Материалы по истории астрономии

Глава 20. Персонификация звезд (продолжение): храм Хатхор в Дендере

В главе 17 я цитировал надписи о том, как прокладывали ось храма Хатхор в Дендере. Вспомним, что фараон, натягивая веревку, глядел на ак в созвездии Бедра. Кроме того, из предыдущей главы мы знаем, что амплитуда оси храма составляет 71½° севернее точки востока.

На следующей странице приведена копия плана Био со значениями ориентации.

Я показал, что храм Исиды был направлен на Сириус. Теперь попытаемся найти звезду, к которой также мог быть направлен храм Хатхор.

Понятно, что такое исследование очень затруднено из-за неопределенного времени закладки первого фундамента и неопределенного характера доступной информации. Хотя в храме Хатхор мы встречаемся со всеми этими трудностями, есть, однако, много храмов, совершенно от них свободных. У многих египетских храмов неизвестно даже божество, которому в них поклонялись. Для многих храмов нет никаких данных о наблюдениях, они не были должным образом измерены — то есть мы не знаем точно, в каком направлении они показывают и каковы их амплитуды; а кроме того, мы не знаем ничего о горизонте при строительстве храма, чтобы сделать необходимые поправки на высоту холмов.

Ориентация храма Хатхор в Дендере (Био) (также изображен храм Осириса на крыше в более крупном масштабе)

Исходя из этого, я теперь вернусь к тому, что известно о храме Хатхор, и рассмотрю, что можно выяснить по нему ввиду того, что звездой, к которой он направлен, была либо центральная, либо главная точка современного созвездия Большой Медведицы, то есть его ярчайшая звезда, и что веревка была натянута к звезде на горизонте.

Возникает первый вопрос: была ли какая-то причина выбрать в качестве ориентира в некий момент времени δ, центральную звезду Большой Медведицы, или α, ярчайшую звезду? Была ли причина придавать какой-то особый священный смысл той или другой звезде? В случае δ, конечно, нет, в силу ее величины, ведь Дубхе рядом с ней гораздо ярче; а в случае обеих δ и α, возможно, тоже нет из-за времени их гелиакического восхода. Так, идя по этой линии, мы оказываемся в тупике; но если мы внимательнее рассмотрим вопрос, то обнаружим замечательный факт: в три далеко отстоящих друг от друга момента времени звезды α Лиры, α Большой Медведицы и γ Дракона были самыми яркими звездами, ближайшими к северному полюсу, а их склонения были таковы, что α Лиры была видна в один из этих моментов, α Большой Медведицы в другой, а γ Дракона в третий — причем все восходили примерно с одной и той же амплитудой далеко на севере.

В главе 18 я показал, что один из фиванских храмов, а может быть, и целая их серия, был направлен к γ Дракона. Тогда, продолжая изучение, можно прийти к интересным выводам. Возможно, это может объяснить, из-за чего в одном случае мы встречаем четкое утверждение об ак Большой Медведицы, а в другом довольно уверенную ориентацию на γ Дракона.

Во-первых, надо иметь в виду, что когда звезда околополярная — то есть незаходящая, — никакой храм не может быть направлен на ее восход. Итак, при условии, что ак — ярчайшая звезда (а, как я говорил в главе 17, она также могла быть и центральной в старом созвездии, потому что мы не знаем его границ), то речь идет об α Большой Медведицы, которую арабы назвали Дубхе.

Широта Дендеры чуть больше 26°, поэтому все звезды на меньшем расстоянии от полюса — или, иными словами, все звезды с северным склонением больше (90° − 26°) = 64° — будут околополярными. Итак, склонение Дубхе было больше 64° между 4000 годом до н. э. и 1500 годом н. э. (пренебрежем рефракцией и холмами); поэтому если есть доля истины в рассказе о ритуале закладки фундамента, то храм не мог быть основан в этот период времени.

Но что нам говорят об этом храме письменные источники? Мы знаем, что то сооружение, которое мы видим сейчас, возведено при последних Птолемеях и первых римских императорах, и я уже показал, что в этот период Большая Медведица (прежде Бедро) никогда не восходила, она была околополярным созвездием.

Также известно, что здесь был храм во времена Тутмоса III и даже раньше, в древнейшие времена египетской истории. Фараон Пепи из VI династии (около 3233 до н. э.) изображается повсюду в криптах.

Но и это еще не все свидетельства в пользу большой древности. В одной из крипт (№ 9), по Эберсу и Дюмихену, упоминаются более ранние планы храма. Одна надпись утверждает, что великий план (сенти) Иунет (Дендеры) найден на старинных кожаных свитках времен спутников Хора (солнцепоклонников), каковые свитки сохранялись в стенах храма в правление Пепи. Другая надпись идет еще дальше и упоминает реставрацию храма, произведенную Тутмосом III (около 1600 до н. э.), до состояния, в котором он описывается в древних летописях времени фараона Хуфу (Хеопса) из IV династии (около 3733 до н. э.). Если сколько-нибудь доверять этой надписи, мне кажется, что она подразумевает еще большую древность. У египтян было бы еще больше причин описывать древнюю часовню, чем совершенно новую.

Еще одна надпись гласит: «Царь Тутмос III велел возвести это сооружение в память о своей матери, богине Хатхор, Владычицы Иунет (Дендеры), оке Солнца, небесной царице богов. План был найден в городе Иунет, на старинном рисунке на кожаном свитке времен Хор-шесу: он найден внутри кирпичной стены на южной стороне храма в правление царя Пепи»1.

Но давайте посмотрим, что можно выяснить о времени по самому храму, принимая утверждение о закладке фундамента.

Чтобы установить примерную дату, мы находим, что амплитуда 71½° севернее точки востока на широте Дендеры дает склонение +57¾°, +58¾° с поправкой на рефракцию при высоте холмов 1° и +59¾° при высоте холмов 2°, что близко к действительности.

У Дубхе склонение составляло +60° в 5000 году до н. э.

Если я прав, предполагая, что слово «ак» относится к α Большой Медведицы, то мы находим близкое соответствие между астрономической ориентацией, четким указанием на звезду, использовавшуюся в ритуале, надписями в криптах, говорящими о Хеопсе как о древнейшем историческом лице, который описывает здание, и Хор-шесу как строителях первоначального здания. По мнению большинства ученых, 5000 год до н. э. относится к эпохе Хор-шесу, еще до Менеса.

Должен признаться, что это обоснование кажется мне очень примечательным, и, я полагаю, все согласятся, что требуются дальнейшие наблюдения на месте, чтобы пойти дальше первого приближения.

Итак, с этим мы разобрались. Если взять историю в том виде, в каком она предстает перед нами, и постараться разобрать сделанные утверждения, то оказывается, что храм при своем основании указывал на восход Дубхе до того, как она стала околополярной, и что в те времена звезду олицетворяла Хатхор.

Затем мы можем допустить возможность, что если храм, посвященный Исиде, ориентирован на Сириус, то храм, посвященный Хатхор, ориентирован на Дубхе.

Из вышесказанного очевидно, что если культ Хатхор вообще существовал и если он был как-то связан с наблюдениями за звездой, восходящей рядом с северной точкой горизонта, то когда α Большой Медведицы стала околополярной, жрецам пришлось выбрать новую звезду. Это первый момент.

Как я уже говорил, α Большой Медведицы стала околополярной в Дендере около 4000 года до н. э. Теперь я могу прибавить, что γ Дракона перестала быть околополярной около 5000 года до н. э. Они имели одно и то же склонение (+62°) и одну и ту же амплитуду (78°) около 4400 года до н. э.

На плане Мариета присутствует второй храм, ориентированный на 6° севернее точки востока, и, возможно, у нас есть основания вместо 6° взять 9°, так как у Мариета азимут большого храма отличается от азимута Био и моего на 3°.

Соответствующее склонение +63°, то есть склонение Дубхе в 4200 году до н. э. и γ Дракона в 4300 году до н. э. Поэтому храм вполне могли построить, когда обе звезды имели одинаковую амплитуду, а видимая разница в 100 лет происходит из-за неточности доступных способов расчета.

Значит, второй момент следующий: когда Дубхе, которая была ярчайшей звездой, которая садилась и вставала в районе полюса, стала околополярной, γ Дракона, перестав быть околополярной, стала удовлетворять этим условиям; астрономически она стала естественным преемником α Большой Медведицы.

Как я говорил выше, существует возможность, что храм, когда-то ориентированный на определенную звезду, но переставший действовать вследствие эффектов прецессии, позднее использовался для наблюдения за другой звездой, когда в результате того же прецессионного движения другая яркая звезда вышла на нужную амплитуду восхода.

Это соображение сразу же подводит нас к третьему моменту, а именно что после того, как Дубхе стала околополярной, храм Хатхор в Дендере стал бесполезен — у него не осталось звезды для наблюдения, — пока не нашлась новая звезда.

Итак, предположим, что это правда и что естественный преемник звезды был найден. На основании вышеописанных расчетов, мы приблизительно, так как окончательные данные пока недоступны, приходим к склонению +59¾°. Это соответствует склонению γ Дракона около 3500 года до н. э. при высоте холмов 2°, которую я полагаю слишком большой; или около 3300 года до н. э. при высоте холмов 1½°.

В данном случае ориентация соответствует γ Дракона в исторический период, но она также соответствует Дубхе во времена Хор-шесу, загадочных спутников Хора, солнцепоклонников, до начала исторического периода.

Сейчас вернемся к надписям. Мы видим, что фараон Пепи снова и снова изображается в криптах и, что еще важнее, план храма на кожаном свитке, датируемый временем Хор-шесу, на самом деле был заложен в стену храма в правление того же фараона во время церемоний при реставрации или закладке нового краеугольного камня, как иногда делается до сих пор.

Итак, время Пепи, согласно египтологам, 3200 год до н. э., разница в сто лет происходит из-за приблизительности расчетов.

Следовательно, в правление Пепи была проделана очень важная работа. Ак созвездия Бедра уже не использовался, но нашлась новая звезда. Хатхор была восстановлена в правах. Быть может, только жрецы знали, что звезда поменялась.

Значит, если допустить, что надписи совершенно верны (а я, со своей стороны, все больше и больше доверяю старинным надписям) и что Хеопс лишь описал часовню, основанную Хор-шесу, то храм Хатхор уносит нас примерно к 5000 году до н. э. Мой друг доктор Уоллис Бадж высказал догадку, что местонахождение Дендеры как конечного пункта на пути от Красного моря — до которого скоро снова можно будет доехать на поезде от Кены до Эль-Кусейра! — сделало бы ее одним из важнейших городов древнего Египта.

Важно отметить, что уже очень рано перевозки между Нильской долиной и Красным морем, а оттуда, вероятно, в Аравию и Южную Африку, процветали и доросли до совсем не малого торгового оборота.

По Эберсу2, «старейшая и знаменитейшая из этих дорог — та, что вела из Коптоса (Кена, Дендера) к Красному морю через долину, которая сейчас называется Вади-Хаммамат, а древние египтяне звали ее Рохану. Это был оживленный путь, по которому шли не только торговые караваны, но иногда и каменщики, и солдаты, чтобы добыть ценный строительный камень из твердых скал, которые здесь изобилуют, и изготовить огромные монолиты, которые обрабатывались на месте, а затем доставлялись к резиденции фараонов. В этих горах встречается вид необыкновенно красивого алебастра медово-желтого или белоснежного цвета». Еще одна дорога вела из Эсны или Эдфу к древнему порту Береника. В дальнейшем мы увидим, что в храме в Редезии на этой дороге поклонялись тем же божествам, что и в дендерском.

Если вышеупомянутые результаты подтвердятся, мы получим четкое указание на то, что при перестройке храма во времена Пепи, Тутмоса III и Птолемеев первоначальная ориентация здания не изменилась и что в рассказе о ритуалах мы имеем дело с закладкой первого камня в фундамент и с первым планом.

Так или иначе, нужно иметь в виду, что серия храмов с высокими северными (и южными) амплитудами в Дендере, Фивах и, может быть, других местах почти наверняка основана еще до того, как гелиакический восход Сириуса около летнего солнцестояния стал главным событием года, которого ждали и жрецы, и астрономы — если только все астрономы не были жрецами, — и земледельцы. Теперь из расчетов Био мы знаем, что это стало возможно около 3285 года до н. э. и что Сириус — хотя, как сообщает профессор Масперо, и не его гелиакический восход, — упоминается в надписях в эпоху пирамид.

Дальнейшее исследование может показать, что эти храмы были связаны с возвещением восхода солнца в течение всего года, а храмы Сириуса ограничивались только первым днем нового года.

Примечания

1. Brugsch. Egypt. S. 189.

2. Ebers. Egypt. P. 335.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку