|
§ 4. О судьбе прежних вариантов картины мира
В результате научной революции элементы прежней картины мира либо отбрасываются как изжившие себя, либо переходят из ранга безграничных экстраполяций в ранг ограниченного, но достоверного знания, т. е. уходят из картины мира.
Так, всеобъемлющая Солнечно-планетная гелиоцентрическая модель мира Коперника со звездами как весьма второстепенным элементом, помещенным на некую бесконечно удаленную единую сферу, оказалась достоверным фактом лишь в отношении планетной системы. В качестве картины мира она была недолговечной, но открыла новые перспективы для познания Вселенной, уступив место картине бесконечной однородной изотропной Вселенной, заполненной звездами-солнцами, — Вселенной Николая Кузанского — Бруно — Ньютона. Эта картина возникла в результате безграничной экстраполяции (на третье измерение) картины звездного небосвода (еще у Кеплера воспринимавшегося как тонкий сферический слой, более или менее равномерно заполненный звездами). Умозрительная же картина беспредельной Вселенной с рассеянными в ней звездами сменилась картиной структурной Вселенной: островной — Т. Райта, иерархической — Канта и Ламберта, возрожденной вновь в начале XX в. Шарлье. По мере развития наблюдательной астрономии островной характер Вселенной перешел из картины мира в ранг достоверных фактических знаний — «начала в результате промеров нашей Галактики В. Гершелем и окончательно после открытия Хабблом звездного состава спиральных туманностей. Достоверность иерархической же структуры Вселенной (равно как и ограниченная справедливость этого типа структурности) получила убедительное подтверждение лишь в последнее десятилетие. Тогда же получила подтверждение зародившаяся в 30-е гг. и оформившаяся в 70-е картина новой крупномасштабной филаментарно-ячеистой структуры Вселенной — из галактик, их скоплений и сверхскоплений, сосредоточенных в «тонких» стенках объемной сети с огромными пустотами-ячеями (войды). Эти представления о структуре Вселенной стали элементами конкретной науки. А современная, еще формирующаяся астрономическая (космологическая, космофизическая) картина мира в качестве стержневой идеи принимает вывод новой космологической теории, так называемой «раздувающейся Вселенной», о множественности и бесконечном разнообразии вселенных-метагалактик вплоть до различия фундаментальных физических законов в них и даже размерности пространства.
Аналогично можно было бы проследить смену представлений и о состоянии Вселенной, и о характере процессов и основных физических законов, действующих в ней, — от классических представлений к релятивистским и квантово-механическим, а в наши дни — к вырисовывающимся на горизонте современной фундаментальной физики квантово-гравитационным.
Таким образом, в отличие от развития конкретной науки революционная смена научной картины мира сопровождается «выпадением в осадок» из раствора гипотетических экстраполяционных представлений достоверного, но теперь уже ограниченно справедливого знания, в которое превращается прежняя картина мира или ее элементы. Эти знания, повторим, уже не являются элементами новой картины мира, а пополняют собой ядро конкретной науки в качестве достоверных фактов (заметим, кстати, что даже геоцентрическая картина мира оставила свой достоверный «сухой остаток» в ядре науки — истинную геоцентрическую систему «Земля — Луна», весьма локальное, с современной точки зрения, но зато вполне достоверное знание). Как видим, конкретная наука и картина мира обеспечивают два пути познания — индуктивный и дедуктивный соответственно.
В последующих главах этой книги мы проследим многотысячелетний путь формирования и развития астрономической картины мира как главной цели изучения небесных явлений. На этом пути мы не раз будем изумлены проницательностью наших далеких предков, идеи которых порой принимают за изобретение XX в.
|