Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

http://www.degrease.ru/ лик 388 для консервации металла. Полимерные пленки с лик.

• Пожелтел серебряный браслет популярная женская бижутерия Минолита.

8. Смерть Улугбека

Улугбек любил музыку, любил стихи, любил весёлые пиршества и охоту. Он был не только знатоком и ценителем поэзии, но и сам писал стихи.

До нас дошли строки стихотворения, которое, как говорят, написано самим Улугбеком:

«Эй ты, под перстнем которого царство красоты!
Не забывайся, потому что глаз злодеев в засаде на тебя!»

Строки эти невольно припомнились мне, как только я начал главу, посвященную гибели Улугбека.

Прогрессивные мысли Улугбека, уединённые труды в обсерватории, а главное, предпочтение, оказываемое Улугбеком учёным перед шейхами, восстановили против Улугбека духовенство.

Шейхи не раз пытались образумить мирзу Улугбека. Они ставили ему в пример благочестие его отца Шахруха. Но Улугбек, уверенный в силе человеческого разума, осмеливался вслух высказывать свои затаённые мысли:

«Религии рассеиваются, как туман. Царства разрушаются, но труды учёных остаются на вечные времена».

Немногие друзья сочувственно кивали головами в ответ на слова правителя Маверранахра и с гордостью повторяли:

«Труды учёных людей — на вечные времена».

Но шейхи и муллы ужасались кощунственным словам тимурова внука.

«Он безумен, — злобно шептали они. — Религии он сравнивает с туманом? Туман рассеивается. Он предрекает конец ислама? Он говорит, что царства... Да, его царству надо положить конец!»

Улугбеку был противен этот злобный шепот. Он отвернулся от шейхов, ненавистников науки.

А шейхи нашли опору в старшем сыне Улугбека. Они знали, что Улугбек не ладил с Лбдал-Ляти-фом. Они знали, что Улугбек бывал несправедлив к Абдал-Лятифу. Они знали, что Абдал-Лятиф ненавидел своего младшего брата Абдал-Азиза. Слышали они и о том, что между Улугбеком и Абдал-Лятифом были ссоры.

Шейхи окружают Абдал-Лятифа. Они нашёптывают ему об отступничестве Улугбека от строгих правил ислама. Они внушают Абдал-Лятифу, что ему надлежит быть орудием праведной религии — всемогущего ислама.

Все враги Улугбека сходятся к Абдал-Лятифу. Среди них Аббас «из рода сулдузов», отец которого казнён по приказу Улугбека. Аббас страстно желает отомстить Улугбеку за смерть отца... Шейхи благословляют тех, кто, по их словам, готов встать на защиту религии.

С годами усиливалась вражда между отцом и сыном. Абдал-Лятиф хранил свои сокровища в цитадели Ихтиар, а Улугбек завладел этими сокровищами. Абдал-Лятиф пользовался почестями при Шахрухе в Герате, как старший внук, а Улугбек отнял у него эти почести. Войска Улугбека в хорасанском походе одержали победу благодаря хитрому маневру Абдал-Лятифа, но Улугбек велел разослать грамоты о победе от имени своего любимца младшего сына Абдал-Азиза.

Это привело к тому, что Абдал-Лятиф открыто восстал против отца, опираясь на часть войска. Между Улугбеком и Абдал-Лятифом вспыхнула открытая война.

Два войска стояли на разных берегах Аму-Дарьи целых три месяца. Небольшие отряды Абдал-Лятифа не без успеха переправлялись через реку и нападали на войско Улугбека. Улугбек был при войске. В Самарканде оставался Абдал-Азиз. Но беспутный Абдал-Азиз был несправедливым и неосторожным правителем. В Самарканде вспыхнуло возмущение. Улугбек увёл свое войско с берегов Аму-Дарьи и подавил это возмущение. Абдал-Лятиф тем временем переправился через Аму-Дарью, занял Термез, Шахризябс и двинулся на Самарканд.

Улугбек, захватив с собою непутёвого Абдал-Азиза, выступил против мятежного сына.

В окрестностях Самарканда (у кишлака Демишке) войско Улугбека было разбито. Он бежал с Абдал-Азизом к столице. Но наместник Улугбека, уверенный в победе Абдал-Лятифа, не впустил государя в крепость. Улугбек и Абдал-Азиз поскакали на север. Но и там Улугбеку и его сыну отказали в помощи и даже пытались схватить их и выдать Абдал-Лятифу.

Тогда Улугбек принял решение: добровольно отдаться в руки сына-победителя.

Улугбек рассчитывал на позволение остаться в Самарканде и посвятить остаток дней занятиям в обсерватории. Звёздные таблицы были только что закончены. Но так много ещё предстояло сделать астрономам.

Улугбек предстал перед Абдал-Лятифом. Сын-победитель обвинял Улугбека в ряде несправедливостей и жестокостей. Улугбек мечтал о продолжении своих научных занятий, но ему было предложено совершить хадж, т. е. паломничество в священный для мусульман город Мекку.

Улугбек должен был подчиниться решению Абдал-Лятифа.

Сопровождать Улугбека назначен был бывавший в Мекке хаджи Мухаммед Хусрой. Улугбек поспешно собрался в путь и дня через три после первой встречи с сыном выехал в Мекку.

Улугбек мог надеяться, что, совершив хадж, он возвратится в Самарканд и вместе с верным Али-Кушчи целиком посвятит остаток своей жизни изучению тайн Вселенной.

Он и не подозревал, что ещё накануне в Самарканде состоялся тайный суд над ним и шейхи выдали разрешительную фетву на лишение жизни Улугбека, отступившего от строгих правил ислама. Эту разрешительную «фетву на убийство» низложенного правителя передали в руки Аббасу из рода сулдузов.

В одном из ближайших кишлаков путников нагнал гонец и объявил Улугбеку:

«Именем нового хана повелевается тебе, мирза Улугбек, остановить своего коня. Не подобает тебе, внуку Тимура, совершать хадж в таком скромном окружении. Ты не тронешься дальше, покуда не закончатся приготовления к твоему далёкому путешествию. Твоё путешествие должно вызвать одобрение всех таджиков и тюрков».

Улугбеку оставалось одно: не противиться воле нового хана.

Вскоре прискакал Аббас, который просил, как милости, поручить ему обязанности палача.

Никто из сопровождавших нукеров не вступился за своего бывшего повелителя. Когда великого звездочёта связали и повели на двор, Улугбек поднял глаза к небу.

Аббас взмахнул мечом и с силою опустил его. Тело Улугбека скатилось в арык.

Хаджи Мухаммеду и нукерам Улугбека приказано было возвратиться в столицу.

Это произошло 27 октября 1449 года (десятого рамазана 853 года гиджры).

Так сошел в могилу один из выдающихся тимуридов, блестящий представитель средневековой культуры Средней Азии.

Его научная деятельность не должна, однако, заслонять от нас образ характерного представителя феодальной эпохи со всеми его слабостями. Типичный сын своего времени, Улугбек своеобразно сочетал занятия наукой с обычным времяпрепровождением средневекового властителя — разгульными пирами, охотой, участием в междоусобных распрях, которыми была так изобильна эпоха, в которую он жил. Не чужд он был и корыстолюбия. В этом отношении Улугбек мало чем отличался от своих современников, выходцев из среды чагатайской знати — аристократической верхушки господствующего класса феодального Маверранахра.

Абдал-Лятиф лишь на полгода пережил своего отца. Он был убит весной 1450 года.

После смерти Абдал-Лятифа тело Улугбека с почестями было перенесено в мавзолей Гур-Эмир. Там, рядом с могилами его деда Тимура и отца Шахруха, находится и доныне могила Улугбека, эмира-учёного. Слова надписи на сером надгробии до сих пор проклинают Абдал-Лятифа, отцеубийцу.

Имело ли место в прошлом злодейское убийство учёного-астронома, сына Шахруха, внука Тимура? Быть может, всё это выдумано и принято на веру историками, писавшими о событиях, происходивших задолго до того, как они взялись за свой труд?

Советские учёные накануне войны решили проверить свидетельства древних историков и мемуаристов об обстоятельствах смерти Улугбека. Была образована особая комиссия Академии наук Узбекской ССР. В присутствии комиссии в мавзолее Гур-Эмир были вскрыты гробницы Тимура, его сына Шахруха и внука Улугбека.

Вот как описывает момент вскрытия гробницы Улугбека корреспондент газеты «Известия»:

«В напряжённой тишине склепа медленно отделяется от земли огромная надгробная плита. Показались края каменного гроба. Проходят минуты, и открывается большой каменный саркофаг из светлосерого мрамора. На дне его покоятся останки великого учёного.

Скелет, обёрнутый в истлевшую ткань, хорошо сохранился. На отдельных кусочках ткани, пролежавших в саркофаге 492 года, можно даже различить рисунок: какие-то мелкие квадратики».

Археологи и анатомы установили, что череп отделён от позвоночника. Вскрытие саркофага Улугбека подтвердило рассказ историков: великий учёный XV века был злодейски обезглавлен1.

Примечания

1. Портрет Улугбека на фронтисписе сделан художником в соответствии с данными скульптора-антрополога Герасимова, по лученными на основании изучения черепа Улугбека.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку