|
Нормальная школа
Вскоре после 9 термидора конвент понял необходимость преобразования общественных учебных заведений. Во всех департаментах недоставало профессоров: конвент решился дополнить этот недостаток немедленно и учредил нормальную школу. В другом месте (в биографии Фурье) я подробно говорил об услугах этого заведения, в котором наконец позволили Монжу преподавать публично начертательную геометрию. Его уроки были собраны стенографами; собрание их разошлось по всем училищам, по фабрикам, по самым скромным мастерским и сделалось общим руководством для всех строителей. Там же (т.е. в той же биографии) я объяснил, что нормальная школа погибла от холода и голода, а не от ошибок в ее уставе, которые всегда можно было исправить. Также несправедливо думают, что сам конвент поспешил разогнать тысячу воспитанников за то, что они казались ему не принявшими демократических идей. Кто прочитает сборник лекций нормальной школы, тот уверится, что в ней демократизм выходил из пределов, и ныне нельзя без смеха читать многих выходок некоторых преподавателей. Неужели конвент не мог удовольствоваться таким свидетельством демократизма?
Если современные наши училища лучше училищ революционных, — не удивляйтесь этому; вспомните обстоятельства, при которых учреждались училища девяностых годов; вспомните, что тогда начинали только восстанавливать то, что разрушили неистовства революции, и подивитесь, что, несмотря на бесчисленные препятствия, образовали такую школу, которая навсегда останется неподражаемой и предметом зависти иностранцев.
|