Материалы по истории астрономии

Иллюстрации

Ассирийский Царь и священное дерево: сакральной ролью Царя было хранить дерево, символизирующее связь между землей и небом. Корни астрологии лежат в интерпретации, при помощи небесных знамений, успеха, или неудачи Царя в этой роли. (Отдел Западноазиатской античности, Британский Музей)

Апкаллус ухаживает за священным деревом. Вавилонская мифология изобилует крылатыми гениями, полу-людьми — полу-животными, возможно, изображающими древних божеств. Как считаюсь, они дали человечеству науки, включая и астрологию

Победная Стела Нарам Син, 2100 г. до н.э. Победоносный Царь ведет свой отряд на вершину горы, возможно, чтобы почтить астральных божеств, благословивших его кампанию. (Лувр)

Таблицы Венеры из Аммизадуги. Эти таблицы датируются 1500 г. до н.э., они сообщают о движении и периодах видимости планеты, а также соответствующих предзнаменованиях. (Отдел Западноазиатской античности. Британский Музей)

«Каждые три звезды». Эти таблицы, созданные не ранее 1000 г. до н.э., являются разновидностью астрономического календаря, сообщающего о предрассветном восходе трех звезд в каждом месяце. Это говорит о том, что в Вавилон уже было известно о перемещениях небесных тел, но сам Зодиак еще не существовал. (Отдел Западноазиатской античности, Британский Музей)

Богиня Иштар на Шумерской печати, датируемой 2300 г. до н.э. Иштар-Венера была астральным божеством, наиболее почитаемым у Месопотамских жрецов. Многогранное божество, она владычествовала над любовью и битвой, плодородием и ураганами. (Восточный Институт, Чикагский Университет)

Священник, или почитатель совершает ритуал перед зиггуратом, вверху изображен астральный символ. (Музей Вордерасиатишес, Берлин)

Астрономический текст, датируемый третьим веком до н.э., из города Урук. Слева изображена планета Юпитер, а также хорошо видимые созвездия Гидры и Льва. (Музей Вордерасиатишес, Берлин)

Тихе, классическая богиня судьбы, в окружении Зодиака. Существовали очевидные точки соприкосновения культа Тихе и астрологической доктрины судьбы. (Музей Искусств Цинциннати)

Пограничный камень, содержащий зодиакальные и планетарные изображения, датируемый 1100 г. до н.э. Договорам и соглашениям, включая и раздел земель, часто старались обеспечить защиту астральных божеств. (Отдел Западно-азиатской античности, Британский Музей)

Фарнезский Атлас: самое раннее из известных изображений классических созвездий, включая зодиакальные, мы видим на этой скульптуре 1 в. до н.э. (Национальный Музей, Неаполь)

Классические небесные сферы, изображение семнадцатого века. Семь планет вращаются вокруг Земли и проходят через знаки Зодиака. (Британская Библиотека)

Греческий папирусный гороскоп, содержащий расширенный гороскоп на 1 Апреля 81 г. н.э. (Британская Библиотека)

Небесная сфера на картине эпохи Ренессанса. На поверхности сферы находятся звезды, здесь ее вращает ангел. Это — христианизированная версия Аристотелевского первоначального движителя. (Ватикан)

Изображения планет на собственных местах из манускрипта 15 столетия. То, что каждая из планет управляет как минимум одним из знаков Зодиака, являюсь фундаментальной доктриной астрологии, тем не менее, у этих взаимосвязей никогда не было какого-либо логического обоснования. (Национальная Библиотека, Париж)

Маркус Манилиус, автор первого исчерпывающего труда по астрологии: воображаемый портрет, чье авторство принадлежит Альбрехту Дюреру, 1515 г. (Частная коллекция)

Кардинальные точки, знаки Зодиака и мунданные дома. Эклиптика, двенадцать знаков Зодиака по очереди поднимаются над восточным горизонтом, Асцендентом. Они достигают пика в точке Середины Неба, а затем заходят за горизонт Десцендента. Иммум Коэли — это нижайшая точка середины неба. Планеты двигаются по обычному пути, проходя точки экзальтации и подавления в знаках Зодиака. Таким образом, мунданные дома представляют собой схему, неподвижную относительно Земли, через которую проходят знаки и планеты

