Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

• Баня в деревне подробнее.

Поднебесная империя по берегам Желтой реки

 

Астрономы Хи и Хо, предавшись пьянству, забыли свои должностные обязанности, став недостойными высокого звания, которое имели. Впервые они не сделали ежегодных вычислений путей небесных светил и тогда неожиданно в первые дни последнего месяца осени Солнце и Луна встретились в созвездии Фанг...

Из древнекитайского текста [18]

Переместимся в пространстве на большое расстояние от Черного моря через всю Азию до Желтого моря. Недалеко от побережья Желтого моря в среднем и нижнем течении Желтой реки (Хуанхэ) во 2—1-м тысячелетиях до н.э. развилась цивилизация со своеобразными астрономическими представлениями. Древний Китай возник в благоприятных для земледелия условиях, определявшихся наличием плодородных лёссовых почв по берегам реки Хуанхэ в сочетании с умеренным климатом. Могучая река еще в давние времена позволяла создавать здесь системы искусственного орошения, подобные тем, что строились в Древнем Египте и Месопотамии. Однако на Хуанхэ в отличие от Нила подъемы уровня вод причиняли страшные бедствия. В мифах и легендах древних китайцев их многовековые старания усмирить стихию Желтой реки представлялись как борьба богини Земли, пришедшей с неба, с чудовищем Чэ Ю.

Долина нижнего течения Хуанхэ является не только колыбелью древней китайской астрономии, но и одним из мест зарождения человечества. Примерно в 50 км к юго-западу от Пекина были найдены останки синантропа, одного из видов древних людей, близких питекантропу, живших примерно 500 тыс. лет назад. Это наиболее убедительное свидетельство того, что долина Желтой реки была населена еще в незапамятные времена. Однако самый ранний период, который историки могут изучать по документам, относится лишь к XVIII в. до н.э. Первое исторически сложившееся китайское государство Шан-Инь существовало в XVIII—XIII вв. до н.э. На севере оно граничило с землями, населенными племенем чжоу, которое охраняло границы Шан-Инь. Однако в XII в. до н.э. царь чжоусов У Ань двинулся в поход и разбил войска Шан-Инь. Возникло государство Чжоу, которое в IX—VIII вв. до н.э. значительно расширило свои границы, захватив при этом большое число рабов. Последнее обострило классовые конфликты, перешедшие в 842 г. до н.э. в восстание, которое привело к свержению царя Ли Вана. Однако за этим не последовало не только смены социально-экономического строя, но и смены династии — страной стал управлять сын свергнутого деспота. В 770 г. до н.э. страна, истерзанная классовой борьбой и множеством новых войн, распалась на ряд отдельных княжеств. Пять наиболее сильных из них спустя столетие образовали союз, и период с VII по V в. до н.э. именуют обычной эпохой «Пяти властителей», которая в V—III вв. до н.э. из-за обострения борьбы за превосходство в свою очередь сменилась эпохой «Борющихся царств» (Чжаньго). В середине III в. до н.э. правитель (по-китайски «ван») наиболее усилившегося княжества Цинь подчинил себе все остальные княжества, и началась эпоха правления династии Цинь. Один из властителей, Ши Хуанди (246—210 гг. до н.э.), значительно расширил пределы Китая, включив в них Монголию и Манчжурию, вплоть до Кореи и Индокитая. Он же осуществил целый ряд нововведений и реформ, а также приказал сжечь все исторические сочинения, могущие стать источником крамолы. Все, кто укрывал книги, строго преследовались. Согласно одной из легенд, около 500 человек из непослушных были похоронены заживо, другие отправлены на строительство Великой Китайской стены. Тем не менее в стране не затухали восстания, и в конце III в. до н.э. власть захватил предводитель восставших Лю Бан, основавший династию Хань. Она управляла Китаем до 220 г. н.э., когда империя снова распалась на несколько самостоятельных государств. В период от начала VII до начала X в. в Китае правила династия Тан, а в XIII в. страну захватили монголы. После освобождения в 1368 г. началось правление династии Мин, продолжавшееся до середины XVII в., когда на престол вступила династия Цин.

Как видно из этого краткого обзора, возникшее в глубокой древности китайское государство, несмотря на множество сильных исторических потрясений, не распалось и не было поглощено завоевателями в отличие от цивилизаций Египта и Месопотамии. Поэтому для развития древнекитайской астрономии, достигшей не меньших успехов, чем астрономия других цивилизаций, характерны вековые традиции и преемственность. Историю этого развития можно разделить на три периода: первый — от 1200 г. до н.э. до 265 г. н.э., второй — от 265 до 905 гг. и третий — от 905 до 1643 г.

Исторические и астрономические тексты Древнего Китая написаны примерно на 100 000 черепашьих панцирях и костях различных животных, причем по содержанию из них наиболее важны древние «Книга истории» (Шуцзин), «Книга песен» (Шэцзин) и «Исторические хроники» (Шэцзи). Старая, очень трудная китайская письменность, основанная на неупотребляемых сейчас иероглифах, была успешно расшифрована целым рядом ученых, преимущественно китайских. Среди них и Го Можо, революционер и общественный деятель, лауреат Международной Ленинской премии за мир, бывший президент Китайской академии наук. Немало ученых из других стран посвятили свои книги истории Китая, и, в частности, истории древней китайской астрономии. Один из них — выдающийся русский синолог первой половины XIX в. архимандрит И. Бичурин, около 15 лет проживший в Китае.

Мы начнем рассмотрение древней китайской астрономии с начала летописной истории страны. В летописях говорится, что китайское государство обязано своим возникновением небесному повелителю Пангу. Его всемогущий дух дал жизнь первому китайскому императору, но перед этим повелитель создал Солнце, Луну и звезды, а также человека, снабдив его всеми необходимыми для существования предметами.

Из мифа сразу следуют два вывода: во-первых, император есть «сын неба», и, во-вторых, не только он, но и все люди должны знать волю и капризы небесного повелителя и повиноваться им. Именно поэтому императорский двор содержал специальных чиновников, обязанностью которых были наблюдения за небесными телами и составление календаря.

По преданию император Яо направил четырех высших чиновников — братьев Си и братьев Хэ — в четыре стороны света для наблюдений за Солнцем, Луной, планетами и звездами для составления полезного людям календаря.

В отличие от деспотических рабовладельческих государств Ближнего Востока, где астрономическими наблюдениями занимались служители культа, в Китае это была обязанность специально подготовленных людей, не связанных с религией. Поэтому многие астрономические открытия здесь не анонимны в отличие от других цивилизаций, уже описанных нами в книге, т.е. их авторы известны.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку