Программа научных работ в России. Подготовка кадров
К сожалению, одобренный Петром мемуар Делиля нам пока неизвестен. Однако предложенная там программа работ в России кратко излагалась и в сохранившемся письме Делиля к Блюментросту от 8 сентября 1721 г., которое было опубликовано В.Ф. Гнучевой [61, с. 103—109]. В эту программу входили:
1. Градусные измерения вдоль Петербургского меридиана и параллели, необходимые для определения истинной фигуры Земли, знание которой столь важно для составления точных морских и сухопутных карт.
2. Астрономическое определение широт и долгот главных пунктов по всей территории страны и проведение триангуляции как основы для составления точной карты России.
3. Основание в Петербурге астрономической обсерватории и организация в ней систематических наблюдений, одновременных с наблюдениями других обсерваторий Европы.
4. Определение точного расстояния до Солнца, Луны и других небесных тел, а также разработка теории их движения. Особое внимание уделялось теории движения Луны, которая использовалась для определения долготы в открытом море.
5. Исследование атмосферной рефракции и «всевозможные физические эксперименты и наблюдения, которые из-за различия температуры России от других стран Европы могли бы принести наибольшую пользу для познания натуральных вещей» [61, с. 104].
6. Подготовка русских научных кадров.
7. Составление полного трактата по астрономии, включающего как основы этой науки, так и ее историю.
Программа Делиля, четко формулировавшая главные задачи передовой науки своего времени, надолго определила направление работ петербургских ученых.
Петр I придавал важное значение и подготовке русских национальных кадров. К выполнению этой задачи Делиль также был хорошо подготовлен. Обладая несомненным педагогическим талантом, он приобрел уже и достаточный опыт преподавания в Королевском коллеже. Основанное в 1530 г. под давлением парижских гуманистов [95—97] это учебное заведение пользовалось большими привилегиями. Прежде всего в нем не преподавалась теология. Наибольшее развитие получили математика, физика и особенно астрономия. Важную роль играло изучение древних и восточных языков, а также истории науки. Среди профессоров Королевского коллежа, внесшего большой вклад в развитие науки, было много выдающихся ученых, в том числе материалист П. Гассенди, гугенот-коперниканец П. де ла Раме и один из основателей Парижской обсерватории Ж. Пикар. За веротерпимость и большую по сравнению с другими учебными заведениями Франции свободу от влияния церкви Коллеж де Франс получил прозвище «рассадника безбожников».
Особой привилегией профессоров этого коллежа была полная независимость в построении читаемого ими курса. Делиль, став профессором математики с 1718 г., также разработал детальную программу преподавания математики, физики и астрономии, в которой нашли отражение лучшие традиции прославленного учебного заведения. Эта программа легла в основу своеобразной системы подготовки научных кадров.
Важным качеством Делиля как педагога было его умение не показывать своего превосходства над собеседником. Он умел каждого внимательно выслушать, никому не навязывал своего мнения, с готовностью принимал любое аргументированное заключение. Это создавало вокруг него творческую атмосферу свободного научного общения, которую так ценили все его ученики и сотрудники. В то же время Делиль был совершенно беспощаден к малейшей научной недобросовестности. Это всегда помнили все, кто когда-либо с ним работал.
Интересно отметить, что даже с точки зрения современной науки Делиль обладал всеми чертами идеального научного руководителя. Как показал проведенный в 1975 г. анализ анкет молодых ученых-физиков, отвечавших на вопрос: «Каким вы представляете себе идеального научного руководителя?», такой руководитель должен иметь следующие качества [101, с. 225—243]:
1) быть яркой, притягательной личностью, достойной подражания;
2) быть хорошим организатором, умеющим создать дружный научный коллектив, способным распределять обязанности и планировать работу без давления на подчиненных, создающим творческую обстановку;
3) обладать качествами педагога-воспитателя: быть терпимым к предложениям учеников, заботиться о научном росте каждого, предоставлять ученикам самостоятельность, относиться к ним как к равным, уметь доказывать и признавать истину;
4) быть генератором идей, увлеченным наукой, с богатым запасом творческих идей, щедро делящимся со своими учениками и способным выдвинуть идею, которая увлекла бы всех сотрудников;
5) обладать богатой научной эрудицией не только в своей области знания и широтой научных взглядов;
6) быть человеком с юмором.
Именно эти качества и отмечали в Делиле все работавшие с ним молодые парижские и петербургские ученые XVIII в.
Из сказанного видно, что Делиль вез в Россию уже детально разработанную программу научных исследований и подготовки русских научных кадров. Согласно заключенному с ним по указанию Петра I контракту, Делиль мог оставаться в России «так долго, как ему заблагорассудится» [50, т. 6, с. 50]. Он проработал в Петербурге почти 22 года (1726—1747 гг.). находясь в полном расцвете сил и таланта.
|