|
Глава четвертая. Тайна гороскопа
В целях показать несостоятельность астрологии рассмотрим в общих чертах приемы, которыми пользуются звездочеты для гадания по небесным светилам.
Чтобы получить основную схему астрологии, представим себе рулетку, в общем похожую на ту, которая употребляется в известной азартной игре. В этой рулетке вместо одного имеется 7 шариков различных цветов; шарикам соответствуют 7 астрологических планет с их 7 (отчасти действительными, отчасти символическими) цветами. Неподвижный внешний обод рулетки, по которому катятся шарики, разделим на 12 равных отделений, каждое из которых снабжено особой надписью, имеющей непосредственное отношение к жизни человека: «родственники», «брак», «имущество» и пр.; это — «двенадцатидомный круг человеческой жизни», или круг генитуры. Край вертящегося диска тоже разбит на 12 отделений с фантастическими знаками в каждом из них — Водолеем, Львом, Скорпионом и пр., это — зодиак. Желающий узнать при помощи астрологии свою судьбу приводит рулетку в движение. Это движение двойное: 12 отделений диска — знаков зодиака — быстро и вместе с тем мерно и правильно меняют свое положение относительно неподвижных 12 отделений обода, вместе с тем 7 шариков-планет точно так же меняют свое положение по отношению к тем и другим, и их движение кажется беспорядочным. Остановив рулетку, можно видеть, например, что голубой шарик занял место во «льве» против «счастья», красный вместе с черным — в «скорпионе» против «детей» и т. д. Если известно значение каждого из шариков-планет и каждого из фантастических знаков зодиака, то, комбинируя их со значением отделений обода («домов») — круга гени-туры, можно приняться за так называемое предсказание будущего, т. е. за гадание.
Круг генитуры представляет собой совершенно произвольный, но вместе с тем необходимый вымысел астрологов, так как каждая из его 12 частей («домов») связана с разными сторонами человеческой жизни: богатство, друзья, дети, смерть и т. д. Перенося рулетку с земли на небо, мы превращаем двенадцатидомный круг в неподвижный «обруч», внутри которого скользит зодиак с его знаками и планетами. Этот «обруч» одной своей половиной находится под землей, другой — над нею, причем тот пункт на востоке, где горизонт его пересекает, отделяя подземную его часть от надземной, назвали гороскопом. Так как этот пункт восходит в данную минуту, т. е. поднимается над горизонтом (в направлении с востока на запад), то его назвали первым домом; вторым домом будет тот, который взойдет после него, и т. д., так что нумерация идет в сторону, обратную движению часовой стрелки. Гороскоп или дом «восхождения», таким образом, считался твердой точкой в кругу генитуры. «Поставить гороскоп» — значит определить тот градус в движущемся знаке, который в момент рождения соответствовал гороскопу (первому дому) круга генитуры.
Из 12 домов астрологи наиболее важными считали 4, которые они назвали «центрами», или «углами», круга генитуры. Это первый дом (гороскоп), непосредственно восходящий над горизонтом, четвертый дом, стоящий глубже всех под горизонтом (надир, или нижнее преполовение), седьмой дом, который как раз находится в точке захода (закат), и десятый дом, стоящий на меридиане выше всех других (зенит, или верхнее преполовение). За ними по степени важности следуют второй, пятый, восьмой и одиннадцатый дома и, наконец, 4 остальных дома. При этом астрологи учили, что каждый дом имеет свое особое значение, что он обозначает собою известную группу повседневных отношений и господствует над ней, и поэтому этим домам даны особые названия.
Первый дом касается тех, кто спрашивает «совета звезд», или тех, кто как раз в это время родился и для кого установлен гороскоп, или «нативитет» (т. е. расположение светил в момент рождения); он называется «домом жизни», так как им, по учению астрологов, обусловливаются жизнь, темперамент и телесное сложение «натуса» (т. е. новорожденного).
Второму дому подведомственны временные блага вопрошающего, его движимое имущество или благосостояние, и поэтому его назвали «домом богатства», или «домом прибыли».
По третьему дому можно заключить о соседях, братьях, сестрах, а также о лицах, имеющих с ним дело; отсюда его название — «дом родственников», или «дом дружбы».
Четвертый дом назвали «домом родителей», или «домом вотчины», потому что им обусловлены предсказания, касающиеся родителей и всех родственников по восходящей линии.
Пятый дом — «дом детей»: ему подчинены дети, племянники, потомки и вообще все родственники по нисходящей линии.
Шестой дом повелевает слугами, рабами, домашними животными, а также болезнями; название — «дом болезней», или «дом пророков».
Седьмой дом — «дом брака», так как он касается брака, супругов, любовных отношений и вообще сердечных дел.
Восьмой дом называется «домом смерти», или «домом наследства», так как он касается всего, относящегося к смерти: рода и вида смерти, состояния после смерти, завещаний умерших, наследства и пр.
Девятый дом — «дом религии», или «дом странствий»: он касается познаний рожденного, его способности к искусствам, его веры, предстоящих путешествий и пр.
Десятый дом отвечает вопрошающему о его грядущих делах: торговле, репутации, почестях, возвышении и пр., поэтому и называется «домом чести».
Одиннадцатый дом — «дом друзей», или «дом заслуги», так как он представляет друзей, приятелей, надежды и ожидания.
Наконец, двенадцатый дом обозначает врагов, заботы, затруднительные обстоятельства и несчастья, особенно лишение свободы; отсюда его название «дом врагов», или «дом неволи».
Дненадцатидомный круг генитуры представляет собою плод чистейшей фантазии астрологов. Но, придумав этот круг, астрологи получили возможность гадать т. е. благодаря этому кругу и планеты и зодиак приобрели у астрологов определенный «смысл». С тех пор для составления гороскопа, или так называемой «небесной фигуры», стало необходимо, определив подробную картину неба для данного момента, отметить в каждом «доме» круга генитуры небесные знаки и планеты, находящиеся в нем в этот момент. По положению планет в знаках и домах и по их отношению друг к другу астрологи на основании целого ряда разработанных ими весьма сложных и запутанных приемов и делают предсказания, гадают относительно всех возможных грядущих событий. Мы не будем здесь входить в изложение этих нелепых приемов, тем более что различные «школы» астрологов пользовались различными способами, отличавшимися друг от друга степенью своей сложности, неопределенности и головоломности, а укажем лишь в наиболее общих чертах схему составления гороскопа и принцип его толкования.
Прежде всего надо отметить, что вместо названий планет и зодиакальных созвездий в гороскопах ставили их знаки, или символы, древние иероглифы, которыми ради удобства пользовались астрономы и астрологи для обозначения небесных тел.
Зодиакальные созвездия обозначались такими символами:
Солнце — ☉
Сатурн — ♄
Юпитер — ♃
Марс — ♂
Венера — ♀
Меркурий — ☿
Луна — ☽
Астрологические планеты имели следующие знаки:
Овен — ♈
Телец — ♉
Близнецы — ♊
Рак — ♋
Лев — ♌
Дева — ♍
Весы — ♎
Скорпион — ♏
Стрелец — ♐
Козерог — ♑
Водолей — ♒
Рыбы — ♓
Наконец, астрологи употребляли знак 🕀, который назывался «колесом счастья» (или «клиром фортуны») и обозначал особую точку, связанную с положением Солнца и Луны.
Гороскоп обычно составлялся таким образом, что пространство между двумя концентрическими и подобно расположенными квадратами разделяли на 12 главных частей — треугольников. Эти части нумеровались от 1 до 12 и назывались домами, а линии, отделяющие друг от друга дома, носили название остриев, или концов; линии между двенадцатым и первым домами назывались острием первого дома, линия между первым и вторым домами была острием второго дома и т. д. Вслед за тем небесную сферу разделяли на 12 равных частей посредством больших кругов, проходящих через зенит места наблюдения, так что угол между каждыми двумя последовательными кругами равнялся 30°.
Первый большой круг проводили через точку востока, и пространство между этим кругом и следующим, считая к северу, соответствовало первому дому; следующий сферический вырез (считая опять-таки от востока к северу) соответствовал первому дому и т. д. В результате каждому дому соответствовала известная часть шаровой небесной поверхности и каждый из полукругов деления соответствовал известному острию, или концу дома. Далее расставляли знаки зодиака; каждый из этих знаков, как известно, простирается также на 30°, и его обозначали на острие, которое проходило через этот знак, и здесь же сбоку приписывали в числах угловое расстояние, обозначающее предел влияния знака на дом, к которому принадлежит острие. Наконец, определяли положение планет в каждом знаке и каждую из них помещали в соответствующем доме ближе к тому острию, где находится знак зодиака с планетой. Знак планеты также сопровождался числом, обозначающим его прямое восхождение, измеряемое от начала зодиака. Что же касается имени и времени рождения лица, для которого составлялся гороскоп, то они помещались обыкновенно в центральном квадрате.
Каждая из планет своим присутствием в известном месте имела то или иное специальное значение для новорожденного и связанных с домом предметов. Вместе с тем она вводила в дом некоторые особенности, которые позволяли изменять судьбу новорожденного и предметов этого дома. Кроме планет, значение имели узлы лунной орбиты, а также упомянутая точка, которая названа была «колесом счастья» и представляет собою пункт, отдаленный на такое же расстояние от Луны, как Солнце от горизонта; этот пункт имел особенное значение и влиял на весь гороскоп.
Влияние каждой планеты могло усиливаться и ослабляться в зависимости от знака зодиака, в котором она находится, а также от аспекта планет, т. е. от их взаимного расположения (соединение, противостояние, квадратура), и притом по определенным правилам. Вообще соединение считалось явлением благоприятным, квадратура — неблагоприятным, а противостояние могло толковаться и в ту и в другую стороны. Наибольшее значение приписывали первому дому (жизни), который начинается в восходящей в данный момент точке эклиптики, называемой «ассендантом» (или «асцендентом»); дом и его «правители», т. е. находящиеся там планеты, определяют способности, таланты и характер человека. Следует, однако, заметить, что практически в большинстве случаев астрологи приписывали знакам зодиака большее влияние, чем планетам.
Главнейшие события жизни астрологи предсказывали но весьма запутанным правилам, причем от умения звездочета зависело составить предсказание в таких неопределенных выражениях, чтобы в случае опровержения фактами найти для себя спасительную лазейку. Чтобы получить представление о том, как астрологи рисовали себе влияние каждой планеты в каждом доме, рассмотрим несколько простейших случаев.
Наиболее благоприятствующей планетой считали Юпитер, и поэтому если в момент рождения Юпитер находился в первом доме, то новорожденный мог надеяться на долгую, счастливую и здоровую жизнь, на известность, славу и иметь веселый и живой характер; родиться «под знаком Юпитера» значило родиться «под счастливой звездой». С другой стороны, Сатурн вследствие медленности его движения и тусклости его света считался наиболее зловещей планетой и был настолько же могуч, насколько гибелен, поэтому если в момент рождения кого-либо эта планета находится в первом доме, то ее могущество может дать рожденному долгое существование, и в то же время он должен быть несчастен, необуздан, завистлив, мстителен, жесток, мало любим, ленив, но постоянен как в дружбе, так и ненависти (астрологи это называют «сатурновским» характером). Рожденный под знаком Меркурия, т. е. имеющий эту планету в первом доме в момент своего рождения, должен быть живого (или «меркуриального») характера и иметь способность к искусствам; родившийся же под знаком Марса должен обладать горячим темпераментом и военными наклонностями и т. д.1
Следует заметить, однако, что преобладало мнение о причастности Юпитера к судьбе каждого лица, обладавшего веселым и добрым характером, хотя бы в момент рождения этого лица планета и не была в «восхождении» (в первом доме). Таким образом, гороскоп взрослого зависел в известной степени от его характера и уже прожитой жизни. Это, конечно, сильно помогало астрологии согласовать «предсказания небес» с обстоятельствами, им известными или наиболее вероятными. Подобным же образом обнаруживалось влияние и на другие дома; например, астролог советовал не предпринимать длинного путешествия, если Сатурн находился в девятом доме, относящемся к странствованиям; точно так же если в момент чьего-либо рождения Сатурн находился в этом доме, то новорожденный мог рассчитывать на весьма несчастные случайности во время путешествий. Но планета не только влияла на предметы дома, в котором находилась, но вносила сюда еще некоторые новые чуждые элементы. Если эта планета находилась в четвертом доме (родителей, вотчины), то лицо, которому составлялся гороскоп, могло ожидать наследства от деда или бабушки; если Сатурн был в двенадцатом доме (вражды, неволи), то следовало беспокоиться о последствиях вражды некоторой особы п т. д. Юпитеру обыкновенно сопутствовали юристы, духовенство, ученые и купцы; но если он был в соотношении с неблагоприятствующей планетой, то мог привести за собой мошенников, пройдох и пьяниц. Марс сам по себе представлял военных, каменщиков, докторов, кузнецов, плотников, портных и поваров; Венера представляла музыкантов, вышивальщиков, проституток и тиранов. Меркурию сопутствовали философы, математики, государственные люди, купцы, путешественники, интеллигенты и просвещенные ремесленники; но в соотношении с «неблагоприятной планетой» он мог обозначать и ябедников, прокуроров, воров, полицейских, лакеев, слуг. Наконец, присутствие Луны обозначало лиц, стоящих на низших ступенях общественной лестницы.
Переходя к рассмотрению влияния и положения знаков зодиака, необходимо отметить следующее: что бы ни содержалось в первом доме, находящийся в нем знак зодиака был, по учению звездочетов, гораздо важнее, чем планета или планеты, так как из него выводилось важнейшее заключение о продолжительности жизни. Как мы знаем, каждый знак соответствовал известной части человеческого тела; так, Овен влиял на голову, и эта часть тела подчинялась преимущественно влиянию того дома, где находился знак Овена. Знак Зодиака первого дома определял также характер и внешность лица, для которого составлялся гороскоп; так, рожденный под знаком Овена (м) должен был иметь страстный характер, рожденный под знаком Тельца (ж) был неистов и жесток, под знаком Близнецов (м) — деятелен и изобретателен, под знаком Рака (ж) — вял и послушен, под знаком Льва (м) — благороден, решителен и самолюбив, под знаком Девы (ж) — резок и презрителен, под знаком Весов (м) — влюбчив и приятен, под знаком Скорпиона (ж) — холоден и сдержан, под знаком Стрельца (м) — благороден, предприимчив и весел, под знаком Козерога (ж) — ленив и ограничен, под знаком Водолея (м) — честен и постоянен, под знаком Рыб (ж) — флегматичен и женственен.2
Так как знаки эти, как нам известно, рассматривались попеременно мужскими и женскими, то мы их обозначили буквами «м» и «ж», поставленными в скобках после каждого знака. Мужской знак был благоприятствующим; счастливое влияние всех планет, находящихся в одном и том же доме, таким образом усиливалось, а вредное их влияние смягчалось. Но все женские знаки были неблагоприятны; прямое их воздействие было тягостно: они стремились ослабить счастливое влияние планет, с которыми они имели связь, и усилить их вредное влияние; к тому же они вводили в дом элементы непостоянства и часто изменяли счастливое влияние на несчастное.
Исходя из того, что воздействие каждого знака изменялось в зависимости от воздействия на знак той или иной планеты, разберем, что могли сказать звезды относительно будущих путешествий младенца, для которого составлен гороскоп. Допустим, что знак зодиака, находящийся в «доме странствий» (девятом), является двойным или тройным (т. е. Рыбы, Близнецы, Весы). Это значит, что на долю новорожденного выпадает много скитаний. Допустим, что в этом знаке «господствует» Меркурий, — путешествия будут прибыльными; с Юпитером в соответственном знаке они получают значение царских или вообще государственных командировок; если господствует Марс, то путешествие грозит опасностью для жизни будущего странника. Но тут возможны подразделения: Марс и Стрелец — путники подвергаются нападению разбойников; Марс в «водном человеческом» знаке, т. е. в Водолее, — опасность от пиратов и т. д.
В подавляющем большинстве случаев события жизни не совпадали с предсказаниями гороскопа. Однако из этого не делали вывода о несостоятельности звездочетства, а говорили, что гороскоп составлен неверно. Для таких «неудачных случаев» существовал целый ряд хитроумных приемов «исправления гороскопа», причем самый «верный» метод такого исправления состоял в том, что гороскоп подвергался переделкам в зависимости от фактов, пока не «подходил вполне» к биографии и обстоятельствам жизни данного человека, после чего гороскоп, конечно, «совпадал с действительностью». Двусмысленный характер правил чтения гороскопов был выгоден для астрологов: если бы существовали строго определенные, неизменные правила для толкования всех гороскопов, то неизмеримое число ошибок в предсказаниях будущего быстро обнаружило бы всю несостоятельность, ложность и нелепость астрологии.
Конечно, астрология нередко была оружием в руках плутов и шарлатанов, служила средством для совершения самых бесстыдных обманов. Но если о гадальщиках многие говорили, что они с трудом удерживаются от смеха, глядя друг другу в глаза, то астрологов не смешивали с прочими гадальщиками (авгурами).3 Жалобы на шарлатанство и обман, которые прятались под личиной астрономии, появились лишь тогда, когда началось угасание звездочетства или когда астрологию использовали в качестве орудия воздействия на общественное мнение (характерно при этом то, что такие жалобы поддерживались также лучшими представителями этой квазинауки).
Приведем несколько примеров, показывающих, как ловко и хитро профессиональные астрологи умели иногда приноравливать свои предсказания к требованиям клиентов, выиграть что-либо для себя, выйти из неприятного положения и т. д.
Интересный случай рассказывают об астрологе французского короля Людовика XI (XV в. н. э.), отличавшегося большим лукавством. Этот астролог имел несчастье предсказать смерть одной любимой дамы короля, и когда эта дама действительно умерла, король велел позвать астролога и приказал своим палачам, как только он подаст знак, учинить кровавую расправу над предсказателем. К пришедшему астрологу Людовик XI обратился со словами: «Ты вот считаешь себя настолько искусным, что знаешь очень хорошо судьбу других; скажи же немедленно, сколько времени осталось тебе жить». Бедный пророк понял, что требование публично доказать свои познания предсказанием своей собственной судьбы скрывает за собой ловушку, угрозу; поэтому он тотчас же, не колеблясь, довольно спокойно ответил: «Ваше величество! Звезды показали мне, что я должен умереть за три дня до вашей кончины». Выходило таким образом, что будущее астролога неопределенно, но что его жизнь находится в неразрывной связи с жизнью короля: за смертью астролога последует смерть короля. Суеверный король, напуганный таким неожиданным ответом, сменил гнев на милость: он не только отпустил своего астролога целым и невредимым, не подав никакого знака палачам, но даже позаботился наилучшим образом о сохранении его драгоценного здоровья.
Но было, конечно, немало случаев, когда астрологи не обнаруживали достаточной ловкости, догадливости и остроумия, чтобы выйти из весьма затруднительного положения. Например, недовольный своим астрологом английский король Генрих VII спросил его однажды: «Знаете ли вы, где вы проведете рождество?». Когда астролог ответил, что ничего об этом не знает, король сказал ему: «А я знаю и сейчас скажу: вы проведете рождество в лондонской башне», т. е. в тюрьме.
Интересна история гороскопа английского короля Эдуарда VI, на основании которого знаменитый математик Кардан (1501—1576), считавшийся также видным астрологом,4 сделал неудачное предсказание продолжительности жизни короля. Дело в том, что в 1552 г. этот король перенес корь и оспу и состояние его здоровья было тяжелое; окружающие короля желали знать, сколько лет он проживет, и просили Кардана истолковать с этой именно стороны гороскоп короля. Поговорив с юным королем, ученый астролог пришел к заключению, что этот молодой человек «скорее болезненного темперамента, чем страдает какой-либо определенной болезнью», обнаруживает необыкновенный ум и «обещает многое». А изучив представленный ему гороскоп короля, Кардан предсказал относительно продолжительности жизни короля, что ему презназначено прожить 55 лет 3 месяца 17 дней. Но Эдуард VI умер через 10 мес. после предсказания, в июле 1553 г., и Кардан понял, что для спасения своей репутации он должен найти какое-нибудь хитроумное объяснение этой ошибки, «оправдать» свою неудачу. Он заявил, что обыкновенный гороскоп, составленный при рождении хилого ребенка, сам по себе не может предсказать, что для получения верного результата необходимо также изучить все гороскопы личностей, близких к Эдуарду, а такого материала в его распоряжении не было, поэтому предсказание его было лишь приблизительно верное.
В XVI в. вошло в обычай делать предсказания исторических событий. Особую известность получила история будущего Франции, изложенная в 1553 г. астрологом Мишелем Нострадамом (1503—1566) в стихах в книге под названием «Астрономические четверостишия». После смерти Нострадама эта книга много раз издавалась с новыми добавлениями и исправлениями, что создало легенду будто автор продолжает работать в гробу. Популярность этого астролога была настолько велика, что еще в 1781 г. папа счел нужным внести эту книгу в список запрещенных, так как в ней появилось предсказание о гибели римской церкви.5
Один из сыновей Нострадама, тоже Мишель, также был астрологом, но еще более ревностным, хотя и менее удачливым, чем отец. Когда предсказанный им пожар города Пузена, осажденного тогда королевскими войсками, не случился, он пришел к звездам на помощь и сам поджег город. Он был пойман на месте преступления и казнен в 1575 г.
Астрологи предсказывали, что 1580 г. принесет человечеству много бед на том «основании», что 31 января предстояло лунное затмение, во время которого Солнце должно было находиться в одном из человеческих знаков зодиака (Близнецы, Дева, Стрелец и Водолей); к тому же под тем же знаком в марте предстояло соединение Марса и Сатурна, в сентябре — противостояние Юпитера и Марса и в октябре — их новое противостояние; наконец, в довершение всего в том же октябре появилась комета. Случилось так, что как раз в это время появилась лихорадка, которая сопровождалась кашлем и катаром и свела в могилу многих слабогрудых. Болезнь, вроде «испанского» гриппа 1918 г., пришла из Азии и захватила большинство европейских государств, где не пощадила многих королей и их дворов и произвела опустошение в армиях, бывших в походах. В этой эпидемии увидели предсказанное астрологами бедствие, так как тогда казалось очевидным, что такие небесные явления, как затмение, появление кометы и т. п., являются зловещими знамениями.
Предсказания, иногда сбывавшиеся, были делом случая, и их число было ничтожно мало по сравнению с неоправдавшимися. Но если бы случайно не оправдались некоторые отдельные предсказания астрологов, то разве вера в звездочетство была бы поколеблена?
Большой интерес представляет знаменитый гороскоп, составленный Кеплером в 1608 г. по всем правилам «астрологического искусства» для известного полководца Валленштейна (1583—1634). Этот гороскоп предсказывал Валленштейну смерть после четырехдневной лихорадки или апоплексического удара на 70-м году жизни в том случае, если он не умрет на 28-м году жизни, в 1613 г., или на 40-м году жизни, в 1625 г. Это предсказание не совпало с событиями жизни Валленштейна так же, как не оправдалось предсказание о его болезнях и вступлении в брак на 33-м году жизни. Это побудило Валленштейна послать Кеплеру свой гороскоп «для исправления», приложив при этом собственноручные пометки и поправки о фактических событиях его жизни. Напоминаем, что исправление гороскопов не являлось чем-то необычным и оправдывалось неточностью данных о времени рождения, не позволяющих получить правильную картину неба. А чтобы точнее определить время рождения, исходили из важнейших жизненных событий, например тяжелой болезни, и выясняли, насколько можно исправить время рождения, чтобы добиться согласия между жизненными событиями и их предсказанием. Когда имели дело с высокопоставленными лицами, то не останавливались даже перед большими исправлениями, и Кеплеру пришлось только на полчаса исправить время рождения Валленштейна, чтобы получить соответствие между течением его жизни и предсказанием. Затем Кеплер вычислил будущее течение жизни Валленштейна и в январе 1625 г. переслал ему исправленный гороскоп, отметив каждую констелляцию, неблагоприятную для этого полководца, чтобы тот мог уберечься от вредного влияния светил.
Но этот новый, исправленный гороскоп Валленштейна тоже не оправдался, несмотря на то что Кеплер знал предыдущую жизнь этого полководца и учел наиболее важные ее обстоятельства. Так, Кеплер считал 1627 г. опасным для Валленштейна, в то время как Валленштейн одержал именно в этом году блестящую победу над датским королем. Отставка Валленштейна в 1630 г. и вторичное назначение полководцем в декабре 1630 г. не обозначены вовсе в «исправленной фигуре рождения». Следующие годы, от 1632 до 1634, должны были быть по гороскопу благоприятны Валленштейну, за исключением марта 1634 г., когда планеты образуют не особенно благоприятный аспект. А случилось то, что 25 февраля 1634 г. Валленштейн был убит, не получив относительно этого никакого предостережения звезд. Кеплер не дожил до провала этого гороскопа, но по другим гороскопам он хорошо знал, как чересчур уж часто гороскопы не сбывались, и считал неверным распространенное мнение о правильности астрологических предсказаний. Между прочим, течение своей жизни он тщательно сверил с гороскопом и твердо убедился в том, что его успехи и другие события совсем не совпадают с предсказаниями гороскопа.
Насколько было трудно в то время окончательно освободиться от влияния астрологических идей, видно на примере знаменитого мыслителя и ученого Томазо Кампанеллы (1568—1639). Этот передовой и независимый человек, смело боровшийся с схоластической «наукой» и восторженно приветствовавший телескопические открытия Галилея, неправильно подошел к учению Коперника, так как не решился порвать с звездочетством. Кампанелла только старался внести некоторые поправки в обычное астрологическое представление о влиянии светил на судьбу людей с целью ограничить неотвратимость астрологических предсказаний.
Гораздо более последовательным был современник Томазо Кампанеллы великий драматург Шекспир, который очень остроумно высмеял астрологию в следующих словах Эгмунда из «Короля Лира»: «Забавна глупость людская! Чуть случится с нами беда, — хоть бы и по нашей собственной вине, — мы тотчас спешим свалить ее на солнце, луну и звезды, как будто мы были бездельниками — по закону судьбы, дураками — по небесному велению, ворами — от действия сфер, пьяницами — по влиянию планет на существо наше. Отец мой сошелся с моей матерью под созвездием Дракона, а я родился под Большой Медведицей, и потому, значит, я суров и похотлив. Нет, думается мне: хоть бы самая целомудренная звезда поглядывала на мое рождение, все-таки остался бы я незаконным сыном».
Множество астрономов в XVIII—XX вв. публиковали статьи, в которых доказывали ложность гороскопов. Так, например, немецкий астроном Е. Циннер писал в 1931 г. в книге по истории астрологии: «Современные астрологи особенно подчеркивают научность составляемых ими гороскопов, спрос на которые возрастал с каждым днем. Но можно ли говорить о гороскопах, которые удовлетворили бы нашим научным требованиям? Научность видят в том, что при исчислении принимаются во внимание минута рождения, новейшие элементы планет и даже влияние недавно открытых планет Урана и Нептуна. Что касается точного определения минуты рождения, то это сплошной обман, ибо данные метрических записей говорят только о часах, редко о получасах и указывают время рождения только приблизительно, так как нельзя поручиться, что показания акушерки сделаны по верно идущим часам. И разве вообще возможно исчислить время рождения в минутах? Это противоречит всему тому, что мы видим на практике.
Что касается ссылки на современные элементы планет, то это отвечает действительности. Но астрологи, конечно, упускают из виду тот факт, что сведения о местонахождении планет всегда берутся ими из астрономических ежегодников государственных вычислительных институтов, ибо ни один современный астролог, в противоположность Мюллеру, Браге и Кеплеру, не в состоянии точным вычислением определить местонахождение планет. Ссылка на планеты Уран и Нептун также не означает движения вперед, ибо этим разрушается традиционное и само по себе завершенное распределение 7 планет в зодиаках. И если уж принять во внимание эти две планеты, то почему упускать из виду тысячи малых планет? А почему также не считаться с великим множеством огненных шаров, тем более что даже по античному представлению оказывает воздействие не действительная величина небесных тел, а их видимая яркость? А если уж быть современным, то почему не считаться с огромнейшим влиянием солнечных лучей на Землю, Луну и планеты в согласии с данными современной науки?
Это произвольное смешение современных и античных основоположений и есть то, что составляет сущность современной астрологии. При этом существенное отличие звездочетства от науки заключается в чрезвычайно произвольном применении правил касательно ли проекции неба на земном горизонте, обозначения четырех главных пунктов (точек) или различных аспектов. Это именно обстоятельство и побудило некоторых приверженцев астрологии прежде всего изучить статистические пути к установлению соотношений между дарованиями или способностями и временами года или знаками зодиака».6
После второй мировой войны, в 1949 г., западногерманские астрономы на своем съезде в Бонне ввиду чрезвычайного распространения астрологии в ФРГ сочли необходимым от имени астрономической науки обратить внимание общественности на заблуждения, широко распространяемые астрологией. Указывая на антинаучный характер всякого рода звездочетства, они заявили: «Вера в то, что положение светил при рождении человека оказывает влияние на его жизненный путь, что, в частности, и во всех вообще случаях можно получить совет у звезд, имеет своей духовной родиной ту картину мира, которая землю и с нею человека ставили в самом центре космических событий. Эта картина мира уже давным-давно исчезла. То, что сегодня выступает под названием астрологии, космобиологии и т. п., — все это не что иное, как смесь суеверия, шарлатанства и надувательства. Хотя имеются астрологические круги, которые в устном и печатном виде дают свои анализы и советы на все случаи жизни, эти попытки или их собственные методы научной работы остались несостоятельными. Астрология — это система, правила которой установлены столь же произвольно, как и правила игры. Такая система не может быть принята во внимание, научно обоснованные предсказания разных случаев частной и общественной жизни она давать не может».7
Астрологические календари издаются за границей и в настоящее время, причем в них даются предсказания о землетрясениях, бедствиях в рудниках и на линиях воздушных сообщений. Характерно то, что даже наиболее «солидная» буржуазная печать почти совершенно не борется с этим шарлатанством и не касается вопроса о том, как обстоит дело с приведенными в упомянутых календарях утверждениями. А между тем, проверяя предсказания, нетрудно обнаружить их ложность и тем самым очень наглядно показать полнейшую несостоятельность астрологии.
Из многочисленных случаев проверки гороскопов приведем только один, так как он чрезвычайно красноречив. В 1951 г. в Мюнхене одному знаменитому астрологу предложили определить характер и предсказать будущее неизвестного человека, причем были указаны точные даты времени, день и час рождения этого человека. Астролог составил его гороскоп и на его основании сказал, что это «очень добрый человек» и что он будет «особенно счастлив» в 1952 г. На деле же это был закоренелый преступник, казненный еще в 1931 г. за многочисленные преступления.
Примечания
1. Приведем одно место из астрологической книги первой половины XVII в. (т. е. времени Кеплера и Галилея): «В первом доме Юпитер производит епископов, губернаторов, благородных, сильных, судей, философов, мудрецов, купцов, банкиров. Марс отмечает военных, артиллеристов, убийц, медиков, цирюльников, мясников, золотых дел мастеров, поваров, булочников и все ремесла, совершаемые с помощью огня. Венера производит цариц и прекрасных дам, аптекарей, портных, ювелиров, торговцев сукном, игроков, посетителей кабаков, вольнодумцев и разбойников; Меркурий — философов, астрологов, геометров, математиков, латинистов, художников, искусных и ловких мастеров, как женщин, так и мужчин, и их искусства. Люди, управляемые Марсом, суровы и жестокосерды, неумолимы, не поддаются никаким убеждениям, упрямы, сварливы, дерзки, смелы, буйны, привыкли обманывать, обжоры, в состоянии переваривать много мяса, сильны, крепки, властны с налитыми кровью глазами, рыжими волосами, не имеют привязанности к своим друзьям, занимаются работами с огнем и раскаленным железом, одним словом Марс производит обыкновенно бешеных, крикливых, развратных, самодовольных и гневных людей».
2. Еще сатирик Петроний, осмеивая эти астрологические фантазии, вложил в уста отпущенника Трималхиона следующее шуточное описание знаков зодиака на обеденном блюде: «Изволите видеть: вот это — небеса, а на них целая дюжина богов сидит. Вот, значит, как вертятся они, двенадцать обличьев и выходит. К примеру — Баран вышел: ладно! Кто, значит, родился под тем бараном, у того и скотины много и шерсти; голова крепкая, рожа бесстыжая! Не попадайся такому: забодает! Вот об эту пору школяров много родится да тех, что барашком завиты... Ну, а там, значит, из небесов и Теленок выходит: народ тут все брыкливый родится, да пастухи, да разные вольнопромышленники. А когда двойни выйдут — родятся повозки парой, да быки, да двойчатки, да те еще, что "и вашим и нашим". А под Раком я сам родился: вот и стою я крепко да цепко, и имения у меня много и на море, и на земле: рак-то ведь и туда и сюда годится... А на Льва родятся все обжоры да командиры разные, на Деву — бабье всякое, да беглые, да те, кому на цепи сидеть; а как Весы выдут — родятся все мясники да москательщики, да хлопотуны разные, а на Скорпиона — боже упаси — родятся такие, что и отравить, и зарезать человека готовы; на Стрелка пойдут все косоглазые, у кого один глаз на нас, а другой на Кавказ; на Козерога — все бедняки, у кою с горя шишки растут; на Водолея — все трактирщики да головы тыквой, ну, а под Рыбами — все повара да говоруны разные. Вот и вертится небо, как жернов, и все какая-нибудь дрянь выходит: то народится человек, то помрет» (Петроний. Сатирикон. М., 1924, стр. 83).
3. Многие древнегреческие мыслители разоблачали пророчества оракулов, справедливо указывая на то, что они являются «хитрым обманом со стороны жрецов», которые пользуются всеми средствами, чтобы дурачить народ. Знаменитый Цицерон свидетельствовал, что современные ему римские прорицатели — авгуры сами не верили в свои предсказания, вследствие чего появилось выражение «улыбка авгура» — улыбка человека, который не верит в то, что он делает.
4. Этого астролога называли еретиком на том основании, что он составил гороскоп Христа. После его смерти возникла легенда, что он предсказал день своей собственной кончины и, чтобы предсказание оправдалось, покончил с собой в предвычисленный день и тем поддержал свою славу астролога.
5. В 1942 г. астролог Краффт, по поручению Геббельса, истолковывал в интересах фашистской пропаганды прорицания Нострадама. Сейчас некоторые американские астрологи ищут намеки на современные события в туманных стишках этого средневекового звездочета. (Ред.).
6. E. Zinner. Geschichte der Sternkunde. Berlin, 1931, S. 97.
7. См.: G. Zwerenz. Magie, Sternglaube, Spiritismus. Urania-Verlag, Leipzig, 1956, S. 202.
|