|
Остин Генри Лейярд ищет сокровища древности
|
Астрономия прежде всего из-за смены времен года абсолютно необходима пастушеским и земледельческим народам.
Ф. Энгельс. Диалектика природы
|
В 1849 г. в Мосул прибыл Остин Генри Лейярд. Официально он был английским консулом в Стамбуле, увлекающимся охотой на медведей, а на самом деле представлял английскую разведку. Восток — близкий и далекий, с его экзотикой и несметными богатствами — веками привлекал взгляды людей. Путешественники и авантюристы, искатели легкой наживы и агенты английской и французской разведок толпами прибывали в загадочные страны ради своих махинаций или ради текущего под песками арабских пустынь черного золота — нефти. Внешне они казались мирными торговцами, но за ними всегда тянулся кровавый след раздора между арабскими племенами. Они хорошо усвоили и прекрасно применяли на практике римское правило «разделяй и властвуй», а когда и это не помогало, прибегали к грубому насилию и неприкрытому грабежу по праву сильного.
Англичанин, однако, имел и другие интересы. Двумя годами раньше он был в этих местах и занимался раскопками. Хотя результаты были более чем ободряющими — был раскопан древний город Калах в Северной Месопотамии и открыто пять древних дворцов времен ассирийских царей, — они его не удовлетворили. Подобного достигали исследователи и до этого. Тридцатью годами ранее англичанин Клавдий Джеймс Рич провел раскопки части холма Куюнджик, расположенного рядом с Мосулом на берегу реки Тигр. Вездесущая холера прервала его работу, но незадолго до смерти он отправил в Британский музей в Лондон ящик с материалами. Спустя год француз Бота, исследуя холм около села Хорсабад, открыл пригород древней Ниневии — селение Дур-Шарукин. Именно Ниневия овладела умом Лейярда. При раскопках в Калахе он открыл выдающиеся памятники древнего искусства, обнаружил огромные статуи крылатых пятиногих человекобыков и человекольвов. Лейярд нашел также оружие и домашние предметы древних ассирийцев, медные, бронзовые, железные и стеклянные, но это его не удовлетворяло, так как подобное было и у Боты. Оставалась мечта — открыть Ниневию, «логово львов» и столицу страшных ассирийских царей, — Ниневию, в которой было «торговцев — как звезд на небе, князей — как саранчи и военачальников — как комаров». А какие богатства могут оказаться в исчезнувшей, погребенной под песками древней столице! Даже если они не найдутся, слава об открытии увековечит его имя.
За несколько дней до окончания сезона раскопок предприимчивый англичанин отправил группу рабочих на холм Куюнджик, и тут им помог случай. В самом начале работы они раскопали портал, охраняемый двумя крылатыми чудовищами-человекобыками, и несколько комнат дворца, сильно пострадавшего от большого пожара. Поэтому в октябре 1849 г. Лейярд со своим помощником Расамом вернулся на холм Куюнджик и продолжил раскопки сгоревшего дворца. Были раскопаны две новые комнаты, пол которых был просто засыпан глиняными плитками. Различные по размерам и форме, чаще всего квадратные, все они с двух сторон были покрыты странными клиновидными знаками. Попадались и цилиндры, напоминающие бочонки, с такими же знаками или разукрашенными фигурками. И в предыдущих раскопках в Калaxe Лейярд имел дело с глиняными плитками и цилиндрами, но никогда они не встречались в таком огромном количестве, сваленные в одном месте, — пол комнат был покрыт ими слоем толщиной в полметра. Большинство табличек хорошо сохранились, часть оказались разбитыми, но при внимательном поиске нередко находилась вторая половина разбитой вещи. Лейярд решил, что ко всему остальному, что он намеревался отправить в Британский музей в Лондон, следует добавить и несколько ящиков со старинными глиняными табличками.
Спустя несколько лет Расам, теперь уже начальник археологической экспедиции, наткнулся в противоположном конце холма Куюнджик на второй, почти полностью сохранившийся дворец. И здесь снова повторилось то, что ранее озадачило Лейярда, — во всех комнатах дворца лежал толстый слой хорошо сохранившихся глиняных табличек. Но на них опять не обратили нужного внимания: так много прекрасных образцов древнего искусства предстало перед глазами археологов, что невзрачные глиняные таблички не произвели никакого впечатления. Никто и не предполагал, что клиновидные знаки скрывают за собой культуру, быт и государственное устройство многих народов четвертого тысячелетия до нашей эры вплоть до гибели Ниневии. Сколько раз ошибался человек, не распознав ценное содержание за невзрачной внешностью!
|