Материалы по истории астрономии

Эпоха Навуходоносора. Самая большая обсерватория древности

В отличие от эпохи Хаммурапи и Ашшурбанипала, которые длились по нескольку веков, эпоха Навуходоносора заняла в истории менее 100 лет — от разрушения в 612 г. до н.э. Ниневии до поражения в 539 г. до н.э. вавилонских войск от персов, предводимых царем Киром. В эту эпоху заслуживает пристального внимания лишь царство Навуходоносора II (Небукаднецарь II) с 605 по 562 г. до н.э.

Он не был похож на жестоких ассирийских царей, отличался миролюбием, поощрял развитие наук и задумал большую строительную программу. Именно ему история обязана одним из семи чудес света — висячими садами Семирамиды. Для астрономов наибольший интерес представляет самая большая обсерватория древности — храм Мардука в Вавилоне, называемый Этеменанки или Этаменанка.

Хотя найдены остатки «висячих садов», археологи не могут полностью восстановить облик Семирамиды. Когда Колдевей начал раскапывать остатки храма-башни, он был уверен, что нашел еще одно чудо света. Это было грандиознейшее сооружение, и про него сейчас написано достаточно много (рис. 36). Стороны квадратного основания первого этажа имели длину 90 м, а его высота составляла 33 м. Второй этаж был высотой 18 м, следующие четыре — по 6 м и седьмой — 15 м. Этажи шли пирамидой. На последнем этаже был воздвигнут храм Мардука — главного бога Вавилона. Пол обсерватории был покрыт золотом и синей глазурью и блестел так, что и при лунном свете был виден из далеких точек города. Вся башня была сооружена из 85 млн. обожженных кирпичей с выдавленными на них именами Навуходоносора и его отца Набопаласара, которые считались создателями этого чуда. Статуя бога Мардука, расположенная на самом верху, была сделана из чистого золота. Ничего подобного не было в остальных вавилонских городах, хотя каждый из них имел свои зиккураты-обсерватории.

Колдевей писал: «Развалины храма даже в том состоянии, в котором они сейчас находятся, производят неизгладимое впечатление, не поддающееся никакому описанию. Огромны размеры башни, которая для евреев была символом человеческого высокомерия и дерзости, бесчисленны жреческие палаты, склады, помещения для поклоняющихся... Все это создавало сильное впечатление и утверждало величие, могущество и богатство Вавилона, подобного которому человек не мог встретить ни в каком другом месте обширного царства».

С вершины зиккурата-обсерватории жрецы вели постоянные наблюдения за небом. Нововавилонское царство просуществовало всего лишь 73 года, но успехи астрономии за это время превзошли все достигнутое ранее, и прежде всего в качественном отношении. Созерцательная астрономия прошлых эпох стала все более превращаться в точную науку. В частности, было введено понятие зодиака почти в том виде, в котором мы его знаем сегодня. Повысилась точность данных о затмениях и о видимом движении планет.

Не отставала при этом и астрология. Гороскопы стали более распространенными и составлялись даже для отдельных простых людей; все больше расцветала фантазия и изощренность астрологов.

В 539 г. до н.э. Вавилоном завладел Кир, царь персов, но город не утратил своего величия. Персы приобщились к астрономии и тоже вели наблюдения. Они проявили большую терпимость в области религии, хотя верования двух народов существенно различались. Культурные достижения Нововавилонского царства устояли и перед новой политической властью, и перед экономическими кризисами. В упадок же они стали приходить под действием одного особенного процесса. Еще в начале I тысячелетия до н.э. наряду с аккадо-вавилонским разговорным языком вошел в употребление арамейский, а шумерские идеограммы постепенно стали заменяться арамейскими буквами. Этот процесс ускорился под действием еще одного фактора — вторжения «завоевателя мира» Александра Македонского. В его армии были греки, сирийцы, египтяне и другие народы. Они частично восприняли местную культуру, но привнесли и свою. В 400 г. до н.э. еще существовали школы клинописи, но она применялась все реже. Из раскопанных до сих пор глиняных табличек с клинописью последняя была написана в 75 г. до н.э. Тогда же окончательно перестал употребляться разговорный аккадо-вавилонский язык.

Тем не менее многие из достижений народов Двуречья, в том числе в области астрономии, через финикийцев и хеттов попали в Грецию и сохранились там, пока страна не встала на самостоятельный путь развития. Более того, ряд ученых считает, что древний Вавилон был колыбелью всего последующего развития науки, новый расцвет которой начался в древней Элладе.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку