Материалы по истории астрономии

Один — мало, два — много

Существуют свидетельства, что у индейцев Нового Света земледелие возникло около пяти тысяч лет назад. С появлением этого занятия усилилась потребность в измерении времени. Здесь следует особо подчеркнуть, что в местах расселения майя не было больших рек, создающих возможности для искусственного орошения (в отличие от условий зарождения других древних цивилизаций). Более того, выращивание основного продукта питания — маиса в условиях тропического климата, свойственного территории страны майя в период ее расцвета, было очень нелегким занятием. Даже в период освежающих дождей свирепствовали различные тропические болезни. С большим трудом майя отвоевывали у вечнозеленых джунглей плантации для земледелия, несколько лет использовали их, а затем, в основном из-за истощения почвы, вынуждены были забрасывать эти земли и начинать все сначала.

В условиях жизни майя не было такого регулярного фактора, как разливы Нила в Египте. Возможно, это обстоятельство, а также быстро изменяющаяся погода побуждали индейцев внимательно следить за небом и движением небесных тел, чтобы найти какие-то ориентиры. Низкая географическая широта этих мест благоприятна для астрономических наблюдений: очень быстро темнеет, небесные объекты высоко поднимаются над горизонтом, ночь долгая... И чем точнее выводы из наблюдений, проводимых жрецами в огромных храмах-обсерваториях, тем меньше зависимость жизни народа от природных стихий. Возможно, именно такие причины и стимулировали усердие индейских звездочетов (рис. 41).

Мы уже много раз рассказывали в этой книге о различных календарях. Займемся теперь календарем майя, который отличается от всех остальных двумя любопытными особенностями.

Во-первых, месяц у майя по продолжительности (20 дней) никак не сочетался с лунным синодическим месяцем. Во-вторых, продолжительность календарного года у майя (260 дней) также не сочеталась с естественной длительностью солнечного тропического года. Как видим, этот календарь не был ни лунным, ни солнечным.

Помимо отмеченных двух особенностей календаря была еще и третья, не связанная, правда, с какими-либо естественными периодами времени. У майя в системе счета времени была неделя, но она состояла из 13 дней.

Таким образом, в календаре древних индейцев-майя остается только одна величина, определяемая природным процессом, (вращением Земли вокруг своей оси) — это сутки. В результате возникает вопрос — откуда такая точность в календаре и как вообще его можно построить, не соотнося с движением Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца? Рассмотрим этот любопытный календарь подробнее.

Год продолжительностью 260 дней («цолькин») включал в себя 13 месяцев по 20 дней или 20 недель по 13 дней. Здесь сразу же привлекают внимание числа 13 и 20, которые имели особое значение не только в астрономии, но и в математике.

Каждый день месяца имел свое название (рис. 42): Имиш (дерево мира), Ик (ветер, дух), Акбаль (тьма, ночь), Кан (самка игуаны), Чикчан (большая змея), Кими (смерть), Маник (?), Ламат (?), Мулук (?), Ок (знак месяца см. на рисунке, по значению — уши животного), Чуэн (мастер-ремесленник), Эб (слабый дождь?), Бен (очевидно, по значению — шалаш), Иш (на одном из диалектов — ягуар), Мен (возможно, остров), Киб (воск), Кабан (землетрясение), Эсанаб (наконечник копья), Кавак (буря, дождь) и Ахау (господин, владыка). По мнению майя, в разные дни рождаются люди с разными характерами, например, люди с неустойчивым поведением — в день Ик (ветер, дух), а убийцы — в день Кими (смерть).

Каждый день 13-дневной недели имел свой порядковый номер. При продолжительности года в 260 дней получается, что новый цикл опять начинается с первого дня первого месяца, например дата I Имиш снова попадает на первый день года через 260 дней. Такая система счета, по-видимому, применялась для упорядочения религиозно-культовых обрядов; именно для этих целей и предназначался «цолькин», удобный для жрецов.

Для своих повседневных нужд майя создали другой календарь («хааб»), который в отличие от «усеченного» религиозного был «нормальным», т. е. год в нем был близок к тропическому. Содержал он 365 дней, разделенных следующим образом: 18 месяцев по 20 дней, что составляет 360 дней, плюс пять дополнительных суток. Дополнение делалось в конце года, но пока у ученых нет единого мнения о том, когда именно кончался год у майя. Согласно запискам Диего де Ланда, конец года приходился на 16 июля (по юлианскому календарю), однако нам кажется более обоснованным мнение французского ученого Ж. Женэ. Он считает, что «хааб» начинался с месяца Яшкин (рис. 43), первый день которого выпадает на 23 декабря по григорианскому календарю (т. е. на первый день после зимнего солнцестояния). Действительно, во-первых, день солнцестояния примечателен с астрономической точки зрения, во-вторых, предыдущий месяц назывался Шуль, что означает «конец».

В таблице приведены названия 18 месяцев года «хааб» и соответствующие интервалы времени по григорианскому календарю. Как видим, месяц Шуль заканчивался 17 декабря, а год, с учетом пяти дополнительных дней, — 22 декабря. Соответственно Новый год надо было праздновать 23 декабря... Кроме того, судя по названиям месяцев, календарь майя имел и хозяйственное назначение. В этом смысле он сходен с древнекитайским сельскохозяйственным календарем, разделенным на 24 интервала времени.

Таблица 12

Название месяца Перевод Интервал по григорианскому календарю
1 Яшкин новое солнце 23 декабря — 11 января
2 Моль сбор 12 января — 31 января
3 Чен источник 1 февраля — 20 февраля
4 Яш новый 21 февраля — 12 марта
5 Сак белый 13 марта — 1 апреля
6 Кех олень 2 апреля — 21 апреля
7 Мак покрытие 22 апреля — 11 мая
8 Кан-кин желтое солнце 12 мая — 31 мая
9 Муая облачный 1 июня — 20 июня
10 Паш барабан 21 июня — 10 июля
11 Кайяб большой дождь 11 июля — 30 июля
12 Кумху шум бури 31 июля — 19 августа
13 Поп циновка 20 августа — 8 сентября
14 Во жаба 9 сентября — 28 сентября
15 Сип (имя бога охоты) 29 сентября — 18 октября
16 Соц летучая мышь 19 октября — 7 ноября
17 Сек 8 ноября — 27 ноября
18 Шуль конец 28 ноября — 17 декабря
Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку