|
Книга первая
МИР 1.1. Миром называется то, что заключает в себе Солнце, Луну, Землю и все звезды.1
СФЕРА 2. Сфера2 есть некая фигура шарообразной формы, которая, представляясь равной во всех частях, заключает в себе остальные круги. Невозможно определить ни где она начинается, ни где оканчивается, ведь на окружности все точки могут обозначать одновременно и начало, и конец.
ЦЕНТР 2. Центр есть точка, от которой определяется граница поверхности сферы, и это непреложно установленное местоположение земли.3
ДИАМЕТР 3. Диаметр всей сферы образуют проведенные с обеих сторон от центра к поверхности сферы прямые линии.4 Многие называют этот диаметр осью.5 Вершины оси, на которые опирается сфера, называются полюсами. Один из них обращен на север и называется северным, другой, противоположный, обращен на юг и называется южным.
КРУГИ 4.1. Определенным образом проведенные на поверхности сферы линии называются кругами. Из них параллелями называются те, прохождение которых определяется относительно одного и того же полюса. Самыми большими являются круги, центр которых совпадает с центром сферы.6
2. Горизонтом7 называется круг, который отмечает границу между теми предметами, что доступны взору, и теми, что недоступны. Точно определить его следование невозможно, ведь он наблюдается то вблизи полюса и кругов, называемых параллелями, то рядом с двумя крайними и равными кругами,8 то по соседству с другими областями земли, в зависимости от положения сферы.9
ПОЛЮС 5. Полюс, который называется северным, можно видеть всегда; южный же, наоборот, всегда скрыт от взора.10 Естественное положение мира называется [по-гречески] physiké. Оно определяется по отношению к северному полюсу, так что все небесные светила восходят справа и заходят слева.11 Восход — это внезапное появление некоего тела, воспринимаемое нашим зрением, а, соответственно, закат — исчезновение из нашего поля зрения.12
6.1. Мир разграничен пятью параллельными кругами, на которых основывается все устройство сферы, исключая тот, что называется зодиакальным. В отличие от прочих кругов, он имеет точную протяженность в ширину и проходит наклонно по отношению к другим. Поэтому греки называют его λοξός [наклонный].13 Пять вышеупомянутых кругов размеривают на сфере так: начиная от северного полюса и вплоть до южного, или антарктического, каждое полушарие делится на тридцать частей;14 в результате протяженность всей сферы оказывается равной шестидесяти частям.
2. Затем от той же исходной точки, от северного полюса, откладываем по шесть частей с обеих сторон и проводим круг, центром которого является сам полюс.15 Этот круг получил название арктического, ведь внутри него явственно различимы изображения Медведиц.16 Эти созвездия, своими очертаниями напоминающие медведей, мы [римляне] называем Septentriones.17 От арктического круга откладываем еще пять частей18 и, сохраняя вышеупомянутый нами центр, проводим круг, который называют летним тропиком. Когда Солнце доходит до этого круга, то наступает лето у народов, живущих в северных областях, а зима у тех, которые подвергаются дуновению полуденных ветров, о чем мы сказали ранее.19 Кроме того, поскольку за этот круг Солнце не заходит, но тотчас же начинает обратное движение, он и называется тропиком.20 Обозначив этот круг, откладываем оставшиеся четыре части21 и проводим равноденственный круг [экватор); греки называют его ἰσημερινός [равноденственный], ведь когда солнце доходит до этого круга, наступает равноденствие.22
3. Проведя этот круг, мы обнаруживаем, что определили устройство половины сферы. С другой половиной мы поступим подобным же образом: от южного полюса откладываем шесть частей — так же, как от северного полюса — и проводим круг, который получил название антарктического, поскольку он является противолежащим тому кругу, что мы ранее определили как арктический. Продолжая разграничение этой полусферы и сохраняя центром южный полюс, мы откладываем еще пять частей и тем самым устанавливаем прохождение зимнего тропика; мы называем его hiemalis, а некоторые также brumalis, ведь когда солнце доходит до этого круга, то наступает зима у народов, обитающих в северных областях, а лето у тех, жилища которых находятся в южных.23 Чем дальше Солнце уходит от обитателей северных областей, тем сильнее они страдают от зимней стужи, а те жители, которые оказываются ближе к Солнцу, страдают от летнего зноя.24 Итак, эфиопы поневоле оказываются под тем и другим кругом.25 От зимнего круга до экватора остаются четыре части; следовательно, Солнце совершает видимое движение через восемь частей сферы.26 Дать представление о зодиакальном круге особенно наглядно можно так: если расположить знаки последовательно, таким образом, как мы скажем далее,27 то в результате порядок их расположения обозначит круг. Тот круг, что называется Млечным,28 — перпендикулярен экватору, в силу чего он делит его пополам, дважды подступая к нему: один раз в том месте, где находится созвездие Орла,29 а вторично — в районе созвездия, которое называется Процион.30
4. Протяженность каждого из 12 знаков [Зодиака] получается в результате следующего деления: пять кругов, о которых мы рассказали выше, разграничивают таким образом, чтобы каждый из них делился на двенадцать частей; затем через точки деления проводятся линии, которые обнаруживают прохождение кругов, в которых изображаются двенадцать знаков.31 Некоторые невежды задают вопрос, почему круги не проводятся на одинаковом расстоянии друг от друга, то есть так, чтобы от тридцати частей отделялось последовательно по пять частей,32 и круги, таким образом, проводились бы по одинаковой системе. Что это легко можно опровергнуть, мы в том твердо уверены. Ведь когда сфера разделена пополам, ни один круг не может быть равен среднему кругу, и даже проходящий рядом с ним оказывается меньше. Поэтому первые строители сферы, желая привести расчет всех кругов к единообразию, захотели указать пропорциональность: чем дальше удаляемся от полюса, тем меньше следует брать частей для отмеривания кругов по сравнению с тем, что требовалось для определения большего круга. Это можно понять и из устройства самой сферы:33 чем дальше удаляемся от полюса, тем больше становятся круги, и поэтому берется меньшее число, чтобы результат оказался одинаков. Если каждую полусферу делить не на тридцать частей, но на любое другое число отрезков, расчет приведет к тому же результату, что и при делении на тридцать частей.
7.1. Зодиакальный круг, находясь в зависимости от трех вышеупомянутых кругов,34 в одной точке касается летнего круга и, соответственно, зимнего, в то время как экватор он делит пополам. Поэтому Солнце, совершая движение по зодиакальному кругу, не выходит за его пределы. Вместе с теми знаками, на которые оно словно опирается на своем пути, оно доходит до вышеупомянутых кругов и тем самым определяет четыре времени года. Вступая в созвездие Овна,35 Солнце знаменует начало весны, и когда оно проходит через созвездия Тельца и Близнецов, стоит то же время года.36 Но уже в головах Близнецов Солнце словно касается летнего круга,37 и когда оно проходит через созвездия Рака, Льва и Девы, стоит лето. А из последней части созвездия Девы оно приходит к экватору.38 Когда Солнце вступает в созвездие Весов, наступает равноденствие, и это указывает на начало осени. Перейдя из этого знака в созвездия Скорпиона и Стрельца, солнце затем устремляется к зимнему кругу и проходит через созвездия Козерога, Водолея и Рыб, тем самым завершая зиму. Итак, отсюда ясно, что его движение осуществляется не по самим трем кругам, но что оно доходит до них, проходя по зодиакальному кругу.
2. Теперь, рассказав об этих предметах, мы определим местоположение земли и последовательно сообщим о том, в каких местах разлилось море.39
ЗЕМЛЯ 8.1. Земля, располагаясь в середине мира, находится на одинаковом расстоянии от всех его частей, занимая центр сферы. Ось делит ее надвое соответственно диаметру всей земли. Океан, разлившись до крайних пределов сферы, омывает границы почти всей земли. Поэтому принято считать, что в него опускаются заходящие созвездия. Следовательно, мы сможем точно описать и границы материков, ведь вся суша, расположенная между арктическим и летним кругом, делится на три части;40 одна часть называется Европой, другая — Азией, третья — Африкой. Европу отделяет от Африки море, начиная от границ Океана и Геркулесовых столпов. Азию и Ливию41 с Египтом разделяет устье Нила, которое называется Канопским.42 Азию от Европы отделяет Танаис,43 текущий двумя рукавами в болото, именуемое Меотидой.44 Итак, установив границы между материками, мы легко убедились в том, что вся суша окружена морем.
2. Но чтобы не показалось некоторым удивительным, — ведь сфера, о чем мы сказали ранее,45 делится на шестьдесят частей, — что мы определили протяженность обитаемой зоны только от летнего круга до арктического, мы постараемся в свою защиту привести наиболее убедительные доводы. В самом деле, Солнце, проходя через центральную зону сферы, опаляет те области чрезмерным зноем. Поэтому та зона, что простирается от летнего круга до зимнего, зовется греками «сожженной землей», поскольку и плоды не рождаются на сожженной земле, и люди не способны жить в чрезмерном зное.46 Крайние же области суши, лежащие за двумя кругами сферы, один из которых называется северным, а другой южным, необитаемы, начиная от арктического круга и, соответственно, от антарктического, ведь Солнце совершает движение всегда вдали от этих кругов, отчего в тех областях и дуют постоянные ветры.47 Хотя солнце и подступает к самому летнему кругу, от арктического оно все же оказывается далеко.
3. Что дело обстоит именно так, в этом нам поможет убедиться следующее рассуждение: когда Солнце достигнет зимнего круга, то в силу этого у нас, живущих ближе к нему, наступают сильные холода. Попробуем представить себе, какие морозы трещат в тех областях, что простираются еще дальше от нас! Поскольку это случается в нашей части сферы, следует признать, что такая же ситуация складывается и в другой ее части,48 в силу сходства действующих условий. Кроме того, это позволяет нам также понять причину сильнейшего холода в тех областях, что простираются дальше от нас, и жары — за летним кругом, ведь даже в обитаемой зоне Земли мы наблюдаем следующее: люди, живущие вблизи арктического круга, носят шаровары49 и подобного рода одежду, а обитающие вблизи летнего круга эфиопы имеют обожженные тела.50 Таким образом, для жизни пригоден весьма умеренный климат. Эта умеренная зона51 лежит между летним и арктическим кругом, так как пришедший из-за арктического круга холод, а из-за летнего круга зной, сойдясь в одном месте, делают центральную зону умеренной, пригодной для жизни. Итак, когда Солнце покидает эту область, зима подвергает нас неизбежным страданиям, потому что солнце не сдерживает начинающие дуть ветры. Поскольку такова ситуация в нашей части сферы, то мы считаем, что не исключена возможность того, что мы могли бы жить и в областях, простирающихся от зимнего круга до антарктического, ведь одинаковые условия порождают одинаковый результат. Что это достоверно52 — никто на том не настаивает, ведь никто не бывал в тех областях, будучи не в состоянии преодолеть лежащую посередине земную зону, необитаемую из-за жары. Но, видя обитаемой нашу область сферы, мы предполагаем, что и в другом полушарии может установиться та же совокупность условий.
Примечания
1. Подобное определение мира мы находим во многих сочинениях, которые затрагивают вопросы устройства космоса. Например: «Но мир, поскольку он все охватывает и нет ничего, что бы в нем не содержалось, во всех отношениях совершенен» (Цицерон. «О природе богов», 2, 38). «Мировое пространство есть высшее вместилище всех вещей в природе и все небо, образованное созвездиями и движущимися звездами» (Витрувий, IX, 1, 2). См. также: Manil., I, 139 sqq.; Apul., Mund. 1.
2. Подразумеваемая связь двух параграфов этой главы основывается на мнении (в основном принятом, начиная с Парменида и Платона), что все шарообразно: «Оба эти явления свидетельствуют как о вращении самого мира, которое было бы невозможно, если бы он не был шарообразной формы, так и о круговых орбитах звезд» (Цицерон. «О природе богов», 2. 49; там же, 2, 116).
3. Традиционное мнение, начиная с V или даже с VI века до н. э. (Противоположных взглядов придерживался Аристарх Самосский, ок. 320—250 г. до н. э., выдвинувший гипотезу о гелиоцентрической системе мира.) Например:
«Далее, чтобы Земля в середине покоилась мира,
Мало-помалу легчать, уменьшаяся в собственном весе,
Следует ей...»
(Лукреций, V, 534—536.)
«Мы видим, что ради всеобщего благополучия и безопасности само мироздание устроено от природы именно так: небо округло, Земля находится в середине и своею собственной силой держится в равновесии. Солнце обращается вокруг нее, постепенно опускаясь до зимнего знака, и затем постепенно повышаясь вновь» (Цицерон. «Об ораторе», 3, 178). «Если бы Земля не висела свободно в центре мира, заходящие звезды не могли бы огибать ее снизу». Манилий, с. 34 (Manil., I, 173—174). «Таким образом, земля с морем естественно помещены посередине, в центре» (Витрувий, IX, 1, 2).
4. В тексте rectae ut virgulae — «прямые как ветви».
5. См. также соответствующее место в поэме Арата (21—26):
«Но не смещаясь отнюдь, напротив, недвижности косной
Ось утвердилась; надежно она в равновесии Землю
Посередине хранит и стремит небеса круговратно.
Остиями ограничена ось обоюдосторонне:
Южное скрыто от глаз, супротив обозримо другое —
С севера над Океаном»
и у его переводчиков на латинский язык, Цицерона (Cic., Arat. 296) и Германика (Germ., 19—23).
6. Это экватор, колюры, эклиптика, горизонт и небесный меридиан.
7. Следует различать круги универсальной небесной сферы (параллели эклиптика, колюры) и сферы, которая соответствует месту наблюдения (горизонт, меридиан); эти последние меняются в зависимости от места наблюдения. Определение, которое Гигин дает здесь горизонту (см. также IV, 10, 1), совпадает с определением Гемина: «Горизонт — это круг, который отделяет видимую часть космоса от невидимой и делит всю мировую сферу пополам таким образом, что одна полусфера находится над Землей, другая — под Землей» (Gemin., V, 54). Ни в одном из двух пассажей Гигин не дает действительно научного определения и не устанавливает различия между горизонтом видимым и горизонтом истинным, или математическим, как это делает Гемин: «Есть два горизонта: один видимый, а другой теоретический» (V, 55). Подобную тенденцию к смешению этих двух понятий мы находим и у Манилия: «Там, где низ неба и верх Земли сходятся так, что ничего нет между ними, где звезды встают и погружаются в море, этот круг опоясывает мир. Его линия также летит по небу, то проходя посередине мира и жаркой зоне, то приближаясь к не знающим захода семи звездам; и куда бы ни ступала нога путника, в любом краю Земли он снова увидит круг, движущийся вместе с ним». Манилий, с. 43 (Manil., I, 650—662).
8. Так Гигин называет полярные круги.
9. Фраза довольно трудна для понимания, в особенности из-за определенного смешения между понятиями горизонт и географическая широта. Подобное смешение наблюдается также у Манилия (см. цитату в примечании № 2). В действительности, на полюсе горизонт совпадает с небесным экватором, и наоборот, на земном экваторе горизонт проходит через полюса.
10. Ср. определение полюсов у Гемина: «Поскольку космос шарообразен, то диаметр космоса называется осью, вокруг которой он и вращается. Концы оси называются полюсами. Один из полюсов называется северным, другой — южным. Северный полюс всегда доступен взору на нашей широте, южный же — всегда невидим относительно нашего горизонта. Есть, однако, и такие области на земле, где для их обитателей полюс, всегда доступный нашему взору, — невидим, в то время как невидимый для нас — доступен их взору. Кроме того, на Земле есть такое место, где оба полюса на горизонте располагаются одинаково» (Gemin., IV, 1—4).
11. Для того, кто стоит лицом на север, восток находится справа, а запад — слева. Такое определение сторон света, не единственное в античности (ср. ниже, кн. IV, 8, 1), мы находим, например, у Гомера:
«Презираю я птиц и о том не забочусь,
Вправо ли птицы несутся, к востоку денницы и Солнца,
Или налево пернатые к мрачному западу мчатся».
(Илиада, XII, 238—240)
12. Определению не хватает ясности и некоторых основных понятий. Для сравнения приведем соответствующий отрывок из «Естественной истории» Плиния, XVIII, 218: «Восход и заход можно понимать двояко: или речь идет о том, что звезды прячутся и перестают быть видимы с появлением Солнца, или же появляются с его уходом, причем относительно того и другого существует более удачное выражение, а именно: говорят, что звезда не взошла, а вынырнула, и не зашла, а спряталась. Можно понимать восход и заход по-другому — тогда дело касается дня, начиная с которого звезды становятся или перестают быть видимыми при солнечном восходе или закате, причем звезды называют утренними или вечерними, в зависимости от того, совпадает ли их появление с утренними или вечерними сумерками».
13. Ср. также упоминания о зодиакальном круге у Арата, Аристотеля, Гемина:
«Четвертый
К солнцеворотным кругам прикреплен обоюдосторонне
Наискосок, пополам рассекаемый кругом срединным».
(Арат, 526—529)
«...и кроме них Солнце и его наклонный круговой путь» (Аристотель. Метафизика, 1076а). «Ширина зодиакального круга равна 12°. Наклонным же зодиакальный круг назван по той причине, что он пересекает параллельные круги» (Gemin., V, 53). Наклонное положение зодиака по отношению к плоскости небесного экватора было определено в древности равным 24°.
14. Часть (pars) означает меру в 6 градусов и соответствует древнему делению круга на 60 частей. Этой системой пользовался Евдокс Книдский (греч. математик и астроном, ок. 408—355 г. до н. э.) и Эратосфен из Кирены (ок. 282—202 г. до н. э.) Ср. также: Manil., I, 567; Gemin., V, 46.
15. Согласно указанию Гигина, арктический (полярный) круг находится на расстоянии 36° от полюса. Современная величина — 23°27′.
16. Указание традиционное. Ср. Витрувий, IX, 4, 5.
17. Septentriones — «семь волов». Относительно разных названий созвездий Б. Медведицы см. II, 2, 1.
18. То есть к 36° прибавляем 30°. Следовательно, тропик проходит на расстоянии 66° от полюса (современная величина — 66°33′).
19. См. Предисловие, 3.
20. В тексте τροπικός — «тропик». Греческое слово τροπή означает «поворот».
21. То есть 24° (более точно 23°27′)·
22. Ср.: Аристотель. Метеорологика, 345а, 3; Gemin., V, 6.
23. Ср. Gemin., V, 7, а также ниже, кн. IV, 4.
24. По древнему верованию небо в южных районах находится ниже, а значит и Солнце там подходит ближе к Земле. Об этом говорится, например, у Плиния: «Вне сомнения, эфиопов опаляет жар очень близкого светила, и они рождаются словно обожженные» (Plin., II, 78); и Лукана:
«Да и Палладе он мил; из главы родителя выйдя,
Ливию прежде всех стран посетила она (и по зною
Видно, что та к небесам всех ближе)»
(Лукан, IX, 350—353).
25. То есть под тропиками. См. рассказ об этом у Страбона (I, 2, 24 C 31): «...так, — полагает Кратет, — мы должны также представить себе существование на другой стороне Океана каких-то Эфиопов, наиболее удаленных от другой группы народов другого умеренного пояса (так как они живут на берегах того же Океана); существуют два народа Эфиопов и делятся они на две части Океаном»; об этом же говорит Гемин (XVI, 26 sqq.) Возможно, что источником для этих сообщений послужили слова Гомера:
«Но в то время он [Посейдон] был в отдаленной стране эфиопов
(Крайних людей, поселенных двояко: одни, где нисходит Бог светоносный, другие, где всходит)...»
(Одиссея, I, 23—25)
26. То есть 48°, или зону, расположенную между тропиками.
27. См. ниже, IV, 5.
28. См. IV, 7.
29. См. III, 15.
30. См. III, 35.
31. Зодиакальный круг делится на двенадцать равных частей (додекатеморий). Через точки, отделяющие каждую часть, проходят круги, которые соединяются на полюсах. Они разрезают параллели на неравные дуги.
32. А не по 6, 5, 4, как Гигин указывал в предыдущей главе. На самом деле, проведение пяти кругов на сфере находится в зависимости не от геометрической пропорции, но от наблюдаемых астрономических явлений.
33. Здесь Гигин имеет в виду небесную сферу.
34. То есть от экватора и тропиков.
35. Арат (544—545) прохождение Солнца по зодиакальному кругу начинает описывать с созвездия Рака:
«Сей замечательный круг называется Зодиакальным.
Рак расположен на нем...»
Гигин, как и Витрувий (IX, 3, 1), следует Гиппарху и начинает описание зодиакального круга с Овна, знака весеннего равноденствия. См. также: Manil., I, 263; Germ., 532.
36. Объединение знаков по три, соответственно временам года, мы находим также у Гемина и Манилия (Gemin., I, 9; Manil., III, 278 sqq). Но, например, у Квинта Цицерона весне соответствуют Рыбы, Овен и Телец (Anth. Lat., 642). Варрон говорит, что весна начинается в Водолее, лето — в Тельце, осень — во Льве, зима — в Скорпионе. (Varro, R. R. I, 28, 1)
37. См. ниже, III, 21; IV, 2, 1.
38. См. III, 34.
39. Ср. у Плиния: «...поскольку земля, сухая и безводная, не могла существовать сама по себе, без влаги, и, с другой стороны, вода не смогла бы удержаться, не опираясь на землю, они взаимно соединились в одно целое» (Plin., II, 166).
40. Страбон перечисляет материки в том же порядке: «Начинать описание следует с Европы...» (2, 5, 26 C 126). Полибий же описывает их в такой последовательности: «Известная нам земля делится на три части, коим соответствуют три наименования: одну часть ее называют Азией, другую Ливией, третью Европой» (т. I, с. 286).
41. Ливией называли обычно всю Африку, известную древним.
42. То есть западное устье. Каноп — город у западного устья Нила.
43. Это река Дон.
44. Так Гигин называет Азовское море.
45. См. выше, 6, 1.
46. Традиционное мнение. См. также: Plin., II, 172. Гемин, напротив, утверждает, что эта зона обитаема (XVI, 25—31); того же мнения придерживается Страбон (I, 2, 24 C 31).
47. Ср. описание земных поясов у Вергилия:
«Вот для чего свой круг разделив соразмерно на части,
Солнце сроки вершит, проходя сквозь двенадцать созвездий.
Пять поясов небеса охватили; под блещущим Солнцем
Вечно пылает один, сжигается пламенем вечно,
Крайние пояса два простираются справа и слева, —
Синие, эти во льду коченеют, в дождях беспросветных.
Пояса два, что идут между средним и крайним, боги
Смертным отдали в дар, — и их разделяет дорога,
Чтобы вращался по ней наклонных знаков порядок»
(Вергилий. Георгики, 1, 231—239)
48. Ср. у Аристотеля: «Дело в том, что обитаемая земля делится на две части: одна — у верхнего полюса, где живем мы, другая — у противоположного полюса, к югу». (Метеорологика, II 5, 362а).
49. В тексте bracae. Слово и одежда галльского происхождения. В латинском языке это слово первым употребил Луцилий (ок. 180—120 г. до н. э.); Lucil., fr. 410.
50. См. также: Plin., II, 189.
51. Там же, II, 190.
52. Подобное заключение мы находим и у Гемина (XVI, 19). Учение об антиподах Александр Полигистор приписывает пифагорейцам (Диоген Лаэртский, VIII, 26). См. также: IV, 1, 2.
|