоречащими друг другу, но нужно напомнить, что существовали различные уровни веры в астрологию, и, в частности, большое отличие естественной астрологии от личной, или астрологии судьбы.

Шекспир часто ссылается на естественную астрологию, и упоминает о появлении небесных предзнаменований:

Украсьте себя черным, небеса, день, уступи ночи!
Кометы, приносящие изменения времени и обстоятельств,
Размашистые, блестящие росчерки оставьте в небе,
Накажите дурные, отвратительные звезды,
Давшие согласие на смерть Генриха!

      (Король Генрих 4, ч. 1.)

Та же идея выражена более просто в Юлии Цезаре:

Когда умирают нищие, не видно комет:
Сами небеса отмечают смерть принцев.

Медицинская астрология, связывающая здоровье человека с влиянием планет, особенно, Луны, также упомянута в работах, например, Отелло сокрушается:

Это — погрешность самой Луны,
Она подходит к Земле ближе, чем хотелось бы,
И делает людей сумасшедшими.

В итоге, естественная астрология подтвердила, что небеса управляют всеми природными циклами на Земле, включая жизнь и смерть человека. Лир выражает эту идею, восклицая:

Благодаря всем действиям сфер
Из-за которых мы существуем и перестаем быть.

Рассмотрим астрологию судьбы, с ее центральной частью — гороскопом и предсказанием индивидуального будущего — что говорит Шекспир на эту тему? Ответ — почти ничего. Ромео и Джульетта названы «перечеркнутыми звездами», это означает, что их судьбы были несовместимы от рождения. В Зимней Сказке Гермиона, несчастная королева, печалится:

Должно быть, правит враждебная планета:
Я должна быть терпелива до тех пор,
Пока небеса не обратятся более благоприятным аспектом.

Очевидно, что она рассматривает свои обстоятельства, как временное невезение, а не как рок. Единственное особое упоминание гороскопа, где говорится о приговоре судьбы, встречается в Генрихе 6, Части 2, когда Герцог Саффолк пугается, узнав, что имя взявшего его в плен — Уолтер Уитмор:

Лукавый человек вычислил время моего рождения,
И сказал, что я умру от воды.

Страхи обоснованы, и Уолтер убивает его. Даже если Шекспиру не были интересны гороскопы, и он не был фаталистом, все говорит о том, что он разделял веру своих современников в Судьбу, в то, что возвышение и падение великих людей — результат действия некой внешней силы, которую они могут преодолеть. Вот Просперо из Бури:

Я обнаружил, что в зените у меня
Самая благоприятная звезда, чьим влиянием
Сейчас я должен воспользоваться, иначе
Потом моя удача истощится.

Это кажется довольно далеким от фатализма, являясь проявлением типичной веры эпохи Ренессанса в то, что люди свободны в решении своих судеб. Возможно, причина того, что произведения Шекспира на протяжении столь долгого времени не теряют своей привлекательности, состоит в том, что судьбы персонажей зависят от их собственной психологии, а не от рока, довлеющего над ними. С этой точки зрения, не смотря на отсутствие явной интеллектуальной аргументации, пьесы могут рассматриваться, как принадлежащие новой эре гуманизма, эре, в которой естественная астрология стала приемлемым источником поэзии и метафор, хотя астрология судьбы и фатализм и стали считаться иррациональными.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку