|
Работа Тредиаковского по истории календаря
В Петербургской Академии наук велись различные работы по истории астрономии. Продолжался сбор материала, в частности, из русских источников. Так, на заседании Академической конференции 24 февраля 1746 г. Делиль обратился с просьбой к коллегам, читающим по-русски, просмотреть русские летописи, хроники и исторические рукописи и книги с целью сбора астрономических сообщений о каких-либо редких или особых астрономических и метеорологических явлениях — полных солнечных и лунных затмениях, кометах, метеорах, а также полярных сияниях и т. п. Как отмечалось в протоколе, Тредиаковский и Ломоносов вызвались взять этот труд на себя [49, т. 2, с. 119]. Позднее к ним присоединился и Миллер. На заседании 4 декабря 1746 г. он передал Делилю выписку из новгородских летописей, находившихся, по его мнению, в церкви св. Софии. Выписка содержала сведения о появлениях комет [49, т. 2, с. 162—163]. 15 декабря того же года Миллер совместно с Делилем сообщили сведения о появлениях комет, извлеченные ими из рукописной хроники «Степенная книга», находившейся в Академической библиотеке [49, т. 2, с. 162]. 19 декабря он передал Делилю аналогичные сведения из «Хронографа» церкви св. Софии. Делиль зачитал его выписку и просил тех, кто будет собирать данные о наблюдениях комет или любых других редких явлений, прежде всего отмечать места их наблюдения. На том же заседании Тредиаковский также передал Делилю свои выписки [49, т. 2, с. 164, 165].
Как отмечалось выше, петербургские ученые много внимания уделяли изучению календарных систем, принятых у различных народов. Так, Делиль, Эйлер, Байер, Миллер и Крафт занимались календарями разных народов стран Востока. Последний, кроме того, опубликовал в журнале «Примечания на ведомости» пять статей по истории европейского календаря [50, т. 6, с. 233; 139, 1732, ч. 54—58]. Те или иные сведения о народных календарях привозили участники академических экспедиций. Например, профессор Г.Ф. В. Юнкер, вернувшись из поездки по Дону и Днепру, привез в 1737 г. украинский календарь [49, т. 1, с. 362]. Разнообразные сведения по истории календарей различных народов Сибири собирали все участники академических экспедиций. Материалы по истории грузинского календаря собрал и включил в свою «Географию Грузии» Вахушти Багратиони [160, с. XLIII—XLIX]. К сожалению, эти части его работы на русский язык не переводились, да и вообще не пользовались тем вниманием, которого они несомненно заслуживают.
Календарными вопросами интересовался и Тредиаковский. С 1737 г. он начал работу над сочинением, представлявшим собой настоящую энциклопедию по русскому церковному календарю, и продолжал заниматься ею вплоть до 1758 г. Поводом для этого стало его знакомство с принятой у православных священнослужителей XVIII в. системой календарного счета по руке. «Сей их щот, — писал Тредиаковский во введении к своей работе, — мне, не умеющему его, показался весьма удивительным и подал недавно причину к изобретению всего того арифметическими правилами... что я нашел для себя, то сообщаю здесь всем в пользу россианам..., желая... чем... могу услужить моему отечеству».1
Работа Тредиаковского «Пасхалия» давала не только детальное объяснение всех календарных методов и приемов вычисления, которые сопровождались решением конкретных задач. Здесь приводилось много различных составленных им таблиц, часть которых он значительно упростил (в том числе «ключевая таблица»), а также «новая и ненаходимая» таблица пасхалий на 532 года.2 В своем изложении Тредиаковский старался строго следовать форме математических сочинений Эйлера и других своих петербургских коллег. Попутно он давал четкие определения всех календарных и астрономических терминов, выясняя их происхождение. Для большей доступности и увлекательности изложения Тредиаковский ввел в свою работу обширные историко-научные «отступления», содержавшие объяснение названий месяцев и дней недели и их происхождения, биографии исторических деятелей и всевозможные сведения по истории календарных систем у разных народов мира. При подготовке своей рукописи Тредиаковский пользовался книгами из списка Делиля, в частности «Употреблением глобусов» Биона.
4 августа 1746 г. Тредиаковский обращался с письмом к Винсгейму [143, с. 52, 53], прося у него разъяснений по поводу системы високосных годов в юлианском и григорианском календарях.
К 1982 г. стали известны пять отличающихся друг от друга редакций работы Тредиаковского, хранящихся в различных архивах Москвы и Ленинграда.3 В 1747 г. автор подарил три экземпляра своего сочинения — президенту Академии наук Разумовскому, архиепископу Санкт-петербургскому Ф. Янковскому и еще одному из священнослужителей. Экземпляр для президента он написал сам на зеленой бумаге и переплел в желтовато-красный бархат с золотым обрезом. Два других списка были выполнены писцами и оформлены более скромно.
Таблица пасхалий из рукописи В.К. Тредиаковского по истории русского календаря.
По-видимому, Академия наук и Синод не стали печатать первый вариант работы Тредиаковского. Тогда он несколько сократил ее и в 1748 г. вновь представил Академии. Результат был тот же. В 1758 г. была предпринята последняя попытка опубликовать «Пасхалию». Добавив вычисления по новому стилю и опустив все материалы, которые, видимо, смущали рецензентов, Тредиаковский вновь представил свою рукопись. Однако и на этот раз она не была напечатана. Несколько вариантов рукописи остались в различных архивах.
В XIX в. две рукописи Тредиаковского привлекли внимание Л.Н. Майкова. Он отдал их на рецензию специалистам В.М. Ундольскому и П.В. Хавскому, которые отметили в них несколько незначительных ошибок. Однако и на этот раз сочинение Тредиаковского не увидело света.
Примечания
1. ЛО ААН, Р. 1, оп. 1, № 138, л. 3—3 об.
2. Там же, л. 30, 31.
3. ЛБ, ф. 152. № 133 (1747), 430 с.; ЛО ААН. Р. 2, оп. 1, № 138, л. 1—116 об. (1748); ГПБ, СДА, № 240, 155 с. (1747); ИРЛИ, ф. 166, № 95, 432 с. (1747) и 68 л. (1758 г.).
|