|
Кратко об Ассирии и Вавилоне
Ашшурбанипал царствовал с 669 г. по 633 г. до н. э. От отца Асархаддона ему досталась в наследство огромная по территории держава, простирающаяся от Ирана на востоке до Средиземного моря на западе и от Закавказья на севере до Персидского залива и Эфиопии на юге. Однако его брат, поставленный отцом на престол в Вавилоне, поднял восстание против господства Ассирии. Ашшурбанипал разгромил восставших и снова подчинил себе великий город Вавилон. В тексте, найденном среди развалин столицы Ниневии, чувствуется явное торжество: «Сорок царских городов, большое число малых сел и 12 округов в Эламе — все это я завоевал, разрушил, опустошил и сжег дотла». И этот же разрушитель и поджигатель оставил бесценную библиотеку глиняных табличек, уцелевшую и через века дошедшую до нас. Он, по-видимому, чувствовал, что будет последним правителем Ассирии. Всего лишь через два года после него Ниневия была разрушена объединившимися войсками покоренных ранее Мидии и Вавилона, а 605 г. до н. э. стал годом окончательной гибели Ассирии.
Ашшурбанипал управлял Ассирией в конце ее существования. Свою историю страна начала от древнего города-государства Ашшур, расположенного по течению реки Тигр на 200 км южнее Ниневии. Но по-настоящему сформировалась она лишь около 1500 г. до н. э., когда была захвачена северная часть Месопотамии — Двуречье, как часто называют равнину между Тигром и Евфратом. Самые старые поселения в этой части света, относящиеся к 4-му тысячелетию до н. э., были созданы шумерами — народом, который занимался земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. В начале 3-го тысячелетия до н. э. здесь стал применяться труд рабов, послуживший главным источником благосостояния. В это время в среднем течении реки возникли небольшие обособленные города — Урук, Киш, Лагаш и другие. В XXVIII—XXVII вв. до н. э. в страну вторглись семитские племена — аккады. Их царь Саргон (XXIV в. до н. э.) основал город Аккад и объединил все малые города в одно централизованное рабовладельческое государство. В его время началось укрепление берегов рек и создание обширной оросительной системы. В конце XXIII в. до н. э. аккадское государство было покорено союзом горных племен, но через некоторое время шумеры и аккады под предводительством царей III Урской династии изгнали пришельцев. Рабовладельческая держава становилась все богаче, ведя войны со всеми соседними государствами ради приобретения рабов. В конце XXI в. до н. э. эламиты — племя с восточных берегов Персидского залива — разорили Ур, а затем страной завладели амориты, пришедшие из центральной части Арабского полуострова, которые поселились в городах. Постепенно сливаясь с местным аккадским населением, они восприняли и его язык, ставший официальным. Старый шумерский язык использовался все реже, и только в религиозной письменности. Населению стали раздавать царские земли, началось развитие ремесел.
Особое положение в начале 2-го тысячелетия до н. э. занял Вавилон. В XVIII в. до н. э. царь Хаммурапи сломил сопротивление всех своих соседей и укрепил положение вавилонского государства. В конце XVI в. до н. э. в страну нахлынули касситы, продержавшиеся здесь до конца XII в. до н. э.
В начале 1-го тысячелетия до н. э. в Двуречье с востока и юга проникли халдеи, эламиты и ассирийцы, под властью которых Вавилон находился около трех столетий. В конце VII в. до н. э. халдеи изгнали ассирийцев и основали Нововавилонское царство. Оно достигло наибольшего расцвета при правлении Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.). В царствие Набонида (556—539 гг. до н. э.) войска персидского царя Кира овладели Вавилоном и положили конец Вавилонскому государству. Аккадский язык начал вытесняться арамейским и к I в. до н. э. вообще перестал употребляться.
Год за годом во дворце Ашшурбанипала копились тысячи и тысячи глиняных табличек, из которых наиболее важные обжигались в огне, а остальные просто высушивались на солнце. На каждой пластинке ставилось название книги (как правило, первые два-три слова из первой таблички), а также номер (т. е. страница книги). Таблички размещались на полках в строгой последовательности, которая начиналась специальным списком, позволяющим найти нужную глиняную книгу. Например, семь табличек, на которых был записан миф о сотворении мира «Энума элиш» («Когда там наверху...») обозначались «Энума элиш I», «Энума элиш II» и т. д. Книги размещались по отраслям знаний, о чем свидетельствуют найденные отдельные таблички с надписями: медицина, астрономия, математика и т. д.
|