Материалы по истории астрономии

Глава 37. Египетские и вавилонские эклиптические созвездия

В главе 32 я уже указывал, что в Иуну, по-видимому, звездные божества представлены только Сетом; однако, как только мы доходим до эпохи пирамид, все изменяется. Количество богов увеличивается, а культ солнца и звезд в созвездиях Тельца и Скорпиона, если и не начинается, то продолжается в Египте в эпоху пирамид. Эти созвездия связаны с равноденствиями; и введению этих новых культов в эпоху пирамид сопутствовало поклонение быку Апису.

Сразу же возникает вопрос: когда в Вавилонии установили эклиптические созвездия? И во-вторых, что это за созвездия?

Йенсен в своей «Космологии вавилонян» говорит, что есть некоторая весьма точная информация относительно не только Тельца и Скорпиона, но и Козерога и других зимних созвездий; и как в Египте, так и в Вавилонии первые упоминания созвездий следует искать в религии и мифологии.

Насколько я понимаю, миф о какой бы то ни было борьбе солнца с околополярными звездами, как египетский миф о Хоре, полностью отсутствует у вавилонян, но похожий миф о некоторых эклиптических созвездиях — один из самых известных. Йенсен говорит, что изучение солнечных божеств и особенно легендарной войны между поздним богом солнца Мардуком и чудовищами Тиамат позволяют составить представление о вавилонских созвездиях.

Выше я уже говорил о Мардуке, это бог весеннего солнца; также считается, что величайший бог Древней Вавилонии эридуский Эа связан с созвездием Козерога.

Мардук представлял созвездие Тельца. Позволю себе процитировать Йенсена1:

«Уже высказывалось предположение, что Бык — символ весеннего солнца Мардука; что вначале оно было полным; что в какой-то момент оно расширилось вплоть до Рыбы Эа, то есть западной Рыбы; что Рыба Эа, из которой в древности солнце выходило в конце года, чтобы войти в созвездие Тельца, изображает Эа, бога Океана, откуда ежедневно поднимается его сын Мардук, утреннее солнце; и, наконец, что ряд созвездий западнее Рыб(ы) символически представляет этот самый океан. Мардук, с одной стороны, будучи солнцем в начале дня (и года), является сыном Эа, бога мировых вод».

Что касается бога солнца Мардука, то он олицетворяет солнце в весеннее равноденствие, когда звезды в созвездии Тельца предвещают восход солнца.

Но что такое рыба Эа и другие упомянутые созвездия? Миф полностью раскрывает их перед нами. Это южные эклиптические созвездия.

Тиамат

Тиамат, по Йенсену, вначале означала Восточное море (P. 307). Это значение расширилось и стало подразумевать «мировые воды», что, как я полагаю, может означать и происхождение греческого слова ὠκεανὸς, океан, и, возможно, воды, расположенные выше небосвода. В этих водах располагались южные эклиптические созвездия, знаки зимы и ненастья: среди них Скорпион, Козерог и Рыбы.

Нужно сказать, что на первой стадии эти южные созвездия были связаны с богом Эриду.

Созвездия, о которых говорится в мифе о Мардуке и Тиамат

Таким образом, мы узнаем из мифа, что во время его создания в Вавилонии были известны созвездия не только Быка и Скорпиона, но и Козла и Рыб.

Этот тезис подтверждается у Йенсена следующими соображениями: «Мы тщетно ищем в свите Тиамат животное, соответствующее зодиакальным созвездиям к востоку от точки весеннего равноденствия. Это не может быть случайным. Поэтому, если мы утверждаем, что космогония вавилонян была тесно связана с явлениями восхода, с одной стороны, и входа Солнца в точку весеннего равноденствия, с другой, — что, по сути дела, миф о сотворении в целом отражает эти явления, — что может убедительнее доказать нашу гипотезу, чем только что упомянутый факт. Три чудовища Тиамат, которых побеждает Мардук, располагаются в «водяной части» небес, которую «завоевывает» весеннее солнце Мардук, прежде чем войти в [древнее] созвездие Быка. Если рассматривать знаки зодиака в качестве символов, что несомненно, и в частности если рассматривать в качестве символа такое чудовище, как полукозел-полурыба, чью форму трудно узнать в соответствующем созвездии, тогда мы без колебаний можем допустить, что в то время, когда скорпион, полукозел-полурыба и рыбы определились в качестве знаков зодиака в водяной части неба, они уже сыграли свою роль в мифе о сотворении в качестве чудовищ Тиамат. Конечно, они не были взяты из готовой легенды и перенесены на небо, но причиной для этого стали более общие концепции. Это не значит, что все известные нам мифы древности должны были быть в наличии, но, по крайней мере, их основа, возможно, в виде отдельных несистематических и несвязанных историй и понятий».

Есть и другие свидетельства о созвездии Скорпиона.

«Человек-скорпион играет и другую роль в космологии вавилонян. Человек-скорпион и его жена охраняют врата, ведущие в гору (или горы) Машу, и смотрят за солнцем на восходе и закате. Макушкой они достают до небес, а своей ирту (грудью?) нижнего мира (эпос об Издубаре, 60, 9). Перейдя гору Машу, Издубар достигает моря. Это море лежит на востоке или юго-востоке. Какими бы туманными ни были эти идеи и каким бы непостижимым они ни делали основной смысл, ясно одно: люди-скорпионы обитали на границе между сушей и морем, верхним и нижним миром, таким образом, что верхняя, или человеческая, часть принадлежит верхнему миру, а нижняя, тело скорпиона, нижнему. То есть человек-скорпион олицетворяет границу между светом и тьмой, между твердой сушей и водной частью мира. Символ Мардука, бога света и победителя Тиамат, то есть океана, — это Бык, Телец, куда он входит весной. Это практически неизбежно ведет нас к предположению, что и Бык, и Скорпион были перенесены на небосклон либо в то время, когда Солнце находилось в весеннее равноденствие в Тельце, а в осеннее равноденствие в Скорпионе, а именно в их главных частях или самых заметных звездных группах, то есть, вероятно, поблизости от Альдебарана и Антареса, либо в эпоху, когда основные части Тельца и Скорпиона появлялись в равноденствие раньше Солнца».

Если согласиться с моим предположением, что вавилонский миф повествует не о ежедневной, а о ежегодной борьбе между светом и тьмой — то есть антагонизм дня и ночи разросся до антагонизма лета и зимы, — тогда становится ясно, почему в весеннее равноденствие заходящий на западе Скорпион наблюдает за восходом солнца, а в осеннее равноденствие, восходя на востоке, наблюдает за закатом; одна его часть видна на небе, а другая находится ниже горизонта в небесных водах. При этом вся неясность исчезает и у нас остается просто очень поэтичная констатация факта, из которой мы узнаем, что все это происходило около 3 тысяч лет до н. э., если Солнце тогда находилось рядом с Плеядами.

В вышеприведенном фрагменте Йенсен сначала намекает, а потом прямо говорит, что не все зодиакальные созвездия появились одновременно. Видимо, вавилоняне для начала решили более простую задачу и выбрали шесть созвездий, а не двенадцать. Например, мы уже узнали, что для того, чтобы заполнить современный ряд, нужно между созвездиями

Скорпион Козерог Рыбы

вставить созвездия

Стрелец Водолей

По-видимому, Овен и Весы тоже были добавлены позднее, по мнению Йенсена, который пишет: «Выше (p. 90) мы уже попытались объяснить тот поразительный феномен, что Бык и Пегас, оба только с половиной туловища ἡμίτομοι, окружают с двух сторон Барана, предположив, что последний был добавлен позднее, когда Солнце в момент весеннего равноденствия находилось в задней части Быка, так что эта точка уже недостаточно выделялась в небе. Другой момент, для которого можно найти такое же объяснение, касается части неба напротив Барана и Быка. Хотя нет сомнений в существовании восточного противовеса, все-таки, как уже отмечалось (p. 68), греки часто называли его χηλαὶ, «клешни» (Скорпиона), и из вышесказанного (p. 312) следует, что знак созвездия примерно в районе современных Весов читается в аршакидской надписи как «клешня» (клешни) Скорпиона. Эти факты очень просто объясняются тем предположением, что сначала Скорпион распространялся на область Весов и что сначала α и β Весов изображали «рога» Скорпиона, но позднее, когда с ними стало совпадать осеннее равноденствие, они стали называться Весами. Это название было дополнительным, и вполне естественно, что прежнее название использовалось наряду с ним. Но это же свидетельствует о большой древности части зодиака».

Давайте предположим, что с остальными шестью созвездиями из двенадцати случилось то же, что было с Овном и Весами: иными словами, что первый зодиак состоял только из шести созвездий.

Телец Краб (или Черепаха) Дева (или Колос) Скорпион Козерог Рыбы
Близнецы Лев Весы Стрелец Водолей Овен

Вверху списка не только перечисляется непрерывная вереница из человекорыбы, козлорыбы, человекоскорпиона и Мардука вавилонян, но мы замечаем все или почти все эклиптические звезды или созвездия, встреченные нами в древнеегипетской мифологии: Апис, Черепаха2, Мин, Серкет, Хнум, изображаемые соответствующими знаками.

Далее объясняется весьма примечательное замалчивание или недостаточное изображение Льва как в более древней вавилонской мифологии, так и в египетской. Выше я уже показал, что вавилоняне, у которых год начинался в равноденствие, не обращали особого внимания на солнцестояние, следовательно, так же и египтяне, достаточно разумные, чтобы не пользоваться зодиакальными звездами для предвещания восхода, потому что звезды рядом с солнцем при более ярких лучах зари увидеть труднее, вполне могли пренебречь созвездием Льва, так как сначала Факт, а потом Сириус, и тот и другой южные звезды, предупреждали их о дне летнего солнцестояния; следовательно, в обеих странах могли сначала пренебречь Львом, хотя и по разным причинам.

Поскольку есть некоторые сомнения в том, было ли созвездие Льва среди первых вавилонских созвездий, как мне кажется, следующий абзац относится скорее к наблюдениям более позднего времени, когда тотемизм уже уступил свои позиции: «Лев на небосклоне должен олицетворять летний зной. Наиболее успешно это выходит у него, когда летнее солнцестояние совпадает с восходом созвездия — то есть когда его основные звезды появляются перед солнцем в летнее солнцестояние. Это происходило в то время, когда точка весеннего равноденствия находилась в Тельце и когда главная звездная группа Быка восходила перед солнцем в весеннее равноденствие. Кувшин с водой (Амфора) — Водолей — должен символически изображать влажное время года, зиму. Наиболее успешно это выходит у него, когда с ним совпадает зимнее солнцестояние, то есть его главная звездная группа восходит перед солнцем в зимнее солнцестояние. Это происходило примерно в то время, когда точка весеннего равноденствия находилась в Тельце и его главная звездная группа восходила перед солнцем в момент весеннего равноденствия».

Благодаря исследованиям Йенсена мы приходим к одному важному выводу: в древности у вавилонян, как и у египтян, следующие созвездия имели значение символов:

Телец Бык
Рак Черепаха
Дева Колос или другой плод, символизирующий плодородие
Скорпион Скорпион
Козерог Козлочеловек или козлорыба
Рыбы Рыбочеловек

Но когда это было?

Как мы видели, в Египте созвездие Быка, возможно, стали различать во времена Менеса, а в эпоху пирамид созвездия Быка и Скорпиона уже были точно известны.

Также я привел факты, свидетельствующие о том, что культ восточно-западных пирамид происходит из Вавилонии. Итак, мы знаем, что примерно в то время царем этой страны был Саргон I, правивший в Аккаде, 33° с. ш., на правом берегу Евфрата, причем на другой стороне реки располагался Сиппар. Здесь можно упомянуть, что Эриду и Вавилон находятся на 31° с. ш. и 32½° с. ш. соответственно, то есть Аккад находился к северу от обоих.

Хотя культ Мардука — то есть бога солнца в весеннее равноденствие — в Вавилоне был значительно усилен при царе Хаммурапи около 2200 года до н. э., известно, что он существовал еще задолго до того; как задолго, мне установить не удалось. Кроме того, весьма примечательно, что богов Эриду, когда этот город занимал главенствующее положение, охраняли священные быки. Поэтому нам придется оставить вопрос, когда утвердился бог солнца Бык, без точного ответа; но, исходя из вышесказанного, кажется вероятным, что это могло случиться еще до эпохи пирамид.

Но у нас есть не только этот ряд фактов. Нам могут помочь соображения астрономии. Чтобы показать убедительность основанного на них довода, нужно коротко рассказать об изменении точки равноденствия на небесной сфере.

Вследствие прецессии положение Солнца на эклиптике в равноденствие или солнцестояние совершает круг по эклиптике примерно за 25 тысяч лет. Итак, если предположить двенадцать эклиптических созвездий одинакового размера — то есть протяженностью 30° (30° × 12 = 360°), — то время, которое требуется точке весеннего равноденствия, чтобы пройти через одно созвездие, будет равно (25 000 / 12 =) 2083 года. Если созвездие Быка раньше было вдвое длиннее, чем сейчас (когда созвездий стало вдвое больше), конечно, этот период тоже был вдвое длиннее.

Поэтому утверждение, что Солнце в равноденствие находилось в созвездии Быка, не особенно помогает нам установить истинное время, и вполне возможно, что созвездие Льва появилось через 2 тысячи лет после созвездия Быка и все-таки отмечало летнее солнцестояние.

Далее, если все звезды Быка видны на заре — то есть перед восходом Солнца, — Солнце еще не вошло в созвездие. Тогда, во всяком случае, мы можем установить минимальное время. Долгота Солнца в весеннее равноденствие всегда равна 0, долгота самой восточной части созвездия, при условии, что она не изменилась, даст нам количество прошедших лет.

Теперь я изложу точку зрения Йенсена на то, когда бог Мардук, или иными словами, культ весеннего солнца, появился в вавилонской мифологии.

Йенсен отмечает:

«Можно с уверенностью допустить, что созвездия Скорпиона и Быка действительно появились не позднее момента, когда точки весеннего и осеннего равноденствия совпадали с их главными звездами соответственно. Но это было больше 4900 лет назад. Однако если мы предположим, что Телец и Скорпион получили свои имена в то время, когда их главные звезды восходили перед солнцем в момент весеннего и осеннего равноденствия соответственно, то мы получим время появления созвездий Тельца и Скорпиона: около 5000 лет назад3. По мнению доктора Тетенса, 6000 лет назад в начале весны солнце находилось на кончиках рогов Быка. Значит, к тому времени Телец успевал полностью выйти из-за восточного горизонта на восходе солнца.

Поскольку вполне можно допустить, что при определении первых знаков зодиака имя получало то созвездие эклиптики, которое всходило из-за солнца, притом что имя должно было символически указывать на начало весны, которое происходило тогда же, то это время, примерно 1400 год до н. э., также могло быть временем введения Быка (и Скорпиона). Но конечно, совсем не обязательно, что это произошло в одну из трех указанных эпох; на самом деле это маловероятно, и процесс, видимо, происходил следующим образом: когда возникла идея установить на небе символы, указывавшие начало весны, — будь то в голове ученого или народа, на мифологической или более научной основе, — название сначала дали области, в которой Солнце находилось в начале весны, или области западнее ее, и название символически означало начало весны. Это, конечно, не исключает той возможности, что в это название были включены и более восточные участки эклиптики с менее заметными звездами. Так мы приходим к выводу, что Телец появился не позднее 3000 года до н. э., ибо в то время Альдебаран, его главная звезда, находилась восточнее солнца в начале весны. Следовательно, наши легенды о сотворении мира, по крайней мере частично, имеют такую же древность»4.

Значит, из вышесказанного следует, что созвездия Быка и Скорпиона были установлены в одно и то же древнее время и в Вавилонии, и в Египте; к ним мы можем прибавить и Черепаху (современный Рак) и несколько южных созвездий. А также что они были установлены не позже, скажем, 4000 года до н. э., но, вероятнее всего, намного раньше.

Что касается всей эклиптики, то данные очень скудны как для Древней Вавилонии, так и для Египта. Я уже говорил о египетских деканах, то есть группах звезд, восходящих в течение десятидневных интервалов. Их списки можно найти у Лепсиуса и Бругша в «Астрономических и астрологических надписях», но что именно это за звезды, не выяснено. Йенсен на основании своих исследований выводит следующий список для более поздней эпохи в Вавилонии — скажем, для 1000 года до н. э.

1. Вероятно, Овен (= «овечий вожак»).
2. «(Небесный) Бык» = Альдебаран или (и) = современный Телец.
3. Близнецы.
4. ?
5. Вероятно, Лев.
6. Созвездие «Колос» [Спика].
7. Вероятно, Весы, однако их звезды, по крайней мере в целом, называются «Клешнями» (то есть клешнями Скорпиона).
8. Скорпион.
9. Возможно, Стрелец.
10. «Козлорыба» = Капер.
11.?
12. «Рыба» с «лентой, связывающей Рыб».

Из работ Штрассмайера и Эппинга мы узнаем, что через несколько сот лет уже определилась вся цепочка из двадцати восьми звезд по эклиптике, а также сделаны точнейшие наблюдения о движениях Луны и планет и всех сопутствующих явлениях. В то время в Вавилонии знали следующие эклиптические звезды5:

1. η Рыб 15. α Льва
2. β Овна 16. ρ Льва
3. α Овна 17. β Льва
4. η Тельца 18. β Девы
5. α Тельца 19. γ Девы
6. β Тельца 20. α Девы
7. ζ Тельца 21. α Весов
8.η Близнецов 22. β Весов
9. μ Близнецов 23. δ Скорпиона
10. γ Близнецов 24. α Скорпиона
11. α Близнецов 25. δ Змееносца
12. β Близнецов 26. α Козерога
13. δ Рака 27. γ Козерога
14. ε Льва 28. η Козерога

В Египте найден ряд звездных таблиц, датируемых XX династией (1100 г. до н. э.), которые ставили в тупик египтологов от Шампольона до Био и других. Эти наблюдения содержатся в нескольких папирусах, найденных в гробницах; видимо, их положили к мертвым в качестве своего рода талисмана, чтобы облегчить им прохождение препятствий на пути в загробный мир.

Иероглифы говорят, что некая звезда некоего египетского созвездия видна в некоторый час ночи. Двенадцать линий изображают двенадцать часов ночи, и эти вертикальные линии, как утверждается, — эквивалент линий в современных теодолитах, а уточнения «в середине», «над правым глазом», «над правым плечом» или «над левым ухом» — указания на местонахождение звезды.

Если бы это подтвердилось, то наше исследование привело бы нас к одному замечательному выводу: что египтяне в то время решительно распространяли созвездие почти на 90° прямого восхождения, то есть они предпочитали как можно меньше созвездий с как можно большим количеством звезд. Однако самые уважаемые исследователи соглашаются в том, что это таблицы звезд, восходящих в разные часы ночи, и небольшому созвездию около полюса требовалось много часов на то, чтобы взойти.

Наблюдения производились 1-го и 16-го числа каждого месяца. Всего главных звезд было 24, и сначала ученым показалось, что перед ними действительно бесценный перечень 24 эклиптических либо экваториальных звезд, аналогичный упомянутым выше деканам.

Однако, к сожалению, несмотря на все усилия, перечень так и не удалось понять. Есть разногласия даже по поводу того, является ли он перечнем восходов или прохождений через меридиан. Не так давно один из исследователей Густав Бильфингер6 решительно счел его вообще не списком наблюдений, а компиляцией, составленной с особой целью.

«Назначение таблицы звезд — перенести принцип времени в суровый загробный мир, это символ «вечного горизонта» над сводом гробницы, которым древние египтяне столь кстати украсили склеп, имитация неба, замена неба верхнего мира с его явлениями, отмеряющими время; однако здесь идея смелее, исполнение искуснее и сложнее, потому что скульптор осмелился соединить суточное и годовое движение на небосводе в одной картине; хотел перенести в загробный мир временные рамки, в которых проходит вся человеческая жизнь. Эта попытка представить на одной схеме оба движения и обе единицы измерения времени объясняет все странности и несовершенства звездной таблицы.

Самый простой способ изобразить оба движения — прибегнуть к звездам, которые окружают землю в течение дня и определяют год, последовательно появляясь в утренних сумерках. Если бы одни и те же звезды выполняли одну и ту же роль на одном изображении, нужно было бы взять двадцать четыре звезды, восходящие в 15-дневные интервалы, поскольку именно они следовали друг за другом на среднем расстоянии в 15° и поэтому годились для того, чтобы отмерять часы.

Если у автора календаря действительно был список из двадцати четырех главных (зодиакальных) звезд, он указал ход года; но так как он хотел изобразить и суточное движение звезд, он мог бы вполне составить каждую ночь из одиннадцати этих звезд, так как восходы звезд видны только в течение десяти средних часов ночи. Но десяти часов было недостаточно, чтобы изобразить ночь, ведь считалось, что она состоит из двенадцати часов.

Остался только один выход: а именно назвать нулевой час «закатом», двенадцатый «восходом», что было бы простым и правильным решением, если цель заключалась в делении ночи на двенадцать часов из практических соображений. Но автор не мог воспользоваться этим способом, потому что мог или хотел использовать исключительно звезды, а понятиям рассвета и заката не было места в его таблице. Тогда ему пришлось фальсифицировать обычное деление на часы, сжав двенадцать часов ночи, в которые видны восходы звезд, — а именно темные часы ночи, исключая сумерки. С другой стороны, так как главные звезды у него разделены на 15-градусные интервалы, он не мог разделить сокращенную на два часа ночь на двенадцать частей, и потому ему пришлось воспользоваться двумя-тремя дополнительными звездами, как мы подробно показали выше, и тем самым еще больше исказить деление на часы, ведь из-за этого продолжительность часов сделалась очень разной. Значит, эти две особенности надо считать не особенностями древнеегипетских вычислений, а следствием основной мысли таблицы, которая должна была не облегчить деление ночи на двенадцать частей при помощи наблюдения за звездами, а при помощи соединения тринадцати звезд с тринадцатью последовательными моментами дать представление о кружащем сонме звезд и, таким образом, ходе ночи».

Я привожу сокращенный вариант списка двадцати четырех главных звезд и египетских созвездий, в которых они встречаются:

1. Саху = Орион
2. Сотис = Сириус
3. Две звезды
4. Звезды воды
5. Лев
6. Много звезд
7. Глашатай Менеса
8. Менес
9. Спутники Менеса
10—14. Бегемот
15—20. Нехет
21. Ари
22, 23. Гусь
24. Саху = Голова Ориона

Очевидно, что даже этот египетский список звезд весьма неопределенный. Известно, что Саху — название созвездия Ориона. Бегемот представляет Дракона, а Нехет, вероятно, еще одно северное созвездие. Так же есть основания полагать, что Менес может олицетворять Спику, а, как мы видели, со Спикой связан культ Мина. На большее ученые пока что не отваживаются.

Примечания

1. Jensen. Op. cit. P. 315.

2. Я думаю, что прав насчет Черепахи, так как нахожу у Йенсена такой отрывок на p. 65, где он отмечает отсутствие Краба: «Ganz absehend davon, ob dasselbe fur unsere Frage von Wichtigkeit werden wird oder nicht, muss ich daran erinnern, das unter den Emblemen, welche die sogenannten «Deeds of Sale» häufig begleiten, verschiedene Male wie der Scorpion so die Schildkröte abgebildet gefunden wird». («Не говоря о том, будет ли иметь для нашей проблемы значение или нет, я должен напомнить вам, что под символом, часто сопровождающим так называемый «акт купли-продажи», Скорпион несколько раз отображался как черепаха»).

3. Как пишет доктор Тетенс, гелиакический восход Альдебарана происходил в начале весны в Вавилоне 6900 лет назад.

4. Об этих легендах Йенсен пишет: «Весьма примечательно, что древнейший исторический царь, о котором известно в Вавилонии, Саргон Аккадский (?), как считается, жил около 3750 года до н. э. — то есть 5639 лет назад — и что его сына звали Нарам-Син — «любимец Сина», бога луны. И если иметь в виду, что знаки зодиака встраиваются в вавилонские легенды о сотворении мира и что от них произошли еврейские космогонические мифы, еще более примечательно, что евреи относят сотворение мира на 5649 лет назад, даже если другие расчеты и предания на основе Библии дают совершенно другие цифры. Случайно это или нет, я судить не берусь».

5. Astronomisches aus Babylon. P. 117—133.

6. Bilfinger G. Die Sterntafeln in den ägyptischen Konigsgrabern von Biban el Moluk. S. 69.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку