Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

Недорогая плитка из керамагранита для улицы на сайте https://kronex-home.ru/tovary/keramog...

Глава 8. Древнейшие солярные храмы в Египте

Описанное в предыдущей главе исследование не только можно провести, оно и было проведено.

Правительства Франции и Пруссии вели почетное соперничество в том, кто первым нанесет на карту и опишет памятники. Французы прибыли в Египет в конце прошлого века, и сопровождавшая армию научная комиссия, назначенная Французским институтом, опубликовала многотомный труд с планами всех главных храмов Нильской долины вплоть до южного острова Филэ.

План холмов в Абидосе (у Мариетта)

В 1844 году, спустя некоторое время после того, как Шампольон показал путь к расшифровке иероглифов, мы оказываемся почти в таком же долгу у прусского правительства, которое тоже отправило в Египет комиссию под руководством Лепсиуса, который сравнялся с французами по важности результатов своих исследований, по тщательности, с которой велись наблюдения, и точности, с которой они фиксировались. Таким образом, если мы хотим навести справки о древних храмах в вышеупомянутых местностях, у нас уже есть весьма обширные сведения; и целесообразно изучить местность в области Фив и ниже, которая изобилует легкодоступной информацией.

Сначала о вопросе существования храмов солнца. Имея в виду памятники, ответ превосходит воображение. Я хочу обратить внимание читателя на сведения, почерпнутые из некоторых древнейших известных в Египте храмов. Среди самых древних и священных храм в Иуну, городе, известном как Он или Гелиополь и, как говорит предание, основанном людьми Хор-шесу еще до Мены; Мена же, как мы помним, правил не позже 4000 года до н. э., а возможно, и за 5 тысяч лет до н. э.

Холмы и обелиск в Иуну

В Нильской долине находятся и другие солнечные храмы, помимо гелиопольских. Абидос — еще одно из самых священных мест Египта с древнейших времен.

Так как храмы и их развалины в Абидосе в лучшем состоянии, чем в Гелиополе, я рассмотрю их первыми. Разные авторы дают такие противоречивые ориентации, что ни в чем нельзя быть уверенным, но возможно, что в Абидосе одна из развалин имеет амплитуду, близкую к значению в таблице для долины Нила на закате солнца в летнее солнцестояние. Если это так, то египтяне — строители храма наверняка точно понимали, что делают.

Колоссы на фиванской равнине во время половодья, ориентированные на восход солнца в зимнее солнцестояние (монолитные изваяния Аменхотепа III высотой 18 м)

В Гелиополе, о чем я вскользь намекнул, сомнений больше. Храм практически стерт с лица земли, но остатков стен теменоса сохранилось довольно много на 1844 год, когда участок изучал Лепсиус. В Карнаке, где сохранились и храм, и стены теменоса, видно, как точно стены повторяют ориентацию заключенных в них храмов, даже если на первый взгляд в них очевиднее проявляется симметрофобия. Выше я упоминал, что египтян обвиняли в неприязни к симметричным фигурам, и несимметричные фигуры в Карнаке обращают на себя внимание: в стенах ограды храма Амона-Ра два тупых угла; вокруг храма Мут тоже сохранились стены, где эта неприязнь к симметрии снова как будто выступает, поскольку один угол там тупой и один острый. Но если мы приглядимся внимательнее, в этой кажущейся неправильности обнаружится довольно явная методичность. Стена храма Амона-Ра параллельна фасаду храма и перпендикулярна его длине. Одна стена храма Мут идеально параллельна фасаду храма и перпендикулярна сфинксам. А причина того, что мы не видим прямых углов у одного конца стены, заключается в том, что стены храма Мут параллельны главной стене храма Амона-Ра. Из этого, несомненно, следует, что еще до постройки стен существовал комбинированный культ; что они стояли и приходили в упадок вместе. Дело не в том, что в одном храме хотели сделать одно, а в другом другое, но религиозный культ одного отразился в другом. Если это правда, то не было никакой неприязни к симметрии, а вполне определенная и достойная восхищения причина, почему эти стены построены именно так, а не иначе.

Теперь, когда мы знаем о стенах теменоса и храмах в Карнаке, а также, позволю себе сказать, о символизме первых, будет справедливым вывод, что даже если храмы исчезли с лица земли, стены все-таки могут нам кое-что подсказать. Стены в Гелиополе — самые необычайные из встреченных мной в Египте, как это можно видеть на соответствующей карте у Лепсиуса.

План Мемфиса (у Лепсиуса)

Стрелка на плане Лепсиуса помещена неправильно, и план вводит в заблуждение. Из наблюдений капитана Лайонса и моих собственных следует, что самый длинный холм начинается на 14° севернее точки запада и тянется до 14° южнее точки востока в пределах одного градуса; из-за холмов более точные измерения невозможны1.

Из надписей становится понятно, что храм в пределах этих холмов, от которого остался только одинокий обелиск, возведен для поклонения солнцу2.

Храм и стены теменоса в Танисе (у Лепсиуса)

Так как ориентация северного и южного фасадов обелиска 13° севернее запада, это соответствует склонению солнца +11°. Следовательно, он отмечает время, которое в современном календаре соответствует 18 апреля и 24 августа. Однако надо помнить, что храм первоначально мог быть построен для наблюдения за восходом или закатом звезды с указанным склонением, причем возможно, но не обязательно, в другое время года. Я еще вернусь к этому вопросу.

Если Масперо и великие авторитеты египтологии правы — а именно в том, что храм Иуну был основан до 4000 года до н. э., — вышеуказанные значения подводят нас к выводу, что в этом храме мы видим сооружение, ориентированное на солнце, а не солнцестояние, около 6 тысяч лет назад.

Храм и стены теменоса в Саисе (Са-эль-Хагар) (у Лепсиуса)

Это что касается двух, как известно, древнейших городов в Египте. Остается еще один город, который, как полагают, датируется более поздней эпохой, — я имею в виду Фивы. Именно там находятся самые очевидные свидетельства храмов солнцестояния.

В самом Карнаке есть несколько храмов с этой ориентацией, главный среди них — великолепный храм Амона-Ра, одно из чудес света, которому стоит посвятить отдельную главу. Здесь достаточно сказать, что амплитуда точки, на которую указывает ось великого храма Амона-Ра, — это 26° севернее точки запада, что, как мы знаем из уже приведенной таблицы, соответствует амплитуде точки захода солнца в летнее солнцестояние на широте Фив. Амплитуда точки, на которую указывает ось прилегающего малого храма, составляет 26° южнее точки востока — точное местоположение солнца на восходе в зимнее солнцестояние.

Храм около Сфинкса, вид на запад (истинный), относительно южной грани второй пирамиды (фотография Фиринга)

В этой связи надо иметь в виду, что колоссы, установленные на равнине на другом берегу реки, и связанный с ними храм также стоят лицом к месту солнечного восхода в зимнее солнцестояние.

Ниже следует перечень храмов, ориентированных на солнце в солнцестояние, которые удалось установить на данный момент:

Место и храм Амплитуда Склонение
Ю.-в. храмы Каср-Карун 27° ю.-в. −23¼

°

Карнак (O) 26½° ю.-в. −23¾

°

Мемноний (аллея сфинксов) (ориентация не на ½°) 27½° ю.-в. −24½°
Ю.-з. храмы Армант 27½° ю.-з. −24½°
С.-з. храмы Карнак (QK) 26½° с.-з. +23½°
Карнак (U) 27½° с.-з. +24½°

Как мы узнали, для того, чтобы определить момент солнцестояния или равноденствия, не требовалось больших познаний в астрономии. Самым естественным было в первую очередь отметить солнцестояние, потому что в солнцестояние можно наблюдать, как солнце день за днем уходит все дальше на север или на юг, пока не остановится. Но при наблюдении за равноденствием солнце очень быстро движется на север или юг, и потому точный момент определить гораздо труднее.

Затем мы подходим к вопросу, есть ли какие-то постройки, посвященные равноденствию, — то есть здания, ориентированные на запад и восток.

Нет отличия более разительного, чем переход от описаний и планов храмов в Абидосе, Иуну и Карнаке к тем регионам, где, по всей видимости, придерживались совершенно иного мировоззрения, что мы видим в пирамидах в Гизе, в Мемфисе, Танисе, Саисе и Бубастисе. Ориентация, как установили немецкие исследователи, со всей очевидностью показывает, что пирамиды и некоторые стены теменоса в упомянутых местах так же четко указывают на восход солнца в равноденствие, как храмы в Карнаке — на восход и закат в солнцестояние, а Сфинкс оказывается всего лишь загадочным объектом, который наблюдал за восходом солнца в равноденствие, как колоссы в фиванской долине наблюдали за восходом солнца в зимнее солнцестояние.

Более того, храмы в Гизе ориентированы не на северо-запад и юго-восток, а также точно на восток и запад, как и сами пирамиды. Мы встречаем либо храмы Осириса, указывающие на закат в равноденствие, либо храмы Исиды, указывающие на восход в равноденствие, но в обоих случаях они построены относительно пирамид. Чтобы подчеркнуть важность этой идеи, я могу сказать, что они наводят на мысль, будто здание рядом со Сфинксом на самом деле является криптой храма Исиды или Осириса. Это предположение может сместить предполагаемое время его создания примерно на тысячу лет. Считалось, что он не меньше чем на тысячу лет старше второй пирамиды; но если будет окончательно доказано, что это действительно храм Исиды или Осириса, тогда, поскольку он построен в такой же тесной связи с гранью пирамиды, как припирамидный храм с ее центром, то оба храма, скорее всего, построены одновременно с пирамидой. Как бы там ни было, важно, что, когда мы переходим от Фив и, возможно, Абидоса к мемфисским пирамидам, к Саису и Танису, мы обнаруживаем, что ориентация по солнцестоянию меняется на ориентацию по равноденствию. Происходит коренное изменение астрономической мысли.

Признаюсь, это различие произвело на меня большое впечатление; с астрономической точки зрения оно настолько грандиозно, что для его объяснения требуется практически привлечь другой народ. Я говорю это вполне обдуманно, хотя знаю, что гипотезы могут завести далеко, ведь астрономия у этих древних людей была по большому счету средством достижения практических целей. Это не было собрание абстрактных концепций или просто выражение любопытных фактов, независимо от того, использовались они в религиозных целях или нет. Целью был календарь праздничных и священных дней, если хотите, но такой календарь, который позволил бы эффективно вести сельское хозяйство.

Итак, почти невозможно предположить, что у народа, поклонявшегося солнцу в солнцестояние, год начинался не в солнцестояние. И разумеется, так же трудно поверить, что у народа, который поклонялся равноденствию, год начинался не в равноденствие. Но едва ли эти обычаи могли долго сосуществовать у одного народа в одной стране и меньше всего в долине, где солнцестояние совпадало с ежегодным наводнением.

В дальнейшем я покажу, что разлив Нила, происходивший в летнее солнцестояние, довлел не только над хозяйственной деятельностью, но также и над астрономией и религией Египта; и мне было очень интересно услышать от моего друга доктора Уоллиса Баджа, что разлив Тигра и Евфрата происходит примерно в весеннее равноденствие. Возможно, оно так же доминировало в вавилонском календаре, как и время разлива Нила в египетском. Если это так, то мы имеем важное указание на источник культа равноденствия в Гизе и других регионах, который, по всей вероятности, был привнесен извне после того, как культ неравноденствия установился в Иуну, Абидосе и, возможно, Фивах.

Примечания

1. Уже после моего возвращения из Египта капитан Лайонс любезно согласился выполнить мою просьбу и повторить наблюдения. Я привожу следующий отрывок из его письма:

«Холмы всего лишь в пределах градуса, поскольку можно определить только общее направление.

Южные развалины старой стены теменоса — маг. азимут 289½° = 19½° севернее запада.

Перпендикулярная стена теменоса — маг. азимут 189° = 71° южнее запада.

По дороге к Западному холму встречаются два холма повыше с промежутком посередине, множество обломков известняка, блоки из песчаника с именем Рамсеса II; так что я полагаю, что это место большого пилона. Он ровно напротив обелиска, на расстоянии, по моей прикидке, около 549 метров.

Участок от южного пилона до обелиска — маг. азимут 106½° = 16½° южнее востока.

От северного пилона до обелиска — маг. азимут 109½° = 19½° южнее востока.

Так что, по-моему, сохранившийся обелиск, скорее всего, северный (ср.: Horner. Phil. Trans. MDCCCLV. P. 124, 131), а ось храма имела направление по магнитному азимуту 289½° с поправкой 5½° = 284° = 14° севернее истинной западной амплитуды».

2. Аменемхет I, основатель солярного святилища, после начала грандиозного строительства (которое закончилось только при его сыне Сенусерте) молит: «Да не погибнет оно от превратностей времени, да выстоит то, что будет построено!» Это желание великого царя, дошедшее до нас на кожаном свитке, который сейчас хранится в Берлине, не исполнилось, ибо от его великолепного сооружения, построенного на века, остался один только обелиск да несколько каменных блоков, едва ли достойных упоминания. Персидского царя Камбиса несправедливо обвиняют в том, что он разрушил храм и город солнца, но город был подробно описан намного позже времени, когда жил Камбис, и храм все еще процветал; более того, многие развалины храма, с тех пор давно исчезнувшие, были описаны уже арабскими авторами. (Ebers. Egypt. P. 190)

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку