Античность (V век до н.э. — IV век)
Ок. 470 г. до н.э. — падение огромного метеорита у р. Эгос (Козья) (Фракия), объясненного Анаксагором как кусок, оторвавшийся от раскаленного Солнца.
V в. до н.э. — Анаксагор: учение о бесчисленном множестве «элементов» бытия — элементарных качеств, о развитии всего под действием направляющего принципа «Нус» (букв. — Ум) и двух противоположных сил — разделяющей (вращение) и «стремления подобного к подобному», Вселенную считал единственной, возникшей в виде гигантского вихря, внезапно зародившегося в неподвижной вначале среде и постепенно замедлившегося, небесные светила — оторвавшимися при вращении молодой Земли кусками скал, допускал обитаемость Луны; Филолай Кротонский: первое обнародование пифагорейской системы мира; Левкипп: учение о беспредельной и закономерно развивающейся Вселенной, состоящей из пустоты и множества разновидных телец (Др. Греция).
V в. до н.э., вторая пол. — первое в Европе измерение наклона эклиптики к экватору (Энопид Хиосский, — Др. Греция).
Конец V — нач. IV в. до н.э. — атомизм Демокрита как развитие учения Левкиппа (дискретно не только вещество, но и пространство); первое утверждение, что Млечный Путь — скопище звезд; идея сосуществующих одновременно, различных по размерам, структуре и возрасту вселенных; Платон: основы теоретического познания природы (в том числе движения небесных тел), идея мирового эфира, конечной, единственной, но не вечной Вселенной (само время возникает вместе с Вселенной).
60-е гг. IV в. до н.э. — Евдокс Книдский: первая математическая геоцентрическая модель мира (27 гомоцентрических сфер, вращающихся вокруг различных осей), первая попытка объяснить петлеобразное движение планет, первый сохранившийся результат измерения е (24°) и первый звездный каталог (Др. Греция).
Ок. 355 г. до н.э. — звездный каталог (ок. 800 звезд, — Гань Гун и Ши Шэнь, — Китай).
Ок. 350г. до н.э. — Гераклид Понтийский; идея суточного вращения Земли и описание гео-гелиоцентрической системы мира («египетская») — все светила обращаются вокруг Земли, а Меркурий и Венера еще и вокруг Солнца (Др. Греция).
IV в. до н.э. — разделение эклиптики на 12 созвездий (12 равных участков— «знаков Зодиака», важных в астрологии и календарной астрономии); введение эклиптической долготы; измерение сидерического периода Юпитера (12 лет, — Вавилон); введение 7-дневной недели с планетными названиями дней; лунно-солнечный цикл Каллиппа (Др. Греция).
332 г. до н.э. — основание Александрийского Музеума с книгохранилищами и обсерваторией.
30—20-е гг. IV в. до н.э. — Аристотель: создание первой логически и физически обоснованной универсальной системы природы и космологической концепции единственной, замкнутой, конечной и вечной Вселенной; развитие системы мира Евдокса — Каллиппа (увеличение числа гомоцентрических сфер с 34 до 56).
301 г. до н.э. — первая запись о солнечных пятнах (Китай).
Ок. 300 г. до н.э. — теория основных небесных кругов и координат (эклиптических и экваториальных) — «сферика» (Евклид, «Явления»).
Рубеж IV—III вв. до н.э. — идея наполненности космического пространства особой средой (пневма), находящейся в состоянии натяжения и направляющей развитие вещей (Зенон Китийский, Др. Греция); учение о единстве мира, его бесконечности в пространстве и во времени (Куэй Ши и Гунсунь, — Китай).
Ок. 280 г. до н.э. — первый звездный каталог с указанием координат (эклиптических) (Аристилл и Тимохарис, Александрийская школа).
Ок. 270 г. до н.э. — поэма Арата «Явления» (описание созвездий по Евдоксу).
Ок._265 г. до н.э. — Аристарх Самосский (Александрия): первая гелиоцентрическая систематика, измерение расстояния до Солнца и до Луны и оценка их размеров, утверждение «бесконечно большой» удаленности звезд (чем объяснена ненаблюдаемость звездных параллаксов).
Ок. 264 г. до н.э. — введение летосчисления по олимпиадам (Др. Греция, действовало до 394 г. н. э.).
III в. до н.э. — начало употребления солнечных и водяных часов, изобретение компаса (Китай).
Сер. III в. до н.э. — Сунь-цзы, основатель материалистического направления в конфуцианстве (Китай): теория материальной Вселенной, развивающейся по естественным законам; Архимед: первое весьма точное измерение углового диаметра Солнца, сооружение наиболее древнего известного небесного глобуса, первая умозрительная математическая оценка размеров Вселенной.
240 г. до н.э. — первое «градусное» измерение окружности Земли ,(252 тыс. стадиев, или 404-46 тыс. км) и уточнение ε (23°5Г) (Эратосфен, Александрия).
238 г. до н.э. — первая (неудачная) попытка введения високосных годов (Птолемей III Эвергет, «Канопский декрет», Александрия).
Ок. 250—230 г. до н.э. — теория конических сечений, эпициклическая теория неравномерного периодического движения (Аполлоний Пергский, Александрия).
164 г. до н.э. — наиболее ранняя запись о наблюдении кометы (Галлея) в Вавилоне.
II в. до н.э. — учение «санкхья» (рациональное) и «локаята» (от «лока» — материя): материальность Вселенной и (по санкхье) саморазвитие материи из непроявленной формы (авьякта) в мир вещей (вьякта); идея рождения Вселенной «из пустоты» («жизненного»,, т. е. саморазвивающегося мирового эфира. — Лю Ань, Китай).
Ок. 150 г. до н.э. — открытие связи приливов и отливов с положением Луны на небе, защита идеи движения Земли (Селевк из эллинистической Селевкии).
150—123 г. до н.э. — Гиппарх: открытие прецессии, первая теория движения Солнца и Луны, каталог ок. 850 звезд с разделением на 6 классов по блеску, наблюдение Новой 134 года (Др. Греция).
104 г. до н.э. — первая календарная реформа и уточнение длины тропического года (365,2502) и синодического месяца (29,5311) (Китай).
1 в. до н.э. — весьма точное измерение синодических периодов Марса, Юпитера и Сатурна (Китай); поэма «О природе вещей» Лукреция Кара;
45.1.1 до н.э.— введение в Римской империи юлианского солнечного календаря (проект Созигена, Александрия) с високосными годами.
Начало нашей эры
I в. — очень точное измерение аномалистического месяца (27,55336. — Лю Хун, Китай); соч. Ван Чуня «Критические рассуждения»: материалистическое учение о возникновении Вселенной из вечно существующей тонкой первичной материальной субстанции «ци» в силу принципа «дао» как самодвижения и саморазвития материи; Вселенная беспредельна, вечна и неизменна в целом (Китай); первый универсальный инструмент — прообраз теодолита и секстанта (описан Героном Александрийским).
I в. — идея космической природы комет (Сенека Мл., Рим).
Конец I—II вв. — разделение неба на 124 созвездия; водяные часы для приведения во вращение глобусов, теория и изготовление армиллярных сфер с разделением кругов на Э65 1/4 частей — «китайские градусы» (Чжан Хэн).
Нач. II в. — вывод о сходстве Земли и Луны на основании опытов с отражением света различными поверхностями (Плутарх, Рим).
Ок. 140 г. — Птолемей (Александрия): создание первой универсальной математической теории движения планет, Солнца и Луны на основе физики Аристотеля, принципа геоцентризма и теории эпициклического движения, дополненной собственной идеей экванта; дополнение каталога Гиппарха до 1025 звезд и разделение неба на 48 созвездий; изобретение новых астрономических инструментов — трикветрума (более позднее название) и астролябона (термин Птолемея).
II в. — первые сочинения о полетах на Луну, Солнце и звезды (Лукиан Самосатский, Рим: «Истинная история», «Икароменипп»); наиболее ранние сохранившиеся памятники астрономической деятельности майя.
II—III вв.— начало выступлений христиан против эллинистической науки (Тертуллиан, Рим).
Ранее III в. — космологическая теория «сюанье» — о безграничности Вселенной, движении Земли (незаметного из-за движения вместе с ней наблюдателя, — Китай).
Первые века н. э. — создание астрономических трактатов — «сиддхант» (Индия).
III в. — попытки согласовать древнегреческую эллинистическую натурфилософию с Библией: защита концепции множественности населенных миров и самих вселенных на основе идей всемогущества Бога (Ориген, Римская империя).
311 г. — утверждение христианства как государственной религии Рима.
|