|
Ампер — последователь животного магнетизма
Приверженцы животного магнетизма часто пользовались важным авторитетом Ампера. Слабость его зрения, недостаток телесной ловкости, его застенчивость и простодушие не позволяли ему открывать обманы, хитрости и другие проделки, заставляющие считать магнетизеров за обыкновенных фокусников. В некоторых обществах, куда собирались люди достопочтенные, побуждаемые склонностью к чудесному, желанием постигнуть тайны животного организма, и более надеждой открывать новые средства для облегчения страждущего человечества. Ампера часто обманывали ловкими штуками, как в детских театрах забавляют шариками, которые увеличиваются до бесконечности в числе и в объеме, и которые таинственно переходят из стакана в стакан. Простодушие нашего товарища и злонамеренное шарлатанство довели его до того, что он допускал, что при нервическом раздражении человек, вдали, без помощи глаз, может видеть звезду коленом, следовать за всеми движениями актера на сцене, обернувшись к нему спиной, и локтем читать любовную записку. Но мы, неверующие подобным чудесам и часто даже насмешками опровергавшие убеждения нашего друга, имеем ли право решительно отвергать все явления животного магнетизма? Чрезмерный скептицизм благоразумнее ли безграничного легковерия? Например, имеем ли основание утверждать, что никто никогда не читал и не будет читать книги не локтем, а глазами в темноте подвалов нашей лаборатории? Доказано ли, что темные тела не пропускают ни малейшей частицы света? Хорошо ли делаем, что под влиянием систематических идей не хотим делать опытов, единственных законных судей в непонятных предметах? Эти вопросы и сомнения предлагаю для очищения памяти о незабвенном Ампере.
Да простят мне это необходимое отступление. Мне нужно снисхождение читателей, потому что мои замечания, вероятно, не понравятся и последователям и противникам животного магнетизма. Одни найдут в них большую уступку, другие же — много скептицизма. Впрочем, негодование адептов Месмера не беспокоит меня: имеет ли их учение какое-нибудь разумное основание? Неужели они не удовольствуются моим желанием суда беспристрастного?
Нельзя одобрить и фанатиков опытности, пренебрегающих всякой идеей, которая не выводится прямо из идеи уже известной. Замечу, что отрицание a priori есть также предположение, и предположение весьма вредное, потому что оно заставляет уклоняться от опыта и приводит ум к успокоительной недеятельности, всегда останавливавшей успехи наук.
|