|
Мудрец из Стагира и его космологическая схема
В 367 г. до н.э. в академию1 Платона поступил учиться 17-летний юноша по имени Аристотель из города Стагира. Отец его Никомах был лекарем при царском дворе Македонии. В академии Аристотель пробыл вплоть до смерти Платона, т. е. около 20 лет. Затем он вернулся ко двору царя Филиппа и стал учителем 13-летнего Александра, сына царя, будущего знаменитого полководца. Некоторое время спустя Аристотель отправился путешествовать по миру и через несколько лет вернулся в Афины, где в 355 г. до н.э. основал собственное училище (лицей). Двенадцать лет Аристотель отдал преподаванию наук афинской молодежи, но в конце концов был обвинен в безбожии и едва сумел спастись от расправы, покинув Афины. Обосновался он на острове Эвбея, где и скончался в 322 г. до н.э. в возрасте 62 лет.
Карл Маркс назвал его «наивеличайшим мыслителем древности», и едва ли здесь возможно на нескольких страницах охватить все творчество этого гениального философа. Он написал около трехсот работ, затрагивающих все проблемы, которые волновали мыслящих граждан городов-государств Древней Греции. Это философия и политические вопросы, физика и метафизика, устройство Вселенной и т. д. В своих трудах Аристотель критически рассмотрел, переработал и систематизировал созданное как его предшественниками, так и современниками. Не побоялся он вступить в спор и со своим учителем Платоном. Известно выражение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». В первую очередь критике был подвергнут идеализм Платона. Аристотель считал, что окружающий мир реально существует и сведения о нем человек получает посредством чувственного восприятия, а истинное знание появляется после обработки всех сведений «призмой» разума. Далее идеи Аристотеля уходят в сторону от материализма, поскольку материя для него пассивна. Он противопоставляет ей некую активную сущность, поначалу неподвижную, но затем приводящую в действие все во Вселенной. Таким «перводвигателем» оказывается бог — высшая форма и цель мира. И здесь уже забыты «причина и необходимость», рассмотренные Демокритом, а все явления считаются происходящими по помыслам бога. Он же управляет человеческими действиями и разумом через душу, вложенную в живые существа.
Смесь материалистических и идеалистических взглядов присутствует и в представлениях Аристотеля о Вселенной.
Он принял вывод пифагорейцев о шарообразности Земли и, более того, привел аргументы в пользу этой концепции. Согласно дошедшим до нас сочинениям Аристотеля «О небе» и «Метеорологика», эти аргументы следующие.
«То, что Земля есть шар, следует из наших чувственных восприятий. Если бы это было не так, то во время лунных затмений мы не видели бы на диске Луны темный сегмент круга. При смене фаз Луна принимает различные формы — то половина круга, то дуга, смотрящая сначала в одну, затем в другую сторону. Но во время затмения линия раздела всегда выпуклая, и поскольку затмение происходит от наползания земной тени, надо, чтобы Земля имела форму шара. Это же следует и при наблюдениях звездного неба, более того, такие наблюдения показывают, что земной шар не очень большой. Надо не так уж значительно передвинуться на север или на юг, чтобы увидеть значительные изменения картины над горизонтом. Те звезды, что стояли над головой, опустятся вниз. Например, звезды, видимые в Египте или на Кипре, при смещении на север станут невидимыми (и наоборот). Следовательно, Земля не только шар, но и не очень большой шар, иначе при таких незначительных перемещениях по поверхности не было бы таких заметных «звездных» изменений. Поэтому можно также мыслить, что местность около Геркулесовых столбов соединяется с Индийской страной и существует только одно море. Математики, которые вычислили длину земной окружности, приводят значение приблизительно 400000 стадиев2, из чего мы можем заключить, что Земля не только сфера, но и объем ее очень незначителен по сравнению с небом» [3].
Второй вопрос, который занимал Аристотеля, касается места Земли во Вселенной. Согласно его философским воззрениям, мир устроен весьма разумно и целесообразно. Он создан из определенного вещества, находящегося в непрерывном движении и изменении, а человек — это не обычное звено в природной «цепочке», это высшая цель природы, венец творчества богов. Но коли так, то и Земля — среда обитания людей — не может быть ничем иным, кроме как центром Вселенной.
Что же касается представлений о самой Вселенной, то и здесь соседствуют взгляды двух Аристотелей — материалиста и идеалиста. С одной стороны, Вселенная вечна, никто ее не создал и никто не может разрушить. С другой — она имеет также форму шара, и не потому, что такова Земля, а потому, что шар есть идеальное геометрическое тело. А как всякое геометрическое тело, он имеет ограниченные размеры, следовательно, и Вселенная пространственно ограничена.
Мир по Аристотелю немыслим без движения. Прогуливаясь по аллеям рощи3, он проповедовал: «Боги не создали Вселенную, но они привели ее в движение». Ум и смысл — вот «перводвигатель», и под действием этого фактора Вселенная «сама захотела двигаться».
Ответ на третий, и очень важный вопрос — из чего построена Вселенная — дал в свое время Эмпедокл, утверждавший, что основными элементами являются земля, вода, воздух и огонь. Аристотель не возражал против этого, но добавил пятый элемент — эфир (quinta essentia по более позднему выражению времен средневековья). Согласно Аристотелю, Вселенная имеет следующую структуру: самые тяжелые элементы — земля и вода — остаются внизу, над ними располагается слой воздуха и еще выше простирается самый легкий элемент — огонь. Так построена часть Вселенной в пространстве от Земли до Луны, и эту часть Аристотель называл элементарным, подлунным или земным миром. Над нею находится более совершенный небесный надлунный мир. Луна, Солнце и планеты состоят из эфира, но не вполне чистого, поскольку они расположены не очень далеко от Земли. Из самого лучшего эфира сделаны звезды и небесная сфера, к которой они прикреплены.
Согласно мудрецу из Стагира, такое распределение пяти элементов свидетельствует о центральном месте Земли в природе хотя бы потому, что все тяжелое падает вниз. Земля неподвижна как центр Вселенной, добавлял Аристотель, иначе картина звездного неба постоянно менялась бы на наших глазах. Приведем для примера наиболее характерные отрывки из его сочинения «О небе».
«Земля неподвижна в центре мира, а Солнце и Луна вращаются вокруг нее. Наш огонь хотя бы по своему цвету не имеет ничего общего с солнечным белым сиянием. Солнце состоит не из огня, а из огромного количества эфира. Его тепло происходит от взаимодействия эфира при движении вокруг Земли. Кометы — это преходящие явления, они быстро рождаются в атмосфере и также быстро исчезают. Млечный Путь есть не что иное, как испарения, возникающие от быстрого вращения звезд вокруг Земли... В отличие от движений, которые наблюдаются на Земле, движения небесных тел более правильные. И поскольку небесные тела более совершенны, чем любые другие, движение у них наиболее правильное и наиболее простое. Таким движением является равномерное круговое движение. Небесные тела перемещаются свободно, как боги, потому что они ближе к ним, чем к жителям Земли; светила не нуждаются в отдыхе, а причина их движения заключается в них самих. Самые высокие области неба и, следовательно, самые совершенные, содержат в себе неподвижный узор звезд, движение которого тоже совершенно — всегда направо. Более близкая к Земле и менее совершенная область неба включает в себя планеты, и те движутся из-за своего несовершенства то направо, то налево, при этом по орбите, наклоненной к орбите неподвижных звезд... Все тяжелые тела стремятся к центру Земли, следовательно, все тела стремятся к центру Вселенной и надо принять, что Земля покоится неподвижно в этом центре».
И еще одно высказывание: «Все, что имеет божественное происхождение, одарено вечным движением; небу присуще это свойство, так как оно — божественное тело. По этой причине оно имеет сферическую форму и по своей природе обязано вечно вращаться.
Во времена Аристотеля наиболее признаны были системы движения небесных тел Евдокса и Калиппа, но и их великий ученый дополнил по своему. Он предположил, что группы небесных сфер отдельных планет влияют друг на друга, и, чтобы все согласовать, добавил к схеме Калиппа еще 22 сферы (т. е. всего их стало 56). Таким образом, он нарисовал картину огромного механизма из концентрических сфер, в центре которого находится неподвижная Земля. «Перводвигатель», т. е. бог, запустил первой сферу неподвижных звезд, та «потянула» за собой остальные, и так весь механизм пришел в движение. Согласно Аристотелю, небесные тела по удалению от Земли расположены в такой последовательности: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн и, наконец, звезды.
Здесь следует отметить, что основная творческая деятельность Аристотеля не была связана с астрономией. Более того, как ученик Платона, он не испытывал какой-либо тяги к непосредственным наблюдениям, хотя ему удалось переосмыслить многое из представлений других ученых.
В своих философских воззрениях Аристотель долго колебался между материализмом и идеализмом, между Демокритом и Платоном, пока окончательно не примкнул к последнему, не во всем, правда, соглашаясь с ним. Позднее, когда последователи Аристотеля превратили его в своего научного кумира, они окончательно забыли о некоторых его материалистических высказываниях. В первую очередь это замечание относится к средневековым богословам, которые как знамя подняли его идеалистические взгляды. Они забыли, что мудрец из Стагира считал Вселенную вечной и непрерывно меняющейся, и уж совсем старались не вспоминать, что из Афин он был изгнан за безбожие.
Примечания
1. Платон основал свою школу в 387 г. до н. э. недалеко от Афин в местности, называемой Академия. По сути это было не училище, а именно философский центр, и просуществовал он до 529 г. новой эры. Позднее Козимо Медичи использовал название «академия» для Флорентийской академии по изучению наследия Платона, основанной в 1459 г. С тех пор это название используется для различных научных, учебных, художественных заведений и обществ.
2. Стадий — древняя мера длины; греческий стадий равен 157,5 м, а египетский стадий составляет около 185 м; с учетом этого окружность Земли по Аристотелю равна либо 63, либо 74 тыс. км.
3. Поэтому Аристотель и его ученики были известны как перипатетики — прогуливающиеся, и прогуливались они в роще близ храма Аполлона Ликейского, откуда и пошло употребление слова «лицей» в качестве названия учебного заведения.
|