Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

Коллиматорные прицелы для пневматики в москве купить коллиматорный прицел купить.

«Энума элиш» объясняет происхождение мира

Ссылаясь на волю небесных тел — богов, вавилонские жрецы-оракулы религиозной мистикой и соответствующими культовыми обрядами держали народ в подчинении. Веря им, простые люди были убеждены, что их жизнь полностью зависит от чужой воли, познание которой доступно только жрецам на вершинах зиккуратов. Разные народы неодинаково отвечали на вопрос о происхождении света. Вавилонские жрецы, использовав шумерские мифы, «подправили» их с учетом своих целей. В мифе о сотворении мира «Энума элиш» в вавилонском варианте ясно просматриваются две линии: религиозная — человек создан богами, чтобы служить им, и политическая — Мардук, бог Вавилона, есть глава всех богов и, следовательно, Вавилон — это самый главный город Двуречья.

Название космогонической вавилонской поэмы «Энума элиш» (или в переводе — «Когда там наверху...») содержит первые слова из начала:

«Когда там наверху небо еще не было названо
И земля внизу также оставалась безымянной...».

Слово «безымянный» означало нечто несуществующее, т. е. вавилоняне считали, что если у какого-либо предмета нет названия, то он не существует в природе.

В поэме описывается, что вначале существовали только хаос — Муму, вода — Тиамат и первосоздатель всего — Апсу. Затем появились все остальные боги, которые тут же замыслили навести порядок. Прародители противились, и молодые боги решили убить старых. Бог подземных вод Эа убил Апсу и обезвредил Муму. Осталась страшная Тиамат, которая решила отомстить за содеянное с помощью одиннадцати созданных ею чудовищ — скорпионов, рыб и острозубых змей, в телах которых вместо крови тек яд.

Никто из молодых богов не рискнул противиться Тиамат. Только один Мардук, бог Вавилона, решился на сражение, но при этом заявил своим братьям и сестрам:

«Если я стану вашим отомстителем
И спасу ваши жизни, победив Тиамат,
Вы, собравшись вместе, меня возвеличьте.
И тогда я стану вершителем судеб,
Неизменными будут мои решения
И священными будут законы из моих уст».

Собрались боги на пир, опьянели от вина и объявили Мардука не только своим предводителем, но и законодателем:

«Мардук, ты самый славный из всех великих богов,
Твой жребий несравним ни с чем, твое слово свято».

Дали Мардуку скипетр, трон и непобедимое оружие, с которым вышел он против Тиамат и ее страшной свиты.

Легенда описывает, как Мардук готовился к кровавой битве. Сотворил он злой «северный ветер», «сильную бурю», «черный ураган» и «стремительный вихрь», окружил колесницу духами — «губительным», «беспощадным», «летящим» и «топящим». Сложил Мардук стрелы лука в колчан, облачился в одежду Ужаса и ринулся в бой (рис. 32).

В сказании подробно описывается битва, в которой Тиамат и ее помощники были побеждены. Однако после сражения Мардук задумал неслыханное:

«Отдохнул господин и рассмотрел тело побежденной,
Рассек его и начал великое дело.
Получились две части, как из сушеной рыбы,
Одну половину поставил в виде неба...».

Другая половина предназначалась для Земли. Затем мудрый Мардук создал убежище для богов, разделил небо на созвездия, установил путь для каждой звезды и планеты, чтобы они не блуждали сами по себе. Потом он разделил год на четыре погодных сезона и на 12 месяцев. По завершении небесных деяний пришел черед сотворения Земли, растений, животных и, наконец, человека.

«Я хочу создать кровь и сделать кости,
Чтобы родилось человеческое существо.
Я обязательно сотворю человека, который
Возьмет на себя труд богов,
Чтобы они смогли отдохнуть».

Умный Эа посоветовал Мардуку убить чудовище Кингу, которое сопровождало Тиамат в битве, чтобы из его крови и костей сделать человека.

«От его крови появились люди;
На них легло божественное бремя,
И боги освободились от труда».

По-видимому, такую форму миф о сотворении мира приобрел значительно позже правления царя Хаммурапи (первая половина XVIII в. до н.э.), который объединил мелкие государства Двуречья под властью Вавилона. В результате сравнительно небольшой город превратился в политический, культурный и экономический центр всей Передней Азии, а местный бог Мардук стал главным богом Двуречья. И только с наступлением эпохи ассирийского владычества эту роль стали отводить ассирийскому богу Ашуру.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку