|
2. Источники Индийской Астрологии
Не позднее, чем в середине первого тысячелетия до н.э. Вавилонская астрономия той разновидности, которая содержится в текстах Мул. Апин, проникла в Индию, принеся с собой концепцию небесных предзнаменований. Ведические тексты того периода, например, Атхарваведа, содержат шанти, или ритуалы умиротворения, направленные на ублажение богов, пославших предзнаменования. Эти боги, конечно, являются местными, Индуистскими, среди них — Вишну и Сома. Среди посылаемых знамений — образы животных, видимые в облаках, ореолы вокруг Солнца, или Луны, метеоры и кометы — все эти предзнаменования — отголоски тех, что содержатся в Вавилонских источниках. Эти Индийские тексты предзнаменований относятся к периоду, следовавшему вскоре после захвата Ахеменидами северной Индии, примерно в 530 г. до н.э., таким образом, становится ясно, каким образом Вавилонские науки и религиозные практики могли попасть в Индию. Столетием позднее доказательство того, каким образом предсказания укоренились в Индии дает никто иной, как сам Будда. Будда произнес проповедь, Брахмаджаласутту, в осуждение аморальных действий, совершаемых некоторыми святыми людьми в обмен на пищу, действий, поддерживающих оккультизм и предрассудки. Сюда относились экзорцизм и предсказания, и вновь, формы предсказаний по небесам были схожи с Вавилонскими.
Будда (или автор этой, приписываемой ему, проповеди) по-видимому был хорошо знаком с предзнаменованиями, получаемыми от планет, звезд, затмений, землетрясений и атмосферных явлений. Таким образом, в период с шестого по третий век до н.э. в Индии существовала программа перевода и адаптации данного аспекта Вавилонской астральной религии, и это то, что сформировало основу Индийской астрологической традиции.
После третьего века до н.э. военные, а затем и торговые контакты Индии и Греко-Римского мира расширялись, позволяя новым потокам Греческой науки попасть в Индию, дополнив структуру Индийской астрологии. Теперь Греческие тексты были переведены на Санскрит, в результате чего появилась зрелая форма математической астрологии по Эллинистическому образцу. Типичным и очень популярным текстом была Яванаджатака, составленная Спхуджидхаваджей примерно в 270 г. н.э., представлявшая собой стихотворный вариант Греческого труда по астрологии. В этой работе большое число астрологических понятий просто транслитерированы с Греческого на Санскрит, это доказывает, что Эллинистические идеи, для которых не нашлось Индийского эквивалента, были заимствованы. Такие термины, как «деканы, середина неба, тригон, хориа» и многие другие стали компонентами Индийской версии той самой формы технической астрологии, которую мы находим у Манилиуса и Птолемея. Яванаджатака была, фактически, зародышевой работой по Индийской астрологии, ставшей основой всех последующих. Тем не менее, некоторые концепции были изобретены в Индии, например, вопросы и система лунных домов. Вопросы — это разновидность катархической астрологии, основанной на интерпретации небес на то мгновение, когда был задан вопрос. В Греческой астрологии ничего подобного нет. Лунные дома — накшатры, это 28 или 29 групп звезд, каждая из которых обладает собственной характеристикой, где Луна рассматривается преимущественно перед Солнцем. Эти индийские идеи были позднее восприняты исламскими астрологами, которые, в свою очередь, принесли их на Запад. Система вопросов стала важной частью астрологического течения. Система лунных домов, конечно, многим известная на Западе, почему-то не стала популярной, возможно, из-за того, что была альтернативой Зодиаку.
В самом конце пятого века н.э. индийских астрологических текстов стало еще больше, а эллинистические техники прочно укоренились. Ключевым текстом этого периода является Брхаджджатака, написанная Варахамихирой примерно в 550 г. н.э. Она представляет особый интерес, поскольку демонстрирует, как греческие имена были адаптированы к знакам Зодиака и планетам, и вновь в форме транслитерации. Санскритский Ару — это Арес (Марс), Аспхуджит — это Афродита (Венера), Кона — это Кронос (Сатурн), Патхона — Партхенос (Дева), Лея — Лев и так далее. Индийская астрология продолжила привносить собственные техники и варианты интерпретаций, примером последнего является система каст. Ее источник находится в Вавилоне и Греции, отражая переход от астральных предзнаменований к математической науке, имевший место в Эллинистическом мире. Астрология расцветала в Индии на протяжении столетий, а, поскольку здесь не было научной революции, она не подверглась катастрофическому упадку, как на Западе, продолжая играть все ту же роль в Индийской общественной культуре.
|