Мунданные дома изображенные в полярной проекции, как на «рете» астролябии. Точка, в которой эклиптика пересекает локальный горизонт — это Асцендент, начало первого дома. Неодинаковый размер домов обусловлен наклонностью эклиптики по отношению к небесному экватору. Деление небесной сферы на двенадцать домов определяется методами сферической геометрии, различные методы могут давать отличные друг от друга результаты. (С позволения Дж. Д. Норс)

Дендерский Зодиак из Египетского храма первого века до н.э., по внешнему краю здесь изображены 36 египетских деканов, а также 12 классических фигур Зодиака внутри. (Лувр)

Прекрасный средневековый рисунок, где изображен Птолемей, измеряющий высоту звезды, но указывающий на Землю, что символизирует связь между обеими реальностями, составляющими предмет его астрологических изысканий. (Частная коллекция)

Из средневекового манускрипта Птолемея «Тетрабиблос» — астролог за работой, со своей книгой и инструментами. (Британская Библиотека)

В том же манускрипте — астролог обсуждает гороскоп ребенка с его матерью. Судя по их встревоженному виду, гороскоп должен был быть плохим. (Британская Библиотека)

Аратеанский космос. Эта космическая диаграмма содержится в текстах Аратусского Феномена. Зодиак окружает планетарные фигуры и Землю. Необычным является то, что Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца, которое, в свою очередь, вращается вокруг Земли. Эта система была введена Гераклидом (ок. 350 г. до н.э.), она не схожа с теорией Тихо Браге. (Национальная Библиотека, Париж)

Портрет Птолемея из манускрипта пятнадцатого столетия. Птолемей считался воплощением астрономии, но его путают с Царями Египта — Птолемеями, поэтому на ряде картин он изображен в короне. (Библиотека Марчиана, Флоренция)

Зодиак из Византийского манускрипта Птолемея «Тетрабиблосу. Центральная фигура — Бог-Солнце в своей колеснице, что неверно, поскольку Земля должна быть в центре. (Ватикан)

Созвездия Льва и Девы из манускрипта Птолемея «Альмагест» 15 в. (Британская Библиотека)

Созвездие Овна из латинского перевода, авторства Цицерона, «Аратусского Феномена». (Британская Библиотека)

Созвездие Рыб из латинского перевода, авторства Цицерона, «Аратусского Феномена». (Британская Библиотека)

Митра. На изображениях старого римского божества Митры он часто окружен Зодиаком, но это, возможно, лишь символ того, что Митра — бог времени. Астрологическая основа митраизма не установлена. (Университет Ньюкасла)

Фигура Девы. (Оксфорд, Библиотека Бодлейана)

Св. Августин, работы Боттичелли. Августин преследовал астрологию, как пережиток языческого прошлого. Его авторитет на протяжении последующих столетий являлся весомым аргументом против нее. (Галерея Уффици. Флоренция)

Великий Персидский астроном и астролог аль-Туси обучает последователей в обсерватории Марагхи середины тринадцатого века. (Британская Библиотека)

Прекрасный персидский гороскоп, датируемый 1384 г., Султана Искандара, внука Тамерлана. Необычным является асцендент, расположенный на верху изображения. Венера — в третьем доме, играет на лютне. Солнце в пятом доме, а в шестом доме собрались Луна, Юпитер, Сатурн и Меркурий. (Институт Вэлком)

Арабские астрологи за работой с соответствующими книгами и астролябией. Фрагмент картины, изображающей рождение Тамерлана. (Архив Искусств).

Слева: Астролябия, двухуровневая модель небес, усовершенствованная Исламскими учеными. (Отдел Восточной Античности. Британский Музей). Справа: Персидское блюдо, 1563 г. н.э., декорированное элегантными фигурами Зодиака. (Музей Стаатлишес. Берлин)

Портрет Абу Машара, основателя исламской астрологии, чьи теории о силе планетарных конъюнкций пользовались большим влиянием на востоке и западе. (Национальная Библиотека. Париж)

Луна в созвездии Рака из исламского манускрипта 14 в. Три нижние фигуры — деканы, десятиградусные части знаков, рассматривавшиеся в качестве персонифицированных сил. (Оксфорд. Библиотека Бодлейан)

Аль-Суфи, в представлении Альбрехта Дюрера. (Частная коллекция)

Созвездие Льва из звездного каталога персидского астронома аль-Суфи. Созвездие изображено в двух вариантах — как видимое с Земли, и как нанесенное на звездный глобус. (Британская Библиотека)

Исламский космос: планеты, знаки Зодиака, лунные дома и деканы составляют большую сферу, вращаемую небесными ангелами. (Архив Искусств)

Бог, рисующий знаки Зодиака: астрология интегрировалась с христианством теорией о том, что Бог использует звезды и планеты в качестве посредников для управления творением. Поэтому, он сотворил Зодиак и наделил знаки различными качествами. (Ватикан)

Сол, Бог-Солнце, культ которого отправляли более поздние римские императоры. (Музей Стаатлишес. Берлин)

Великие люди и звезды, руководящие ими. В этом манускрипте мы видим странное собрание людей — Сенека, Исмаил, Феодосий — на каждого из них оказывает влияние определенная планета. (Национальная Библиотека. Вена)

Зодиак Сан Миниато, Флоренция. В Европе позднего средневековья астрология была так широко распространена, что казалась вполне приемлемой темой для рисунка пола церкви. В этом рисунке прослеживается исламское влияние. (Сан Миниато. Флоренция. Скала)

Созвездие Овна. Из астрологического манускрипта. (Британская Библиотека)

Планета Юпитер. Из астрологического манускрипта. (Британская Библиотека)

Астролог за работой, со своими книгами и звездами над ним. На самом деле средневековый астролог редко изучал звезды сам, чаще он пользовался данными уже готовых таблиц. (Королевская Обсерватория. Эдинбург)

Пять Зодиакальных фигур из манускрипта четырнадцатого века Михаэля Скота. (Библиотека Бодлейан. Оксфорд)

Музыка сфер. Идея о том, что каждая из планет звучит своей нотой, и что вместе они создают небесную гармонию возникла во времена Пифагора. Корифеи расходятся во мнениях по поводу порядка нот. (Бауэриш Стаатсбиблиотек. Мюних)

Св. Фома Аквинский, превосходный теолог средневекового христианства, разделявший идею о том, что звезды влияют на природу человека. Тем не менее, он считал, что интеллект может противостоять этому влиянию. (Скала)

Знаки Зодиака часто изображались в средневековых календарях, но здесь они являются символами времени, не обладая совсем, или обладая поверхностным астрологическим значением. (Британская Библиотека)

Гороскопы и алхимия: алхимики верили, что свои эксперименты они должны проводить в благоприятное с точки зрения астрологии время, поскольку земные элементы, которыми они оперировали, были, фактически, воплощениями качеств планет. (Британская Библиотека)

Средневековые астрологи и топографы за работой, из манускрипта пятнадцатого столетия. Считается, что эти люди — египтяне, что отражает классическую и средневековую веру в то, что точные науки, включая и астрологию, были открыты египтянами. (Британская Библиотека)

Карл V, французский Король-ученый, с моделью сферы. (Колледж СВ. Джона. Оксфорд)

Астрологическая медицина. Иллюстрации из хирургического справочника пятнадцатого века демонстрируют известного Зодиакального Человека. (Британская Библиотека)

Астрологическая медицина. Передвижной гороскоп-циферблат для определения положения Солнца. (Британская Библиотека)

Человек, как центр Вселенной, из работ мистика, Св. Хильдегарда из Бингена. Здесь человек помещает Землю в центр космоса, становясь фокусом небесных сил — основная доктрина астрологии. (Скала)

Человек, как микрокосм, фокус естественных сил Вселенной, включая четыре элемента и семь планет. Фигура, несомненно, напоминает Христа, что говорит об интеграции доктрины микрокосма и средневекового христианства. (Бауеришес Стаатсбиблиотек. Мюних)

Гороскоп Короля Генриха V, составленный Роджером Болингброком и Томасом Саусвеллом в 1448 г. Предсказание насильственной смерти королю повлекло за собой смерть двух признанных астрологов. (Университетская Библиотека Кембриджа)

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку