|
1. Астрономия в России до Ломоносова
Монгольское нашествие, господство Золотой Орды в течение двух с половиной столетий с его опустошающими набегами, сожжениями городов, уничтожением книг и рукописей в значительной степени лишило нас драгоценных свидетельств высокой материальной и духовной культуры Руси до XI—XII вв. и породили ложное представление о якобы культурной отсталости Древней Руси и заимствовании научных знаний и умений в области ремесел, промыслов и искусства от Западной Европы и Византии.
Однако в последние годы материалы археологических экспедиций и архивных изысканий советских ученых дали нам новые доказательства ложности этой «теории».
Теперь известны многочисленные примеры весьма высокого развития науки и письменности, архитектуры и живописи, ремесел и торгового дела в Древней Руси.
В области истории астрономии также было распространено ложное представление о том, что у русского народа не было самобытного развития астрономических представлений, что русская астрономия питалась исключительно византийскими и западноевропейскими источниками. При этом подчеркивалось распространение в XV—XVI вв. переводов и заимствований из зарубежных изданий и игнорировалось прошлое русской астрономии, нашедшее свое отражение в русских летописях, в произведениях народного творчества — пословицах, поговорках, приметах, в календаре.
В древних русских летописях найдены весьма подробные, нередко чрезвычайно меткие описания различных астрономических явлений: солнечных и лунных затмений, фаз Луны, появлений комет, болидов, метеорных дождей и выпадения метеоритов. Так, например, в 1185 г. в летописи внесено поразительное по своей образности и точности описание солнечного протуберанца, наблюдавшегося 1 мая во время солнечного затмения (описанного также в «Слове о полку Игореве»); метеорные дожди (потока Леонид) отмечены в летописях 18 октября 1202 г. и 24 октября 1533 г.; многократно отмечалось появление комет, так, например, появления кометы Галлея записаны в 912, 1066, 1145, 1222, 1301, 1378, 1531, 1682 годах; в 1331 г. отмечена дневная видимость Венеры; в 1365 и 1371 годах отмечены наблюдения солнечных пятен1, которые были видны как «места черны аки гвозди»; в 1202 г. впервые отмечено лунное затмение, в летописях часто указывается возраст Луны, причем давно уже был известен период смены лунных фаз и встречаются указания на «межимесячия»2, так, например, в январе 1206 г. в летописи записано, что «месяц осветев 8 ноции», т. е. до первой четверти Луна дошла не за 7, а за 8 ночей. Все эти записи свидетельствуют о постоянном и прочном интересе к астрономическим явлениям и о накоплении фактических сведений по астрономии.
В известном «Хожений за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (60-е годы XV в.), включенном во многие русские летописи, имеется свидетельство того, что русские люди не только хорошо знали звездное небо, но и умели использовать наблюдения видимого расположения созвездий для ориентировки и исчисления времени. Русские люди в далекие времена дали созвездиям свои названия; некоторые из них до недавнего времени оставались, да и сейчас еще бытуют в народе; так, например, Большая Медведица называлась на севере Большим Лосем, Малая — Малым Лосем, Кассиопея — Медведем, Плеяды — Решетом или Ковшиком, а в иных местах Щепотью, Волосынями, Волосожарами или Стожарами, Орион назывался Коло или Волхвы, Пояс Ориона — Косарями и т. д.
Несомненно, что пытливый русский ум, взирая на величественную картину звездного неба, задумывался над тайнами мироздания. По всему своему складу склонные к трезвому, практическому толкованию реальных фактов, наши предки так же подходили и к астрономическим явлениям3. Опыт народа, практически постигавшего законы физики, механики, астрономии и т. д., получил свое отражение в поговорках, пословицах и приметах, в системе счета времени — календаре4. Суеверия и неверные приметы астрономического характера, так же как и суеверия и ошибочные приметы, касающиеся других явлений природы (например, погоды), явились следствием ложно понятой связи наблюдавшихся явлений. Народ наряду с глубоко правильными выводами, заключениями и приметами иногда делал выводы неверные, ложные. Некоторые поговорки отражают веру во влияние небесных явлений на судьбу человека. Однако астрология никогда не имела глубокой почвы на Руси. Первоначально возникшая в жреческой среде древних народов Востока как одно из средств осуществления религией ее основной классовой функции, астрология никогда не была тесно связана с народом и никогда не отвечала нуждам его повседневной жизни. В России ею увлекались лишь господствующие классы общества, да и то из подражания.
Прошлое русской астрономии еще ждет своего кропотливого исследователя. Немало интересных сведений, касающихся прошлого отечественной астрономии, было отыскано и опубликовано Д.О. Святским5, но еще больше предстоит сделать, чтобы по достоинству оценить своеобразие и особенности путей развития астрономических воззрений в России.
Особую главу в историю астрономии вписали народы, жившие на нынешней территории СССР на Кавказе и в Средней Азии. Труды Ширакаци (IX в.), Ал-Хорезми (IX в.), Бируни (XI в.), Омара Хайяма (XII в.), Насирэддина ат-Туси (XIII в.), астрономов самаркандской обсерватории Улугбека (XV в.) вошли в великую сокровищницу мировой науки как творения крупнейших ученых своего времени.
Великий основоположник современной алгебры Ал-Хорезми (вторая половина VIII в. — 40-е годы IX в.) был выдающимся астрономом, впервые пытавшимся определить размеры земного шара по измерениям высот полюса в разных местах Земли. В XI в. Бируни (973—1048) с большой убедительностью говорил о равноправности геоцентрического и гелиоцентрического учений, о возможности вращения Земли и ее движения вокруг Солнца. Каталог 1018 звезд, законченный на обсерватории Улугбека (1394—1449) в 1437 г., явился крупнейшим астрономическим сочинением со времен «Альмагеста» Птолемея, включавшего в себя звездный каталог Гиппарха. Предложенный Омаром Хайямом (1048—1122) календарь6 давал необычайную точность (погрешность в один день накапливалась лишь за 4½ тысячи лет, тогда как в ныне действующем календаре — за 3 тысячи лет).
Насирэддин ат-Туси (1201 —1274) основал в Мараге в Азербайджане прекрасно оборудованную обсерваторию с большим каменным квадрантом, составил широко известные астрономические «Ильханские таблицы» («Аз Зидж ал-Ильхани»).
С возникновением и развитием на Руси письменности стали появляться рукописные книги. Вначале это были церковные, культовые сочинения, затем исторические и юридические и, наконец, научные и технические. Одной из древних сохранившихся рукописных книг был «Изборник Святослава», переведенный с болгарского в 1073 г. для Киевского князя Святослава. Это была своего рода энциклопедия или хрестоматия статей самого различного содержания. В ней имелись некоторые астрономические сведения. Таковы, например, иллюстрированные описания «двунадесять животы», т. е. знаков Зодиака (рис. 1). Одними из первых книг астрономического содержания были таблицы пасхалий, то есть предвычисления дат передвижных церковных праздников (например, праздника Пасхи, который должен приходиться на первое воскресенье после первого весеннего новолуния). В 1134 г. был написан оригинальный трактат: «Кирика дьякона и доместика Новгородского Антониева монастыря ученье имже ведати человеку числа всех лет», в котором были даны расчеты пасхалий. Эти расчеты требовали знания 28-летнего солнечного и 19-летнего лунного циклов. Кирик знал также 532-летний цикл, или «великий индиктион».
Рис. 1. Изображение знаков Зодиака из «Изборника Святослава» (1073)
Появляются переводы сочинений главным образом византийских авторов, дающих мистико-богословское описание мироздания. В этих сочинениях встречаются лишь крупицы астрономических знаний: поэтому сколько-нибудь значительной роли они не сыграли.
Не позднее XIII в. (а может быть, в XI—XII вв.) на Руси распространяются списки перевода «Христианской топографии» Козмы Индикоплевста7, жившего в Александрии около первой половины VI в. н. э. Ничего толком не зная о системе Птолемея, он нападает на нее за движение небесных сфер. Земля у него — удлиненный параллелепипед с неровной поверхностью, покоящийся на «воле и могуществе божьем». Небо образует свод наподобие крыши в дорожных кибитках. Размещая на поверхности Земли известные ему страны, Козма воздвигает на севере горы, за которые скрывается Солнце ночью. Небо Индикоплевста двойное — видимая небесная «твердь», на которой расположены библейские воды, и выше них небо невидимое и обитель бога. Под видимым небом находятся жилище ангелов и «круги» небес: круг звезд, круг Солнца и планет (Ермия, Афродиты, Ариса, Зевса и Крона8) и круг лунный. Круги небесные неподвижны, но по ним ангелы движут все небесные светила. Козме Индикоплевсту знакомы некоторые астрономические сведения и соотношения, например продолжительность солнечного года и года лунного, понятие високосного года, зодиакальные созвездия и движение Солнца по ним.
Больше можно было почерпнуть из «Шестоднева» Иоанна Экзарха (X в.), перевод которого был известен на Руси. Любопытны те изменения в представлении о строении мира, которые по сравнению с Индикоплевстом ввел автор, исходя из убежденности в целесообразности устройства природы. Так, например, наличие над «твердью небесной» слоя вод он поясняет необходимостью постоянным охлаждением защитить твердь от разрушения ее солнечным теплом. Кроме того, водяная оболочка действует, как экран, не позволяя свету и теплу уходить вверх и обращая их на Землю. Особенное внимание уделяет Иоанн вопросу о величине Солнца и Луны. Основываясь на расчетах Эратосфена, он определяет длину окружности Земли немного более 250000 стадий. Окружность Луны получается около 120 000 стадий, диаметр ее более 40 000 стадий. Солнце имеет диаметр 3 млн стадий, т. е. в 37 раз больше земного (у Эратосфена — в 27 раз больше).
Около 1424 г. основателем Кирилло-Белозерского монастыря Кириллом был составлен «Сборник от правил св. апостол и св. отец», в котором есть весьма практическое, чуждое мистико-богословских наслоений изложение ряда астрономических вопросов, например: «О широте и долготе земли», «О расстоянии между небом и землею», «Лунное течение» и т. д. Авторы сборника пытаются понять явления природы, идя эмпирическим путем наблюдений и аналогий. Так, например, молния и гром происходят от столкновения туч, подобно тому как «и кремень съразився с железом грохот испущает с огнем». Даже запаздывание грома по сравнению с молнией находит себе объяснение в том, что «слышание — косно чювьство есть». Сравнивая с дровосеком, находящимся в отдалении, автор усматривает общность закона запаздывания звука.
В 1470—1471 гг. в Новгороде возникла ересь «жидов-ствующих», оказавшая большое влияние на развитие астрономии на Руси. К этой ереси, сущность которой до сих пор недостаточно ясна, примыкали некоторые московские представители высшего духовенства и видных «служилых людей», интересовавшихся наукой и любивших книгу. Они распространяли астрономические книги, среди которых особое место занимают «Космография» и астрономические таблицы «Шестокрыл». В «Космографии» впервые появляются элементы математической астрономии — связь астрономии с элементами геометрии. В ней излагается птолемеева система9 с девятью небесами: семь из них для Солнца, Луны и планет, восьмое для звезд и зодиакальных созвездий, а девятое — самое высокое — свободное от звезд. Описывая движение сложной системы «кругов», «Космография» отмечает согласованность движений планетных сфер, которых насчитывает 78, и приводит времена обращения светил вокруг Земли. Для Луны дано приблизительно верное значение — 28 дней и 8 часов, для Солнца — 365¼ дня, для Марса — 2 года (вместо 1,88), для Юпитера-12 лет (11,86), для Сатурна — 30 лет (29,46). Грубо ошибочны периоды Меркурия и Венеры (один год вместо 0,24 и 0,62). Авторам было известно, что Луна светит отраженным светом; они дают объяснение солнечных и лунных затмений, происходящих вблизи лунных узлов, называемых «головой» и «хвостом» дракона или змия. В «Космографии» есть весьма глухое упоминание о каком-то астрономическом измерительном приборе, а также неоднократные указания на единицы измерения углов; так, например, после перечисления зодиакальных созвездий говорится, что «всякая задея» (зодиакальное созвездие) делится на 30 степеней (градусов), каждая степень — на 60 дробниц (минут), каждая дробница — на 60 уторых (секунд), а каждая уторая — на 60 третьих (терций).
«Шестокрыл» — сборник таблиц положений и фаз Луны, положений Солнца, данных для определения дат и характера лунных и солнечных затмений. Когда в 1492 г. (7000 г. от библейского «сотворения мира») иссякли заимствованные из греко-византийских источников таблицы пасхалий, а предсказанный на 7000 год «конец мира» не состоялся, понадобились новые таблицы, которые и были самостоятельно составлены в Москве и в Новгороде на 20 и на 70 лет вперед.
В дальнейшем явились продолжатели этих работ. Составлялись не только «пасхалии», но и «лунники», содержавшие лунные таблицы. Иногда они назывались: «Наука хотящим ведати лунное движение».
Очень рано появляются в России оптические инструменты. К 1614 г. (т. е. уже через пять лет после изобретения Галилеем телескопа) относятся сведения о покупке для царя Михаила Федоровича подзорной трубы («трубочка, что дальнее, а, в нее смотря, видитца блиско»).
В 1639 г. Михаил Федорович приглашал к себе на службу известного путешественника Адама Олеария, который бывал в России в 1633, 1636 и 1638 гг. и производил с помощью астролябии астрономические определения широт. Он писал Олеарию: «Ведомо нам учинилось, что ты гораздо научен и навычен в астрономии и географус и небесного бегу и землемерию, и иным многим надобным мастерством и мудростям; а нам, Великому Государю, таков мастер годен». Это письмо показывает назревшую потребность обширного российского государства в производстве астрономических и картографических работ, для чего нужны были специалисты — астрономы. Необходимы были и инструменты. В 50-х годах XVII в. для Алексея Михайловича за границей были заказаны полемоскоп10 и подзорные трубы, военное значение которых было хорошо известно царю от соотечественников автора знаменитой «Селенографии» гданьского (данцигского) астронома и оптика Яна Гевелия, одного из крупнейших ученых XVII в. По указанию Алексея Михайловича в 70-х годах был сделан перевод этой книги, появившейся на латинском языке в 1647 г. Перевод носил следующее витиеватое название: «Иоганна Гевелия Селенография еже есть Луны описание и прилежное крапин ее и подвижений различных и иных всех изменений и изображений, зрительного сосуда помощью испытанных, определение. В нем же зде иных многих планет природных зрак и многая блюдения, наипаче же крапин солнечных и поветовых трубозрением изобретенных и таблиями вельми прилежно на меди изваянными во увидение полагаются». Перевод «Селенографии» не был издан и хранился в библиотеке царевича Федора Алексеевича как учебник по оптике и астрономии. В тексте перевода были вклеены прекрасные гравированные рисунки, вырезанные из латинского издания. Известно, что молодой Петр был знаком с этой книгой.
Наряду с описаниями лунной поверхности, излагающими собственные наблюдения Гевелия с его 150-футовым (т. е. длиной около 50 м) телескопом, «Селенография» заключала в себе рассмотрение различных типов линз и способов их изготовления и описание ряда сконструированных автором оптических инструментов, в том числе «полемоскопа», предназначенного для военных целей. Это было первое сочинение по оптике на русском (точнее, на церковнославянском) языке, и переводчику «Селенографии» пришлось впервые подбирать и вводить в литературу русские оптические термины. В «Селенографии» была также изложена система Коперника, приведены числовые данные о размерах Солнечной системы и об обращении планет (с точностью до минут времени!), описаны спутники Юпитера. Книга содержала прекрасные гравюры, изображавшие вид Луны в телескоп при различных фазах. «Селенография» не была первым сочинением, знакомящим русских читателей с коперниковским учением. В 1655—1657 гг. тремя монахами (Епифанием Славинецким, Арсением и Исайем) были переведены 4 тома шеститомного атласа Блеу. Вводная глава первого тома перевода, названного «Позорище всея вселенной, или Атлас новый», излагала как равноправные системы мира Птолемея и Коперника с указанием на то, что самые передовые математики теперь предпочитают вторую.
В связи с географическими экспедициями XVII в. находится ряд осуществленных на протяжении этого столетия переводов географических сочинений. Тогда же появляется особый интерес к астрономическим инструментам для картографических работ, а также для целей морской навигации. Так, например, на корабле «Орел», построенном в 1667 г. для плавания по Каспийскому морю, были «кольца для смотрения по солнцу морского бегу», «круг медной для осмотрения солнца и звезд», маятники и т. д.
Из географических книг, содержащих и астрономические сведения, отметим следующие: «Книга, глаголемая космография, сиречь всего света описание» Меркатора11, переведенная в 1637 г., «Книга, глаголемая космография. Описание всего света земель и государств великих...» — компиляция, составленная, по всей вероятности, русским переводчиком еще до 1670 г.12. Любопытно отметить, что в 1677—1678 гг. один список этой «Космографии» был куплен дьяком Алмазом Чистым на родине Ломоносова в Холмогорах, где он якобы был изготовлен. Позднее, уже при Петре I (в 1717 г.), был издан сделанный Я.В. Брюсом перевод «Космотеороса» Гюйгенса под заглавием «Книга мирозрения или мнение о небесно земных глобусах и их украшениях». В этой книге, помимо описания системы Коперника, содержится изложение учения Джордано Бруно о множественности обитаемых миров.
Яков Вилимович Брюс (портрет маслом неизвестного художника первой четверти XVIII в., Государственный Эрмитаж в Ленинграде)
Петр Великий живо интересовался астрономией, особенно ее практическими приложениями к картографии и мореходству, сам производил астрономические наблюдения13, заботился о приобретении подзорных труб и телескопов, организовал у себя при дворе (сначала в Москве, а потом в Петербурге) небольшую оптическую мастерскую, в которой изготовлялись зрительные трубы, микроскопы и другие оптические инструменты, отправлял в разные места империи астрономо-геодезические экспедиции.
Хотя астрономические подзорные трубы были распространены на Руси с начала XVII в., первая русская обсерватория была создана лишь в 1692 г. в тех же Холмогорах. Эта обсерватория была создана архиепископом Афанасием Холмогорским (Алексеем Артемьевичем Любимовым (1641—1702))14 для систематических наблюдений звездного неба, которые находились в какой-то связи с составлением первой географической карты Белого моря.
В XVII в. среди архангелогородских мореходов была в ходу рукопись «Указ как мерити и ведати про северную звезду», представлявшая собой инструкцию к определению широты места по измерениям высоты Полярной звезды. В этом сочинении было указано, какую поправку надо вводить в измерения в зависимости от положения Большой Медведицы и Малой Медведицы для того, чтобы по высоте Полярной получать широту. Вероятно, это был пересказ какой-нибудь рукописи XVI в. Интересно то, что помимо компаса («матки») архангелогородские мореходы пользовались каким-то угломерным инструментом, которым определяли высоту Полярной звезды. Они первые обратили внимание на то, что полярные сияния влияют на поведение стрелки компаса («на пазорях эта матка дурит», т. е. стрелка компаса дрожит).
Выдающийся государственный деятель петровской эпохи Яков Вилимович Брюс (1670—1735) серьезно занимался математикой, астрономией, оптикой, артиллерийским делом, имел большой набор подзорных труб, телескопов и разнообразных линз. Еще в 1697 г. Петр командировал Брюса в Англию для усовершенствования в астрономии и оптике, а впоследствии сам учился у Брюса производству астрономических наблюдений15. В 1702 г. Брюс для нужд учрежденной в 1701 г. школы «математических и навигацких хитросно искусств учения» оборудовал астрономическую обсерваторию на Сухаревой башне в Москве. Помимо телескопов, в ней были угломерные инструменты, секстанты и квадранты для определения высот светил, ноктурналы для определения времени по наблюдениям звезд. Его наблюдения на этой обсерватории служили основой для составления руководств по мореходной астрономии. Наблюдения Брюса были отмечены Лаландом как первые научные астрономические работы в России, ставшие известными ученым Европы.
На обсерватории проходили практику морские штурманы. В 1715 г. «навигацкая школа» была переведена в Петербург и преобразована в Морскую Академию; некоторые из ее воспитанников должны были специально изучать астрономию. Одним из помощников Я. Брюса по подготовке специалистов по мореходной навигации и по геодезии был Л.Ф. Магницкий (1669—1739) — автор знаменитого учебника «Арифметика» (1703 г.), о котором будет сказано ниже.
В 1716 г. Брюс организовал обсерваторию в Петербурге, а в 1726 г., уйдя после смерти Петра в отставку, он целиком посвятил свое время занятиям оптикой и астрономией, создал под Москвой обсерваторию, сам шлифовал металлические зеркала, конструировал и изготовлял различные оптические приборы16.
В 1711—1725 гг. другой сподвижник Петра А.Д. Меньшиков построил обсерваторию («подзорную башню») в Ораниенбауме под Петербургом.
Большие заслуги в картографическом изучении России принадлежат одному из старших современников Ломоносова географу И.К. Кирилову (1689—1737). Он первый начал геодезическую съемку в России, составил и издал (в 1734 г.) первый атлас Российский и первое экономико-географическое описание России под названием «Цветущее состояние Всероссийского Государства» и организовал ряд географических экспедиций.
Огромную роль в развитии астрономии сыграло создание Академии наук. Хорошо знакомый со многими точными и прикладными науками, и в том числе с астрономией, Петр I ясно сознавал значение развития наук для будущего России.
В 1714 г. Петр I создает в Петербурге «Кунсткамеру» — своеобразный музей, в который со всех сторон земли русской привозили разные «раритеты» и «специмены», а из других стран — образцы самых различных приборов, машин и инструментов, в том числе и астрономических. Незадолго до своей смерти Петр приступил к организации Академии наук.
Рис. 2. Общий вид Академии наук в Петербурге во времена Ломоносова. В верхних двух этажах башни помещалась астрономическая обсерватория
Академии наук на Западе зачастую были добровольными обществами ученых, собиравшихся для обсуждения своих работ, выполненных в личных лабораториях, и в лучшем случае обладали небольшими лабораториями и библиотеками. В России Академия наук должна была стать подлинным источником науки для всей страны, центральным государственным научным учреждением, местом производства научных исследований и подготовки отечественных ученых. С этой последней целью при Академии наук были учреждены Университет и Гимназия. 28 января 1724 г. был обнародован указ об учреждении Академии наук, проект устава которой был отредактирован самим Петром I. Первый состав профессоров Академии, открывшейся в 1725 г. уже после смерти Петра, включал ряд ученых, приглашенных из разных стран Европы. Среди первых академиков были Даниил Бернулли (1700—1788) и астроном Жозеф-Николя Делиль (1688—1768). Уже через несколько лет после своего основания Академия наук заняла видное место среди научных учреждений Европы. Физик Бюльфингер писал: «Кто хочет основательно научиться естественным и математическим наукам, тот отправляйся в Париж, Лондон и Петербург. Там ученые мужи по всякой части и запас инструментов. Петр, сведущий сам в этих науках, успел собрать все, что для них необходимо. Он собрал отличный запас книг, дорогие инструменты, заморские редкости природы, искусственные произведения, словом все, признанное знатоками за достойное уважения». В здании Академии наук над Кунсткамерой была размещена обсерватория, о чем сказано в другом месте этой книги.
Одним из первых поручений, которое получила Академия наук, было исправление географических карт России и «сочинение» новых. Для этой картографической работы было снаряжено несколько астрономических экспедиций в целях точного определения координат. Во второй камчатской экспедиции В. Беринга (в 1732—1743 гг.) принимали участие астроном Людовик Делиль де ла Кройер (?—1741) и геодезист А.Д. Красильников. Жозеф Делиль наблюдал затмения Солнца, Луны, затмения в системе спутников Юпитера, в 1740 г. ездил в юго-западную Сибирь для наблюдения прохождения Меркурия по диску Солнца, составил проект большой триангуляционной работы, к сожалению, оставшейся в то время неосуществленной, разработал для атласа России новую картографическую проекцию, носящую его имя. За шесть лет со времени основания особого Географического департамента Академии наук Л. Эйлером (1707—1783), Г. Гейнзиусом и Н. Винсгеймом был составлен (к 1745 г.) «Атлас Империи Российской», состоящий из 19 карт. Несмотря на обнаруженные впоследствии ошибки и неточности, исправить которые был призван М.В. Ломоносов, поставленный в 1758 г. во главе Географического департамента, это была одна из лучших картографических работ того времени, что позволило Л. Эйлеру писать, что «география Российская... приведена в гораздо исправнейшее состояние, нежели география немецкой земли».
В 1747 г. после многочисленных неприятностей и столкновений с правителем Академической канцелярии Шумахером17, которого М.В. Ломоносов называл «гонителем наук», Ж. Делиль принужден был покинуть Россию и Академию, где он провел 21 год. В эту пору в Академии уже развивалась многогранная деятельность М.В. Ломоносова. Его заботы о развитии астрономии и собственные творческие работы в этой науке описаны в последующих разделах этой книги.
Примечания
1. Считалось, что в Европе солнечные пятна были открыты Галилеем и Фабрициусом в 1610 г. В китайской энциклопедии Ма-Туан-Лина имеется ряд записей о солнечных пятнах, относящихся к IV в. до н. э.
2. Месяц состоял из четырех полных недель и добавочных полутора дней, называвшихся «межимесячием», когда Луны вовсе не видно.
3. Пытливость наших предков отразилась, например, в вопросах, которые имеются в известном древнем народном «Стихе о Голубиной Книге»:
«От чего у нас начался белый свет?
От чего у нас солнце красное?
От чего у нас млад светел месяц?
От чего у нас звезды частые?..»
4. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на небольшую прекрасную книгу Х. Абишева «Элементы астрономии и погода в устном народном творчестве казахов» (Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1949) и пожелать, чтобы подобные обзоры были составлены по материалам творчества каждого из народов СССР.
5. Д.О. Святский, в частности, по инициативе акад. А.А. Шахматова написал в 1915 г. книгу «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения». Для этой работы безвременно погибший петербургский астроном М.А. Вильев вычислил «Канон русских солнечных затмений», с которым сопоставлялись все летописные данные. В VII и VIII выпусках «Историко-астрономических исследований» (ИАИ) опубликована значительная часть рукописи Д.О. Святского «Очерки истории астрономии в Древней Руси».
6. О нем европейские ученые узнали лишь в XIX в.
7. Иногда именуемого Индикопловом, т. е. плававшим в Индию.
8. То есть Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна — пяти планет, видимых невооруженным глазом.
9. Вернее, гомоцентрическая система, подобная системам Евдокса или Аристотеля. Движения планет связаны с движениями «кругов» с различными наклонами, вращающихся непосредственно вокруг Земли.
10. πολεμοσ — война, σϰοπεω — видеть отдаленное.
11. «Atlas sive Cosmographiae meditationes de fabrica mundi et fabricati figura» Г. Меркатора (издана в 1590—1596 гг. по частям, а в целом в 1602 и 1606 гг.).
12. Сохранился список 1670 г., от которого пошло ее условное название «Космография 1670 г.».
13. Так, например, 13/23 сентября 1699 г. Петр I наблюдал полное солнечное затмение, устроив для этого по письменным указаниям Я. Брюса камеру-обскуру с небольшой зрительной трубой, а в 1716 г. во время посещений Копенгагенской обсерватории он неоднократно проводил наблюдения на пассажном инструменте.
14. Сведения о первой русской обсерватории Алексея Любимова были обнаружены в 1950 г. директором Ломоносовского музея АН СССР В.Л. Ченакалом.
15. Сохранилась обширная переписка Петра I с Брюсом на астрономические темы, которая не прерывалась даже во время военных походов Петра.
16. После его смерти более двухсот оптических инструментов, в том числе много зрительных труб и телескопов, было передано в Академию наук.
17. О нем см. сноску на с. 34.
|