Материалы по истории астрономии

Глава 36. Общие выводы о северном и южном народах

Пора подвести итог тому, что мы узнали о строителях северных и южных храмов, в том числе и тех, кто построил пирамиды.

Для этого мы должны разобраться не только в зданиях, но и в соответствующей мифологии или, скорее, в ее астрономической части, ведь в древнейшие времена, пока знание не заменило воображение или не стало управлять, в мифологическом смысле все было взаимосвязано. Именно поэтому доверять генеалогиям — все равно что строить на песке. Никто не будет спорить, что отцовство и сыновство в древней мифологии подразумевали нечто совсем отличное от точного смысла этих слов сегодня; есть также свидетельства того, что многие из абсолютных противоречий и непримиримых утверждений зависят от точки зрения, с которой делаются эти мифологические утверждения.

Но когда астрономия помогает выбрать точку зрения, утверждения мифологии и даже генеалогии становятся гораздо яснее и понятнее, и противоречия в основном исчезают; возникает впечатление, что генеалогии полностью никогда не обсуждались, и потому считалось само собой разумеющимся, что бог был отцом своей собственной матери или что у него вовсе не было отца.

Так, в одном смысле Ра — отец всех богов; но в другом смысле Птах создатель яйца солнца, потому что закат Капеллы предвещал восход в некое время года; а Исида — мать Хора, потому что Факт = α Голубя, Серкет = α Центавра, Мут = γ Дракона, и другие звезды (Исида) выступали в той же роли; тогда как в другой связи Исида — сестра Осириса и поэтому мать Хора. Но здесь отношения зависят от связи луны и звезды в утреннем небе. Я лишь выдвигаю предположения, а подобные варианты можно плодить до бесконечности.

Но хотя это доказывает, что генеалогии можно придумывать без конца и без особой пользы, мы понимаем, что изучение связи мифологических персонажей с отдельными астрономическими объектами со временем может оказать большую помощь в подобных исследованиях и в конечном счете позволит нам снять покров тайны, под которым умышленно и отчасти таким способом были скрыты эти древние идеи.

Мы, несомненно, получили доказательства того, что древнейшие герои мифов тесно связаны либо с солнцем в какой-то момент года, либо с луной, либо с закатом и восходом той или иной звезды. Поэтому на основе данных, которые дают нам храмы, мы можем разделить божества на северных и южных.

Северные боги и богини

Бог Богиня
Птах = Капелла, апрельское солнце (1) Баст-Исида = α Большой Медведицы
Анубис = северные созвездия Таурт-Исида = α Большой Медведицы
γ Дракона
Мин = майское солнце (2) Менат-Исида Спика
Осеннее солнце Серкет-Исида Антарес
Весеннее солнце Нейт-Исида Плеяды

Южные боги и богини

Осирис = бог луны
Хнум = бог солнца, осеннее равноденствие
Хонсу = Канопус, осеннее равноденствие, предвозвестник
Западный горизонт за ним Серкет = α Центавра
восточный горизонт
Амон-Ра Соединенный бог севера и юга, появившийся около 3700 года до н. э. Техи-Исида Факт (1)
Амаунет-Исида
Сириус (2)
Хатхор-Исида

Упрочение Амона-Ра ясно свидетельствует о переменах, которые должны были случиться в ранних цивилизациях, когда изменилось начало года. Я думаю, нет сомнений, что Хнум был первым солнечным богом Южного Египта; одних фиванских криосфинксов достаточно, чтобы это доказать1; и если это так, то получается, что южные народы пришли из тех районов, где осеннее равноденствие отмечало самое важное в смысле сельскохозяйственных работ время года. И этот год должен был в конце концов уступить место году, начинавшемуся в летнее солнцестояние, как и произошло, по нашим данным, около 3700 лет до н. э.

Выше я указал Осириса как бога луны. Существует много надписей, аналогичных этой: «Salute a te, Hesiri, il Signore dell'eternità. Quando tu sei in Cielo, tu apparisci come sole, e tu rinnuovi la tua forma come Luna»2.

Еще нужно иметь в виду, что замысловатый головной убор с козьими рогами присутствует на изображениях Тота, Хнума и Осириса3.

Позднее он, безусловно, стал солнечным богом, но это должно было случиться, если пришельцы с юга сначала поклонялись луне.

Далее, если даже в поздние времена он олицетворял и солнце и луну, как, разумеется, оно и было на самом деле, то маловероятно, что это было так с самого начала. Все его особые знаки говорят о нем как о боге луны; в мифе Исиды и Осириса он определенно предстает как бог луны, так как его разрубают на 14 частей, то есть 14 дней убывающей луны.

Итак, нетрудно понять, как лунный бог эволюционировал в солнечного. Однако противоположное практически немыслимо; к тому же мы знаем, что в Египте этого не случилось; солнечные атрибуты со временем закрепились. Календарь, как мы видели, свидетельствующий о том, что в начале год состоял из 360 дней, тоже говорит в пользу существования в древности культа луны и, значит, лунного божества.

Далее, если мы все это принимаем, миф о Хоре становится законченным историческим утверждением, которое, как уже было показано, отчасти бесспорно связано с астрономическими феноменами. Здесь стоит процитировать, что об этом говорит Навилль. Очевидно, что он разделяет мое мнение4.

«La 363me année de son règne, le dieu part avec son fils pour l'Égypte. Voilà donc une date précise de l'un de ces rois qui, selon les traditions égyptiennes, avaient occupé le trône de l'Égypte avant les souverains indigènes. Cette année-là, Horhut chassé Typhon de l'Égypte, et s'établit en roi sur tout le pays. Cela concorderait donc avec ce que nous disent Manéthon et Eusèbe, que, dans la premiére dynastie des dieux, Typhon précéda immédiatement Horus. La succession se serait faite par droit de conquête.

Horus a avec lui des compagnons qui sont nommés partout ses suivants: les Schesou Hor. M. de Rougé a déjà fait remarquer que, dans plusieurs inscriptions, ces hommes sont considérés comme les habitants primitifs de l'Égypte, les contemporains des dynasties divines. Ce sont ces Mesennou dont il a déjà été question dans la série précédente. Le rôle qu'ils jouent dans ce récit montre, plus clairement encore, que l'époque dont il s'agit est la fin des temps mythologiques auxquels Ména devait succéder. C'est une tradition relative aux événements qui ne doivent avoir précédé que de peu les temps historiques.

Крылатый солнечный диск

Horhut monte dans la barque de son père, qui le suit pendant toute l'expédition, et lui donne son appui et ses conseils. Les dieux poursuivent Typhon tout le long du fleuve; Horhut livre plusieurs batailles dans des lieux qui recevront des noms propres à rappeler ses exploits, et qui seront plus particulièrement voué à son culte. C'est é Edfou qu'ont lieu les premiers combats, puis dans le 16me nome de la Haute-Égypte. Le nome de Mert, celui du Fayoum et du lac Moeris, est le théatre de plusieurs épisodes de la lutte. C'est dans la ville de Sutenchenen, appelée ici Nanrutef, un sanctuaire important d'Osiris, que s'établissent les Schesou Hor. Enfin, lorsque Set a été chassé du nome de Chent-ab, le 14me de la Basse-Égypte, le pays est délivré, et la royauté est assurée à Horhut. Son père, qui, à chaque nouvelle victoire, lui a décerné quelque honneur special, lui accorde d'être représenté sous la forme du disque ailé, ou du scarabée, sur tous les temples de la Haute et de la Basse-Égypte. Horus devient le seigneur des deux régions, s'assied dans un sanctuaire où il est adoré comme Horchuti, avec qui il finit par se confondre.

Telle est cette seconde légende, bien mieux caractérisée que la première, car elle est rattachée a des localités connues et a une époque déterminée. Elle me semble même assez claire pour qu'on puisse y voir une tradition, qui aurait à sa base un fait historique. Set est un dieu bien connu dans l'histoire d'Égypte; c'est le dieu des ennemis, et particulièrement des populations sémitiques, qui conquirent une fois le pays et le mirent souvent en danger. Si nous considérons qu'il est chassé par Horus, le dieu qui lui a succédé dans la royauté, et par les habitants primitifs du pays a un moment donné des annales divines, n'est-il pas naturel d'expliquer ce mythe par une guerre entre les Égyptiens venus de Nubie, et les Sémites qui auraient été chassés du pays; soit que cette guerre soit plus ancienne que les temps historiques, soit que, venue plus tard, elle ait passé dans le domaine de l'histoire légendaire? Les textes relatifs aux dynasties divines sont encore trop rares pour que nous puissions pousser très-loin ces recherches. Le temple d'Edfou nous fournira peut-être un jour de nouvelles indications sur ces époques préhistoriques, et sur l'origine si mysterieuse de la civilisation de l'Égypte»5.

В другом отрывке Навилль замечает: «Typhon n'est pas simplement le dieu du mal, l'adversaire personnel d'Osiris, c'est un souverain qui occupe avec ses alliés la plus grande partie de l'Égypte depuis Edfou jusqu'à l'Orient du Delta»6.

Я высказал предположение (с. 162), что Хор, убивающий Сета в виде бегемота, — это отсыл ко времени до 5000 года до н. э., когда созвездие Дракона было околополярным; а затем из главы 32 мы узнали, что Сет был представителем культа северной звезды, принесенного с северо-востока.

Значит, Хор представляет победившую силу с юга.

Он признавался южным богом. Навилль говорит: «Horchuti est par excellence le dieu de la Nubie; c'est à lui que sont consacrés plusieurs des temples pharaoniques qui existent le long du Nil entre Ouadi-Halfa et Philae»7.

Но и это еще не все. По мнению Масперо, божественные династии следуют друг за другом в таком по-рядке8:

Атум
Ра
Шу
Геб
Осирис
Сет
Хор

Мы видим, что Осирис предшествует Сету, и подходим к заключению, что в Осирисе мы имеем дело с луной, так как боги солнца Атум и Ра возглавляют список. Кроме того, культ Сета не уничтожил культ солнца, ибо Ра в конце концов приобрел верховную власть.

Значит, мы должны сказать, что южный бог солнца Хор, сын Осириса, был сыном бога луны, и тогда просто необходимо спросить, встречалось ли такое у других древних народов. Профессор Сейс9 отвечает:

«В государственной религии Халдеи бог солнца был сыном бога луны. Такое верование могло возникнуть только там, где бог луны был верховным богом... У семитов же бог солнца был повелителем и отцом богов»10.

Если в таком случае, зная об этом прецеденте, мы признаем Осириса богом луны у южного народа, тогда нет сомнений, что первым богом солнца был Хнум, а первым богом южной звезды — звезды, которая предвещала восход солнца в осеннее равноденствие, — Хонсу (Канопус). Надо назвать и Тота, поскольку точно установлено, что календарь, который он возглавляет, имеет южное происхождение, так как наступление нового года в летнее солнцестояние сначала предвещал Факт, а потом Сириус, а это южные звезды.

Есть множество данных, полученных из храмов, которые доказывают, что восходу солнца в осеннее равноденствие тоже предшествовал восход звезд и даже в более древние времена: сначала Канопуса, потом α Центавра. Возникает вопрос, не относился первый лунный календарь Тота к году, который начинался в осеннее равноденствие. Эта гипотеза возникла на основании дальнейших исследований, поэтому я не говорил о ней в главах о годе.

И может быть, здесь, в их отношении с богом луны Осирисом, мы находим настоящую причину того, что у Хонсу и Тота не солнечные, а лунные символы; Тот возглавлял первоначальный лунный год, а Хонсу лишь предупреждал о пришествии сына луны.

Если это так, то еще до основания храма в Иуну «la grande tribu des Anou»11, великое южное племя из Иуну (сначала поклонявшееся луне) уже появилось и приобрело силу в Северном Египте, иначе Осирис не вошел бы в божественные династии; и нас не должно удивлять, что здесь свидетельства в храмах исчезают. Самый древний северный храм Осириса находился в Абидосе; его тоже нет, тогда как на Филэ и в Эдфу храмы остаются, при этом храм в Эдфу был посвящен Хору в женской форме спустя какое-то время после закладки.

Исходя из всего вышесказанного, можно свести в нашей рабочей гипотезе данные из храмов, в той мере, в какой они влияют на мифологию и взаимодействие северного и южного культов.

Годы до н. э.
6400 Волна пришельцев с юга с Осирисом, Тотом, Хонсу — богами луны и Хнумом — богом солнца спускается вниз по Нилу.

Они находят туземцев, которые поклоняются Ра и Атуму. Возможно, у тех был всего лишь культ зари и сумерек.

Культ луны включается в местный, и возникает божественная династия Осириса.

Пришельцы приносят с собой 360-дневный лунный год, и возникает египетский календарь с началом года в 1-й день месяца тота.

Они строят храмы в Амаде, Семне, на Филэ, в Эдфу и, вероятно, в Абидосе. Все эти храмы, по-видимому, были храмами Осириса, потому что бог луны Осирис был верховным божеством, и использовались для определения места солнца в осеннее равноденствие, так как в осеннее равноденствие, видимо, начинался их лунный год

5400 Одна или несколько волн нашествий с северо-востока. Одна явно приходит от Красного моря и основывает храмы в Редезии и Дендере; другая могла прийти через перешеек и основать Иуну. Они приносят с собой культ Ану12.

Основывается божественная династия Сета, и, вероятно, возникают религиозные конфликты между сторонниками нового северного культа и южными лунопоклонниками.

Возможно, что либо этот народ пришел из Северной Вавилонии, либо он в то же время вторгся и в Северную Вавилонию

±5000 [Этот год мы получаем из того, что потом Бегемот уже не был околополярным созвездием. События могли произойти раньше, но не намного позже.]

Хор со своими «кузнецами» спускается вниз по Нилу, чтобы отомстить за «отца Осириса», расправившись с его убийцей Сетом (Бегемотом). Южные пришельцы 6400 года были ослаблены предыдущим (5400 год до н. э.) нашествием с северо-востока и обратились за помощью к югу.

Южный народ к этому времени уже поклонялся солнцу, и Осирис уже означал и солнце и луну. Северо-восточный народ побежден, происходит слияние исконного и южного культов. Северо-восточный народ отходит на второй план, но Сет остается, а богом мертвых становится Анубис, которого вскоре сменяет Осирис, когда к власти приходят южные жрецы.

Теперь жреческие центры располагаются в Иуну и Абидосе. В Иуну мы видим смешанный культ с богами солнца и северных звезд. В Абидосе Осирис (превратившийся в бога солнца) становится верховным богом

Время пирамид (4200 по Мариету, 3700 по Бругшу) Новое нашествие приходит с северо-востока, на этот раз из Вавилонии, видимо, только по перешейку, так как на путях от Красного моря не найдено восточно-западных храмов.

Они приносят не только Ану. Появляется бог солнца в весеннее равноденствие

3700 Южный народ в Баркале и Фивах набирает силу; активно строятся храмы. Хнум начинает уступать место Амону-Ра. Исконный народ и южный сливаются еще больше
3500 Северный и южный культы в Фивах окончательно сливаются. Основываются храмы Сета и Мина по образцам Иуну и Ана
3200 В Фивах устанавливается культ Амона-Ра. Фиванские жрецы занимают верховное положение

Примечания

1. Также Ланцони говорит, что Амон-Ра иногда изображается с четырьмя козьими головами, которые когда-то были особым атрибутом Хнума.

2. «Привет тебе, Хесири, Господин вечности. Когда ты в небе, ты предстаешь, как солнце, и возобновляешь свою форму, как луна» (Lanzoni. P. 692).

3. Rawlinson. I. P. 371.

4. Naville. Mythe d'Horus. P. 8.

5. «На 363-м году царствования бог вместе с сыном отправляется в Египет. Это точное время одного из тех царей, которые, по египетским преданиям, занимали трон Египта до туземных правителей. В тот год Хорхут изгоняет Тифона из Египта и воцаряется над всей страной. Это совпадает с тем, что нам говорят Манефон и Евсевий, якобы в первой династии богов Тифон непосредственно предшествовал Хору. Трон перешел к преемнику по праву победителя.

У Хора есть свита, которую везде называют его спутниками: Хор-шесу. Месье де Руже уже отметил, что в нескольких надписях эти люди считаются первоначальными жителями Египта, современниками божественных династий. Это те самые «месенну», которые уже рассматривались выше. Их роль в этой истории показывает еще яснее, что время, о котором идет речь, — это конец мифологической эпохи, преемником которой предстояло стать Менесу. Это предание о событиях, которые должны были незадолго предшествовать историческому времени.

Хорхут поднимается в лодку отца, который следует за ним в течение всего похода и дает ему свою поддержку и советы. Боги сопровождают Тифона по всей реке; Хорхут дает несколько сражений в местах, которые получают названия в память о его подвигах и которые будут посвящены его культу. Именно в Эдфу происходят первые бои, затем в XVI номе Верхнего Египта. Ном Мерит, Фаюм и озеро Моэрис — сцены нескольких эпизодов борьбы. Хор-шесу водворяются в город Несу-хенен, который здесь называется Нанрутеф, крупное святилище Осириса. Наконец, когда Сет изгнан из нома Хенти-иабти, XIV нома Нижнего Египта, страна освобождена, и царская власть уверенно переходит к Хорхуту. Его отец, которому при каждой новой победе воздаются особые почести, дает ему право изображаться в виде крылатого диска или скарабея во всех храмах Верхнего и Нижнего Египта. Хор становится господином двух земель, сидит в святилище, где почитается как Хорахти, с которым в итоге сливается.

Это вторая легенда, гораздо более конкретная, чем первая, потому что она связана с известными местами и определенным временем. Как мне кажется, довольно очевидно, что в основе предания лежит исторический факт. Сет — хорошо известный бог в истории Египта; бог врагов, в частности семитских народов, которые когда-то завоевали страну и часто ей угрожали. Если учесть, что он изгнан Хором, богом, который сменил его на царском престоле, и первыми жителями страны в некий момент в божественных анналах, разве не естественно объяснить этот миф войной между египтянами, пришедшими из Нубии, и семитами, которые были изгнаны из страны; то ли эта война древнее исторического времени, то ли, произойдя позднее, она перешла в область легендарной истории? Тексты о божественных династиях до сих пор слишком редки, чтобы мы могли очень далеко продвинуться в этих исследованиях. Быть может, когда-нибудь храм в Эдфу даст нам новую возможность заглянуть в доисторические времена и происхождение таинственной цивилизации Египта».

6. «Тифон не просто бог зла, личный враг Осириса, это властелин, который со своими союзниками занимает большую часть Египта от Эдфу до восточной Дельты» (Naville. Mythe d'Horus. P. 7).

7. «Хорахти по преимуществу бог Нубии; это ему посвящено большинство фараоновских храмов, расположенных вдоль Нила между Вади-Хальфой и островом Филэ» (Naville. Mythe d'Horus. P. 7).

8. Maspero. Histoire ancienne. P. 33.

9. Sayce. Op. cit. P. 155.

10. В современном немецком языке даже слово «луна» мужского рода, а «солнце» женского.

11. Maspero. Histoire ancienne. P. 14.

12. Иуну (Анну) и Ан (Дендера) («la grande tribu des Anou» у Масперо?).

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку