Материалы по истории астрономии

Как Нил помог созданию первого солнечного календаря

Естественно, предсказание срока наступления очередного разлива Нила было очень важным для египтян. Жрецы, определяя уровень воды в реке, заметили, что первое появление (после периода невидимости) очень яркой звезды Сириус на востоке непосредственно перед восходом Солнца приблизительно совпадает с началом разлива. Такое появление называется гелиакическим восходом. Оказалось, что эти два события совпадали и с третьим — летним солнцестоянием. Открытие египтян имело для них принципиальное значение, поскольку позволяло предсказывать важный для их жизни процесс по астрономическому событию.

Ожидание двух событий — земного и небесного — заставляло считать число дней от одного разлива Нила до другого. При многократном повторении такого подсчета с необходимостью должна была возникнуть мысль о единичном интервале времени, включающем определенное число дней, в течение которого происходит полная смена погодных сезонов. И сама жизнь подсказала величину этой единицы — время между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса (у египтян — звезда Сотис), т. е. тот интервал, который мы теперь называем годом. Так появился календарь — один из первых, а может быть, и самый первый в истории человечества.

Поначалу египетские жрецы из своих подсчетов определили продолжительность года в 360 дней. Они разделили его на три основных периода: разлив, сев и жатву, а каждый из этих периодов — еще на четыре месяца по 30 дней. Начало года, естественно, совпадало с началом разлива. Месяцы обозначались как части соответствующего периода, например первый месяц сева, третий месяц жатвы и т. д.

Такая система существовала довольно долго, и лишь в эпоху Нового царства каждый месяц года получил свое собственное название (табл. 2).

Таблица 2

Название по древнеегипетскому календарю Начало по григорианскому календарю
1 Тот 11 сентября
2 Фаофи 11 октября
3 Атир 10 ноября
4 Хойяк 10 декабря
5 Тиби 9 января
6 Мехир 8 февраля
7 Фаменот 10 марта
8 Фармути 9 апреля
9 Пахон 9 мая
10 Пайни 8 июня
11 Эпифи 8 июля
12 Месори 7 августа

Месяцы были посвящены древнеегипетским богам или большим праздникам, например, первый месяц (тот) был отмечен знаком бога Луны, последний (месори) — праздником рождения Солнца.

Календарные месяцы в Египте подразделялись либо на три большие «недели» — по 10 дней, либо на шесть маленьких — по 5 дней.

Со временем, однако, египтяне стали замечать, что разлив Нила не совпадает с соответствующей календарной датой. Начало отсчета года «плавало», что приводило в расстройство планы сельскохозяйственных и государственных работ.

Причина такого несоответствия между началом года в первом египетском календаре и природным явлением (разливом Нила) крылась в том, что календарный год был на пять дней короче тропического года. И лишь после тщательных наблюдений гелиакического восхода Сириуса — звезды Сотис — жрецы уточнили продолжительность года. Оказалось, что к принятому ими календарю надо прибавлять пять дополнительных дней.

Вообще говоря, реформа календаря была непростым делом, поскольку, во-первых, давили старые традиции. И во-вторых, прежний календарь считался освященным волей богов, и на этом держались авторитет и власть жрецов. Поэтому введение пяти дополнительных дней в календарь египетские жрецы также объяснили желанием богов, о чем свидетельствует древнегреческий писатель Плутарх (II—I вв. до н.э.).

Вот как говорится об этом в легенде. Обвенчались бог Земли Геб и богиня неба Нут. Не понравилось это богу Солнца Ра, и проклял он Нут, чтобы не могла она родить ни в один из месяцев и ни в один из дней месяца. Обратилась богиня неба за помощью к могущественному Тоту, богу Луны. Выиграл бог у Луны в кости по 1/72 ее сияния в каждый день, и таким образом за год получилось пять дополнительных дней. Чтобы обойти проклятие Ра, их добавили по истечении всех месяцев в конце года. Богиня Нут родила тогда пятерых детей: Осириса, Гора, Сета, Исиду и Нефтиду. Новые дни посвятили богу Ра и тем самым укротили его гнев. Таким образом, солнечный год стал продолжаться 365 дней, но, поскольку при этом была использована часть лунного сияния, лунный год сократился до 355 дней.

Реформированный египетский календарь стал ближе к тропическому году, но разница в 1/4 сут осталась и со временем начала накапливаться.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку