Материалы по истории астрономии

Как древние философы строили Вселенную

По мнению Фалеса Милетского Вселенная представляла собой все-таки плоский диск Земли, окруженный океаном. Вся эта конструкция заключалась в небесную сферу, которая вращалась вокруг неподвижных точек — полюсов, неся на себе неподвижные звезды. Вопрос о природе Солнца, Луны и планет был еще не совсем ясен. Кое-кто вполне серьезно предполагал, что Солнце и Луна — это воспламеняющиеся облака, которые пересекают небо с восхода на закат, после чего сгорают и «падают в яму». А на смену им назавтра зажигаются новое Солнце и новая Луна. Существовало и такое мнение, что, дескать, Луна — это сосуд, наполненный огнем. В полнолуние сосуд повернут к Земле горлышком, люди видят его внутреннюю, освещенную часть. Но стоит сосуду — Луне — повернуться в сторону, как его освещенная часть становится ущербной — возникают фазы Луны и лунные затмения. Впрочем, некоторые мудрецы допускали и существование непрозрачных тел, свободно блуждающих в космосе, которые заслоняют собой то дневное, то ночное светило. Мнений было много.

Ученик и последователь Фалеса Анаксимандр считал, что Земля находится в центре мира и имеет форму цилиндра. Анаксимандру в его гипотезе не нужна была вода для поддерживания земного цилиндра. Земля, по его мнению, сама по себе держалась в середине огромной небесной сферы.

Самым первым философом, школа которого больше других занималась вопросами формы и положения Земли, был Пифагор. Пифагорейцы первыми, и это доподлинно известно из старинных рукописей, высказались за то, что Земля — шар. Правда, исходили они в своем мнении, в основном, из умозрительных соображений. «Шар — сфера. Сфера — идеальная геометрическая фигура. Боги, сотворившие мир, тоже существа идеальные. Значит, Земля не может не быть шаром».

Легенды приписывают Пифагору мысль о том, что не одни только звезды прикреплены к небесной сфере, раз в сутки обращающейся вокруг земного шара. Каждому из семи подвижных светил также соответствовали свои сферы. Пифагор даже рассчитал их радиусы. По его мнению, они соотносились между собой, как длины струн, которые дают правильные музыкальные интервалы. Более того, вращаясь, сферы производили божественные звуки, доступные лишь слуху немногих избранных. Услышать «музыку сфер» могли только истинные философы, конечно, ученики его школы.

Сто лет спустя после Пифагора один из последователей его теорий по имени Филолай основал свою школу. Он стал учить, что небо и Земля ничем принципиально не отличаются друг от друга. Это было опасное утверждение. Ибо, если небо и Земля — одно и то же, то почему боги должны отличаться от людей?.. Над головой философа стали собираться грозовые тучи. А он, увлеченный своими идеями, проповедовал ученикам, рисуя им свою собственную картину мироздания. В середине Вселенной — «центральный огонь». Не Солнце, нет! Просто некий «центральный огонь», вокруг которого крутятся под божественным воздействием «десять божественных сфер» — десять прозрачных скорлупок, поддерживающих небесные тела. Шли они в таком порядке: ближе всего к «центральному огню» вращались сферы Земли и Противоземли. Дальше шли сферы: Луны, Солнца, Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия и сфера неподвижных звезд. Всего 10! Десять — «божественное число»!

Солнце, по мнению Филолая, было холодным зеркалом, которое только отражает лучи «центрального огня» на Землю. Сам «центральный огонь» никто не видит, потому что земной шар состоит из двух половинок: обитаемой и необитаемой. И, обращаясь вокруг загадочного светила, Земля всегда повернута к нему необитаемым полушарием. Это позволило Филолаю очень просто объяснить заодно смену дня и ночи.

Ну, а зачем Противоземля? Она понадобилась, во-первых, чтобы довести число небесных сфер до идеального числа — десяти — и тем почтить память учителя Пифагора, а во-вторых, чтобы объяснить затмения Солнца...

Надо признаться, что система Филолая особым авторитетом не пользовалась. Но именно он первый столкнул нашу планету с насиженного места в центре Вселенной и заставил двигаться. Собственные ученики Филолая, едва покинув школу философа, тут же спешили отказаться от взглядов учителя, настолько эти взгляды были дерзкими и непривычными.

В Древней Греции существовало одновременно довольно много философских школ, каждая из которых развивала и отстаивала свою гипотезу. Мы не станем рассказывать обо всех. Давайте познакомимся с судьбой и взглядами одного философа, сыгравшего исключительную роль во всей истории науки. Речь пойдет об Аристотеле.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку